ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ И ВЕРУЮЩИМ

Собор греко-католического галицийского духовенства, созванный «Инициативной группой по воссоединению Греко-католической Церкви с Православной Церковью», состоявшийся 8, 9 и 10 марта 1946 г. в кафедральном соборе святого Юрия в г. Львове, постановил ликвидировать Брестскую унию 1596 г., порвать с Римом и воссоединиться с нашей отцовской Православной Церковью. Сообщая об этом постановлении всем греко-католическим галицийским священникам и верующим, Собор призывает всех вас пойти по его стопам. Да не будет раздора в нашем народе в связи с нашим возвращением к вере и Церкви наших предков еще времен Владимира Великого.

Уния, навязанная нашим предкам в 1596 г., создала страшный вековой раздор в нашем народе, да и не могло быть иначе, так как уния в организме нашего народа являлась чужеродным телом, которое должно было обессилить и уничтожить наш народ. Православие для нас родное испокон века, оно в истории крепче всего обединяло наш народ, оно и сейчас ведет только к единству.

Кто серьезно может думать, что наша Галицийская Церковь могла бы навязать всей Украине и всей Руси польско-римскую точку зрения на всю историю Христовой Церкви? Уния — это, собственно, польско-римская точка зрения на историю Христовой Церкви. А что в этой истории содержится и история Руси второго тысячелетия, то эта «точка зрения» не является теоретической, а конкретна и жива. Уния с Римом и с Польшей в вере уже в основе своей должна была вызвать осуждение, ненависть и проклятие в истории Украины и всея Руси (и всей Восточной Церкви) — все то, что Рим и традиционная польская ментальность осуждают, ненавидят и проклинают.

Неужели Украина и вся Русь могут принять такое положение за свое? Это было бы самоубийством, какого еще мир не видел: отрицание своей собственной тысячелетней великой истории; отречение от сердца и разума своих отцов; обречение их на бесчестие; добровольное угнетение своего духа, — все это должно было пойти на пользу вековечных органических врагов всея Руси, которые на протяжении всей истории стремились к тому, чтобы «на Руси не было Руси».

Отсюда и понятно, почему уния за 350 лет своего существования ничего не добилась и ничего не могла добиться. Могла ли Русь увлекаться былыми униатами, которые воспитывались во времена старой Польши? Ведь это же были олатиненные и ополяченные ренегаты, которые в глубине сердца были враждебны Руси. Их устремления и инспирации были объявлением перманентной войны против всей православной Руси, возбуждаемой папами («Надеюсь, мои русины, что вы обратите Восток»; пала Урбан VIII). В этой борьбе должен был наступить такой период, когда уния должна была быть ликвидирована.

И действительно, та часть унии, которая очутилась под Австрией, постепенно освободилась от национального польского духа, благодаря этому очистила себя, но вполне ли?

Даже та уния, которая была бы целиком очищена от римско-польских точек зрения и концепций, должна была окончательно порвать связь с Римом и стать своей противоположностью. Уния с Римом даже в сугубо церковной истории должна следовать за римско-польскими взглядами, оценками и претензиями. Однако достаточно и этого, чтобы поддерживать в нашем народе вечные раздоры и вечную вражду. Униаты должны были видеть всю правду и спасение в Риме, должны были почитать Иосафата Кунцевича, как своего святого (а он же «патрон Польши»); митрополита Иосифа Семашко (который ликвидировал унию 1839 г. в России) считали нечестным апостатом; отца Наумовича (которого преследовала Австрия за то, что он выступал против унии и перешел в Православие) считали изменником и апостатом и т. д. А православные на все это смотрят совершенно другими глазами. Кто все же выйдет победителем? Горстке ли заядлых униатов «католиков» победить всю православную Русь?

Но то, что мы до сих пор сказали, еще не все.

Униатская точка зрения вредит самим униатам, обессиливает и разлагает их. Например, о. Наумович является популярным христианским писателем с мировым именем; с точки зрения борьбы с пьянством он, очевидно, самый популярный представитель в мире, а в униатской церкви о. Наумович заклеймлен потому, что все время восхвалял Православие, как нашу отцовскую веру.

