ИНТЕРВЬЮ, ДАННОЕ КОРРЕСПОНДЕНТУ ТАСС ЧЛЕНАМИ ПРЕЗИДИУМА СОБОРА ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ (УНИАТСКОЙ) ЦЕРКВИ ПРОТОПРЕСВИТЕРОМ КОСТЕЛЬНИК И ЕПИСКОПАМИ АНТОНИЕМ И МИХАИЛОМ 9 апреля 1946 г.

Вопрос: Позвольте обратиться к вам с просьбой рассказать о состоявшемся в городе Львове Соборе Греко-католической Церкви вынесшем решение о воссоединении ее с Православной Церковью.

Ответ: Собор Греко-католической (униатской) Церкви, созванный Центральной инициативной группой по воссоединению Греко-католической Церкви с Православной Церковью, состоялся 8—10 марта 1946 года в Кафедральном соборе святого Юрия в городе Львове. Собор положил конец многовековым тяжелым переживаниям Восточной церкви под римским ярмом, положил конец церковным раздорам в нашем народе, искусственно вызванным и поддерживавшимся Ватиканом, который всегда действовал с попранием святой истины во имя своего властолюбия и сатанинской гордости.

Теперь наступило время, когда нас соединяет и вера, и история и души, и язык, в то время как нет ничего такого, что бы нас разъединяло.

Греко-католическая (униатская) Церковь в западных областях УССР состояла из трех епархий (Львовская, Станиславская и Дрогобычско-Самборская), в которых было 102 деканата (благочиния). Центральная инициативная группа по воссоединению Греко-католической Церкви с Православной Церковью образовалась в мае 1945 года в составе меня — настоятеля Преображенской церкви г. Львова, протоиерея доктора Гавриила Костельника, генерального викария Перемышльской епархии священника доктора Михаила Мельника и декана Гусятинского деканата Станиславской епархии священника Антония Пельвецкого.

Ко дню Собора к этой группе присоединилось, путем подачи личных заявлений с выражением желания выйти из унии и воссоединиться с Православной Церковью, 997 священников, что, по отношению к 1270 священникам, насчитывающимся во всей Греко-католической (униатской) Церкви западных областей Украины, составляло 78 процентов.

В работе Собора приняло участие 216 делегатов-священников с правом решающего голоса и 19 представителей от мирян в качестве гостей.

216 делегатов Собора состояли из всех деканов и по одному представителю от духовенства каждого деканата. В большинстве деканатов делегат от духовенства был избран на собраниях священников, а в ряде деканатов, где собрания духовенства не были проведены, делегат назначался деканом или Инициативной группой.

Кроме того, из некоторых деканатов по своей инициативе прибыли и другие священники, которые мандатной комиссией были допущены на Собор как делегаты.

Центральная инициативная группа пригласила также на Собор и представителей от противников воссоединения с Православной Церковью, но из них на Собор никто не явился, ибо знали, что подавляющее большинство духовенства является сторонниками воссоединения с Православной Церковью.

Участники Собора, заслушав доклады и обсудив исторические, политические и теологические мотивы, единогласно постановили оторваться от Ватикана, выйти из церковной унии с Римско-католической Церковью, возвратиться в лоно прадедовской православной веры и воссоединиться с Русской Православной Церковью. Собор закончил свою работу богослужением по православному чину в соборе св. Юрия в сослужении с Патриаршим Экзархом Митрополитом Киевским и Галицким Иоанном и епископами Макарием, Нестором, Антонием и Михаилом.

Вопрос: Насколько был правомочен состоявшийся Собор Греко-католической Церкви, вынося решение об отмене постановления Брестского Собора 1596 года?

Ответ: На Соборе в числе делегатов были: епископ Дрогобычско-Самборский Михаил (Мельник), бывший генеральный викарий Перемышльской епархии Греко-католической Церкви, и епископ Станиславский Антоний (Пельвецкий) — бывший декан Гусятинского деканата Станиславской епархии Греко-католической Церкви, хиротония которых состоялась в городе Киеве 20 и 24 февраля с. г. во Владимирском соборе. Тогда же, еще до Собора, 13 первых униатских священников были приняты в православие.

Таким образом, Собор, с участием на нем 216 делегатов-священников, представлявших на Соборе 78 процентов всего духовенства униатской церкви, был вправе отменить постановление Брестского Собора 1596 года о введении унии, и с церковно-канонической точки зрения Собор был вполне правомочным решить вопрос о воссоединении Греко-католической Церкви с Православной Церковью.

Вопрос: Соответствуют ли действительности утверждения заграничной католической печати о том, что перед Собором были проведены массовые аресты духовенства Греко-католической Церкви?

Ответ: Утверждения католической печати о том, что перед Собором были массовые аресты духовенства Греко-католической Церкви, не соответствуют действительности.

В апреле 1945 года, т. е. за 11 месяцев до Собора, когда еще не было даже Инициативной группы, действительно были арестованы: Слепой И. А., Митрополит Греко-католической (униатской) Церкви, Чарнецкий Н. А., Бутка Н. М., Хомышин Г. Л., Лятышевский И. Ю. — епископы униатской церкви и несколько священников.

Как видно из сообщения Прокуратуры УССР, опубликованного в газете «Львовская правда» от 1 марта с. г., указанные лица были арестованы в апреле 1945 г., как граждане СССР за активную предательскую и пособническую деятельность в пользу немецких оккупантов и дело по обвинению их передано в Военный Трибунал.

Перед Собором и после Собора никаких арестов духовенства Греко-католической Церкви не было.

Вопрос: Как восприняли решение Собора духовенство и верующие — греко-католики западных областей Украины?

Ответ: Отвечая на этот вопрос, я должен указать, что православная сознательность никогда не была потеряла украинцами — греко-католиками западных областей УССР, и они использовывали все положительные моменты в своей истории для возвращения к православной вере.

Об этом свидетельствует массовый переход греко-католических приходов в Православную Церковь в 1914—1915 годах, об этом также свидетельствует православное движение на Лемковщине в 1925—1939 годах.

Следует также указать, что создание унии, закрытие и уничтожение сотен православных церквей, насильственный перевод православных украинцев в римо-католическое вероисповедание, обязательное введение целибата греко-католического духовенства и другие мероприятия, проводившиеся Ватиканом и старой империалистической Польшей, усилили ненависть к Ватикану и способствовали укреплению и расширению православной сознательности. Это подтверждается сотнями телеграмм, полученных 8—10 марта с. г. Президиумом Собора от отдельных верующих и целых приходов, в которых выражалось желание возвращения к православной вере. Как на Соборе, так и после Собора не было никаких отрицательных проявлений со стороны верующих и духовенства. Они восприняли решение Собора как вполне понятное мероприятие, продиктованное желанием верующих и ходом истории.

В условиях, когда весь украинский народ объединен в единое советское государства, было бы абсурдом сохранять церковный раздор, насильственно навязанный ему Римом. Этот аргумент приводило большинство выступавших на Соборе делегатов. Этот же аргумент выдвигают и верующие — греко-католики. Как перед Собором, так и после Собора наши церкви переполнены верующими.

Вопрос: Цель вашего приезда в Москву?

Ответ: Мы приехали 4 апреля с. г. в Москву, как первые члены Центральной инициативной группы по воссоединению Греко-католической (униатской) Церкви с Православной Русской Церковью и члены Президиума Собора, состоявшегося в гор. Львове, для того, чтобы вручить Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию документы Собора, получить его благословение и совместным церковным служением закрепить свою преданность православной вере.

Такое служение состоялось в Патриаршем Кафедральном соборе в Москве 7 апреля с. г.

Система Orphus