В ДНИ ПОСТА

Еще за три недели до начала Великого поста в храмах начинают петь «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!», и тогда уже чувствуется приближение времени покаянных молитв и воздыханий перед

В прощеное воскресенье, когда Церковь в строго молитвенной обстановке призывает нас, забыв личные обиды, искренне простив друг друга, с сердцем, открытым для любви к ближнему, с покаянным сознанием своей греховности вступить в полосу света духовного обновления, когда мы стоим уже в преддверии Великого поста, — в сердце появляются чувства смятения и страха. Что видит Господь в нашем сердце, чем оправдаемся мы перед Ним? Мы слабы и малодушны... Мы блуждали далеко от Господа, мы так мало думали о Нем. Мы часто заглушали голос духа, отдавая предпочтение голосу плоти, и подчас недостает у нас мужества серьезно оглянуться на прожитые дни, осудить порочные и темные стороны своей жизни, и потому мы обращаемся с молитвой к Богу, чтобы Он ниспослал нам очистительные слезы покаяния, которые породили бы в нас добрые плоды, как освежаются и порождаются плоды земные теплыми летними дождями, и в этом помогает нам Церковь.

Материнская забота Святой нашей Церкви, призывающей нас напрячь усилия, чтобы воздерживаться от всего дурного, отвращающего от нас лицо Божие, поддерживает нас в борьбе с дурными наклонностями, вселяет надежду на помилование и прощение от Господа.

Перед вами горит огонек веры, и от него зажженный, такой же огонек горит в вашем сердце, и манит, и движет вас к тому огню, от которого получил он свое начало.

Встанем и скажем себе: «Пойду к Отцу моему» и, как блудный сын, как мытарь и блудница, принесем искреннее сокрушенное покаяние Богу, и Он нас услышит, Он нас утешит, и мы познаем радость возвращения души к Богу.

«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничтожит».

Какое благостное чувство вселяют в душу слова псалма: «Но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид, вопию Ти, помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей».

Великий пост в жизни христианина составляет особый период духовной приподнятости, религиозно-сладостных волнений, потому что и покаянная тоска, и слезы, и печаль очищают, облагораживают душу, облегчают и делают ее дыхание более свободным и глубоким, приближают к Богу, душа как бы расцветает в эти дни. Не сдавливайте ее воздыханий, не останавливайте слез тоски о Господе, об утраченном нами подобии Божием. Если над нивой не будут проноситься грозы и проливаться дожди, на ней никогда ничего не родится, а посеянные семена засохнут и умрут.

Сколько душевных сил почерпают люди во дни Великого поста.

Строгое чтение канонов, коленопреклоненные фигуры в слабо освященном храме, до слез волнующие чудесные великопостные напевы своей исключительной глубиной и выразительностью приковывают душу, уносят в мир святого вдохновения, наполняют душу необычайным чувством благоговения, создают дивную гармонию молитвенных созвучий.

В вибрирующих огоньках свечей, в лучистом свете лампад, в самом полумраке храма таится неотразимая божественная сила, такая благодатная, такая чудная, предназначенная исцелять самые застаревшие болезни, возрождать все лучшее и благородное нашего внутреннего существа, оживлять слезами самое окаменелое сердце.

Не надо яркого света: в тишине и полумраке легче прислушиваться к биению своего сердца, дать душе почувствовать благословенные минуты покаяния, понять ее устремленность к небу.

Священник произносит слова молитвы: «Господи и Владыка живота моего», и от шороха в безмолвии встающих на колени богомольцев трепетно вздрагивает сердце. Через печаль и сокрушение покаянного мотива «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» звучит вера и упование на милосердие Божие. Это сокровище духовное, эти бесценные дары, которые так щедро изливаются на нас в храме Божием, как-то становятся ближе и ощущаются полнее в дни покаянной и углубленной молитвы Великого поста.

В продолжение всего Великого поста по воскресным дням за ранней и поздней Литургией в храмах масса исповедников, собирающихся группами. В одном из пределов храма священник произносит слова исповеди, снова и снова напоминает о необходимости сознания своей греховности, недостоинства и вины перед Богом и глубокого покаяния. Внимательно слушают исповедники пастыря; все, что говорит он, близко и понятно каждому, проникает в сердце, и из глубины его встают самые сокровенные чувства. Слышатся затаенные вздохи, и многие подносят платки к глазам. Это минута безмолвной беседы и приближения души к Богу.