Так, униаты, усвоив римские взгляды и тенденции сами себя повергают в убожество, отрекаясь от своих собственных духовных ценностей. Это убожество распространяется все шире и шире, охватывая новые территории, в зависимости от того, как кто умеет логически «по-униатски» мыслить. Униат, который последовательно мыслит, считает христианскую веру в нашем народе своей только с 1596 г. (со дня основания унии); все исторические противоуниатские движения в нашем народе считает не «своими», к России относится с религиозной ненавистью потому, что она ликвидировала унию, различая среди униатов действительных «католиков» и «предателей» и т. д. Значит, такой последовательный униат отбрасывает весь украинский народ, как «не свой», а своими считает только горсть «действительных католиков» в украинском народе и желает создать новый украинский народ — «католический», папский. Очевидно, на этой основе нет и не может быть договоренности среди униатов: одни тянут влево, другие — вправо, а третьи стоят на месте (чтобы только удержаться в унии).

Совершенно естественно, что в этих условиях появляются великие латинизаторы (вроде епископа Григория Хомышина), которые все зло видят в греческой Церкви, все греческое считают мусором, как и польский автор «Projekty na zniozczenie Rusy» (проекта уничтожения Руси), который желал уничтожить vszelkie zabobony greckie («всякие предрассудки греческие»), т. е. всю Греческую Церковь. Таким образом, по мере своего разложения униатская Церковь создает такое положение, при котором в каждой епархии существуют «иная вера», иные обряды, иные церковные идеалы. Более того, в одной и той же епархии все изменяется с появлением нового епископа.

Хорошо однажды заметил сам епископ Хомышин, сказав, что мы всегда находимся в «пловучем состоянии», всегда только «родимся» «а не можем родиться».

Правда, он так это себе представлял только потому, что мы не являемся «настоящими католиками» т. е. римлянами. Мы же от себя добавим: униаты забывают, что вся проблема унии разрешена ее 350-летней историей в нашем народе. Уния, как искусственный римский продукт, могла существовать только под руководством римско-католических государств, а в православном мире ей нет места.

Сильный организм сам удаляет из себя чужеродное тело. Правда заядлые униаты скажут, что для правды Божьей надо и жизнь отдать а поскольку вся Христова правда и все право в Риме, поэтому мы и далее должны служить Риму без оглядки на его исторические ошибки и несправедливость (так как это все человеческое).

Но неужели действительно в Риме вся Христова правда и все Христово право?

Но если это так, то почему же Вселенские (действительно Вселенские) Соборы в первом тысячелетии ничего об этом не знали и не сказали? А они, ведь, имели возможность повседневно сталкиваться с бахвальством пап о том, что, мол, сам Христос Господь (через апостола Петра) отдал им верховную власть над всей Церковью. А между тем, Вселенские Соборы издали только такие каноны, согласно которым римский епископ имеет «первенство чести, так как он является епископом престольного города Рима» (а не потому, что он будто является наследником апостола Петра).

Римская церковь учит, что Вселенские Соборы непогрешимы. Так почему же эти первые Вселенские Соборы могли ошибаться в понятиях о конституции Церкви, которую наблюдали своими глазами, и не ошибаться в тонких догматических делах?

В римской науке о Церкви не ищите логики, ищите только тенденции, направленной к тому, чтобы Рим покорил себе весь мир. Довольно мук и страданий, которые Рим с этой целью навязал всем народам, в том числе и нашему народу.

Братья, опомнитесь! Жертвами миллионов наших братьев вы освобождены и уже являетесь не безмолвными невольниками! Освободитесь и от римского угнетения духа и от тех остатков полонизма, которые еще у вас остались! Не тратьте своих сил и сил народа для реализации ошибочных идей! Если Православная Церковь не является правдивой, то в таком случае ни одна христианская церковь не может быть правдивой, так как Православная Церковь — первичная Церковь христианского Востока и Запада, из нее образовались все другие Церкви.

В условиях, когда весь украинский народ, благодаря героическим победам братски объединенных с СССР свободолюбивых народов и действительно народной Красной Армии, от Тиссы через Карпаты и от Сана до Дона, от Пинских болот и до Черного моря объединился в одной великой Соборной Украинской Советской Державе, призываем вас всех, священников и верующих, послушать нашего голоса — голоса Собора — и принять наше решение.

От нынешнего дня мы принадлежим Святой Православной Церкви, которая является Церковью наших отцов, исторической Церковью всего украинского народа и всех ближайших нам народов по крови.

А Господь Бог благословит наше святое дело.

(Следуют подписи Президиума Собора)

Система Orphus