В КАНУН СВЕТЛОГО ДНЯ

(Этюд)

Трудно сказать, что сильнее и глубже запечатлевается в человеческой душе — само торжество или все те приготовления к нему, которые лишний раз подчеркивают его особенную важность. Ведь всякий из верующих людей еще с детских лет навсегда запомнил вечер Великой Субботы, когда остается всего несколько часов до светлой заутрени, когда каждая прошедшая минута приближает нас к величайшему из христианских праздников — Воскресению Господа нашего Иисуса Христа. Если и не сможет кто-либо по тем или иным обстоятельствам посетить храм в эти последние, предпраздничные часы, то стоит ему только закрыть глаза и сосредоточиться, как в памяти всплывают образы и впечатления, которые обогатили наше сознание еще тогда, когда оно было наиболее восприимчивым к окружающему. Поэтому можно уподобить память тонкому инструменту, который, если прикоснуться к нему умелой рукой, начинает источать из себя прекрасные и нежные звуки...

...Четыре часа дня. Высоко апрельское небо над огромной и шумной Москвой. Как всегда по улицам и переулкам движутся озабоченные житейскими делами и обязанностями горожане. Но только в этот день можно встретить людей, которые бережно несут, прижав к груди, белые узелки и скрываются с ними в дверях московских церквей. И хотя не полагается по церковному уставу в Великую Субботу никаких служб после продолжительной и замечательной Литургии, множество людей приходит в храмы и под сенью каждого из них идет напряженная и хлопотливая работа.

Посреди храма на высоком постаменте водружена плащаница. И любой из прихожан, переступив порог и осенив себя крестным знаменем, сейчас же направляется к этому месту, чтобы пристроить в одном из гнездышек громадных подсвечников и свою свечу.

Изображение Божественного Тела просто и строго. Над Великим Другом человечества, который прежде сотворения мира предопределил принести Себя в жертву, чтобы сделать людей благородными и добрыми, склонились в немой скорби Его страдающая Мать, ученики и друзья. В благоговении поднимаясь по нескольким ступеням, созерцают верующие эту трогательную группу. Вот небольшая девочка, вытянувшись, на цыпочках прикладывается к Руке, так любившей ласкать детей. Подходят новые и новые люди. Зайти хотя бы на несколько минут считает своим долгом любой верующий, как бы он ни торопился и ни был занят.

В углу одного из приделов несколько прихожанок распрямляют и любовно украшают искусственными цветами приготовленные заранее еловые гирлянды. Другие надевают на подсвечники белоснежные чехлы и перевязывают их красивыми лентами. Высокая раскладная лестница, помещенная на четырех колесах и отчасти напоминающая средневековую стенобитную башню, медленно передвигается по солее. Гирлянды искусно переплелись на иконостасе, так что каждый образ оказывается словно вставленным в рамку из зеленых ветвей. Чистоту и благолепие, которыми православные храмы славятся даже среди приверженцев всякого иного исповедания, доводят до совершенства.

В другом приделе на полу длинной вереницей выстроились подносы. Стройные и приземистые куличи, пасхи-пирамиды, убранные цветами, крашеные и разрисованные пасхальные яйца, горящие свечи. Прихожане терпеливо ждут освящения. Совершив положенную молитву священник медленно обходит ряды и старательно кропит все принесенное святой водой. Узлы завязываются, и ряды постепенно редеют.


...В девятом часу вечера очертания предметов начинают сливаться друг с другом. Украшение храма заканчивается. Нет ни одного образа и уголка, который был бы оставлен без внимания. Если войти в алтарь то его убранство великолепнее обычного. Новые пелены из белой парчи облегают престол. На столиках и тумбочках заботливо уложены одеяния священнослужителей, которым придется переоблачаться после каждой песни пасхального канона. Для такого богослужения из церковной ризницы извлечены самые лучшие комплекты. В трехсвечник, убранный бледнорозовыми и голубыми гиацинтами, вставлены разноцветные свечи с золотыми витками. Вазы и корзины с цветами установлены около запрестольного образа Воскресения, у семисвещника и на окнах. На жертвеннике приготовлены листы с текстом Евангелия. Только единожды в году богомольцам выпадает счастье слушать мудрые и точные строфы первой главы от Иоанна, звучащие на греческом, русском, латинском, французском, болгарском и других языках мира.

Храм необычайно наряден, но эта нарядность скрыта до времени очень слабым освещением. Полумрак как бы напоминает верующим, что Спаситель считается погребенным, и Победа над смертью Того, Кто «бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущего в мир» (Ио. 1, 9), еще не явлена миру.

Поздним вечером выносную плащаницу заменяют небольшой напрестольной, которая после полунощницы будет перенесена в алтарь. Дружное пламя свечей выделяется в сгустившейся темноте особенно ярко. Уставший священник присел в кресло. Несколько минут покоя вернут ему необходимую бодрость. Уже собираются те богомольцы, для которых пребывание в церкви составляет лучшпе минуты жизни и которым часы ожидания никогда не кажутся долгими...


...Стрелки часов показывают начало двенадцатого. Храм так переполнен молящимися, что невозможно пробраться ни в одну из открытых дверей. Взоры всех молящихся устремлены к алтарю. Лица радостны, и многие счастливо улыбаются. Празднично одетые люди с волнением ждут начала службы. Свечи в их руках делаются все более мягкими, на стенах начинают поблескивать и медленно скатываться капельки росы.

Непрерывно растет толпа и перед входом. Опоздавшие сетуют на себя, что они не сумели выбраться из дома на час раньше, тщетно пытаются проникнуть хотя бы в притвор, но никто и не думает о возвращении. Немыслимо уйти, не дождавшись прекраснейшего из возглашений — «Христос воскресе!» Поэтому одни приникли к окнам, чтобы видеть хоть малую часть храма, уже залитого огнями, другие разместились неподалеку и будут жадно ловить слухом волны замечательных песнопений, которые вынесутся наружу и встретят радостный отклик в каждом сердце.

Снова верующие Советской страны справляют величайший из православных праздников в мирной обстановке. Одержана победа над злейшими врагами христианства, которые имели еще наглость, отправляясь на свои мерзкие «подвиги», прикрываться именем Христа. Тяжелое время боев с человеконенавистниками и мракобесами осталось позади. Поэтому не нужно теперь, как три-четыре года тому назад, идя в храм в эту торжественную ночь, боязливо поглядывать на небо, по которому скользили тогда лучи прожекторов и которое устрашало мирное население рокотом моторов.

Сегодняшнее небо полно покоя. В просветах между облаками ласково мерцают звезды. Раздается первый удар колокола, призывающий нас: «Приидите, поклонимся и припадем Ему!»

ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВ

Система Orphus