Одни уже приобщились Святых Тайн, другие готовятся к этому.

Через покаяние и искупление Святою Кровию идет к нам радость Воскресения и вечной жизни, сопутствуя нам даже в дни самых скорбных воспоминаний.

Вот наступают великие дни Страстной седмицы и вместе с ними наплыв непередаваемо глубоких потрясающих религиозных переживаний, в которых за мраком и печалью, за злобой людской и неправдой близко идет светлая радость, добродетель и вечная правда.

Когда поют: «Се Жених грядет во полунощи» и «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам да вниду в онь», — чувствуешь свою неподготовленность к встрече Его и нищету духовную и опять испытываешь потребность прибегнуть к помощи Божией, чтобы Он не оставил нас, но помог притти к Нему.

В последующие дни в нашей памяти встают все священные события, совершившиеся, по предопределению Божьему, ради нашего спасения: молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, когда, почувствовав на себе тяготу человеческой злобы и грехопадения, Он начал ужасаться и тосковать; шествие по улицам Иерусалима Спасителя, изнемогающего под тяжестью креста, крики толпы: «Распни, распни Его!», пригвождение ко Кресту, и в эту ужасающую минуту молитва Богочеловека к Небесному Отцу: «Отче! Отпусти им, не ведят бо что творят». Дальше невыразимая мука и крестная смерть Того, Кто ни единого зла сотвори.

В Великий Четверг за чтением двенадцати евангелий, повествующих о страданиях Христа, когда при каждом повторении слов: «Слава долготерпению Твоему, Господи» горечь печали проникает в сердце, пусть содрогается наша душа, пусть не будет у нас никаких отвлеченных мыслей и чувств, кроме тех, которые навевают священные воспоминания Страстной седмицы, чтобы нам перестрадать со Христом, понести долю безмерной тяжести Его Креста. Тогда пусть жгучее раскаяние в наших грехах и заблуждениях вытеснит из сердца все наши личные житейские невзгоды и не оставит места ничему, кроме трепетного благоговения слез умиления и любви и горячей безмолвной жажды преклонения перед Святейшею Жертвой. Словами невозможно передать того, чем полна душа в дни Страстной недели.

Вы не можете не заплакать, услышав слова Иосифа, обращенные к Пилату: «Даждь ми сего странного, иже не имеет где главы подклонити» и удержать усиливающиеся слезы, когда льется рыдающая и вместе умиротворяющая мелодия: «Благообразный Иосиф» и под трогательный напев «Святый Боже» несут по храму плащаницу и наполняется сердце печалью.

Христос умер как человек, и камнем был закрыт вход в пещеру Его, и ученики, усомнившись в Нем, разошлись с тоской, будто умерла надежда на торжество жизни над смертию...

Но затем и умер Христос, чтобы победить смерть и даровать нам Воскресение, и потому-то в скорбных воспоминаниях Страстной недели чувствуется приближение незаходимой радости Светлого Христова Воскресения.

Вместе с праздником Воскресения к нам идет весна как символ вновь воскресающей жизни.

Господи! По Твоему беспредельному милосердию Святым Твоим Воскресением воскреси, возроди в наших душах родные забытые чувства любви, милосердия, правды, вдохновенной молитвы, чтобы наша душа всегда оставалась живой и восприимчивой ко всем Твоим неисчислимым дарам, к счастью, которое Ты дал нам Твоими страданиями. И чтобы как долго сдерживаемый родник, будучи скрытым под почво и наконец, пробившийся из недр земли на поверхность, мчит свои воды стремительным быстрым потоком с немолчным журчанием вперед к берегам далекого моря, чтобы слиться с родною стихией, не останавливаясь, как бы желая наверстать потерянное, что долго было похоронено в земле и вдруг получило возможность видеть солнце, чувствовать себе его горячие лучи, отражать его блеск в своих водах, влиться в мощную жизнь природы, присоединить свое звучание к великолепному гимну торжества жизни, не может останавливаться, не мчаться через поля; леса, долины, не питать на пути от избытка счастья малые травы, всякую былинку, не омывать придорожных камней, не ласкать, не освежать почвы, не выражать собой малой частицы великих даров Бога, не прославлять Творца вместе со всею природой, — так чтобы и наша душа неудержимо стремилась к Тебе, отражала Божественный свет и каждой стороной своего бытия говорила бы о Твоей красоте и величии и немолчно прославляла бы Тебя.

Н. ВАСИЛЬЕВА

Система Orphus