РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ЕЕ БОРЬБЕ ЗА СВЯТОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

(В связи с воссоединением греко-униатов 9 марта 1946 года г. Львов)

Ваше высокопреосвященство, высокопреосвященнейший Патриарший Экзарх вся Украины и Митрополит Киевский и Галицкий Ваши преосвященства, Ваши эминенции, Ваше высокоблатословение и вы дорогие братья и соучастники сего священного и великого собрания!

«Взыграйте, восплещите, с веселием воспойте: коль чудная и странная Твоя, Христе... дела. И кто возможет изрещи, Спасе, могутная Тебе, наше единомыслие и согласие во Едину соединившего Церковь».

(Из службы в день торжества Православия).

Наступил канун великого праздника торжества Православия. В наших сердцах чувствуется нарастание чего-то необычного, давно желанного, светлого, святого...

Невольно в эти замечательные минуты вспоминаются мне недавние сердечные слова о. д-ра Костельника, сказанные им в Киево-Владимирском соборе: «После холодной, духовной зимы наступает духовная весна с ее спасительной, благодатной теплотой...» И это потому что все мы, зде присутствующие, желаем верить только в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, и в этой единой Христовой Церкви навеки хощем пребывать.

Известно, что до XI века весь христианский мир составлял эту Единую Вселенскую Церковь. И лишь со времени разделения Церквей на восточную и западную, название Православной установилось за Восточной Церковью, потому что только именно в Восточной Церкви сохранилась вера Христова со всеми ее догматами и учением Спасителя в том виде, в каком они изложены в Священном Писании, священном предании и в древних символах Вселенской Церкви.

Таким образом, с понятием святого Православия (ортодоксии) в противовес разногласиям еретиков всегда соединялось представление о чистейшей вере Вселенской Церкви, частью коей, несомненно, является Русская Православная Церковь.

«Коль чудная и странная Твоя, Христе, дела!» Именно в печальный момент разделения Церквей в состав Греко-восточной Православной Церкви вошли новые народы — славянские, в том числе и русский народ.

И в то время, как Западная Церковь все более и более удалялась от Православия, заботясь больше о мирском своем владычестве, Восточная Церковь была утешена присоединением к ней славянских племен и руссов.

Ни до крайности льстящий человеческой чувственности ислам, ни ревностное усилие лютеранских проповедников, ни домогательства римских пап не имели успеха среди русского народа. Русский народ полюбил всем своим сердцем православную веру, именно к православной вере он привязался, и с благоговением приняв Святое Православие, оберегал эту Святыню и сохранил свою православную веру и доныне.

Промыслу Божию угодно было, чтобы в то самое время, как только возникло царство Русское, чтобы в это именно время были положены и первые основы Православия на Руси.

Первые христиане Аскольд и Дир, затем св. равноапостольная Ольга и великий князь св. равноапостольный Владимир со всеми крестившимися после него детьми и подданными восприняли именно греко-восточную православную веру, которая затем и распространилась по всем весям и городам Руси, образовав, таким образом, Русскую Православную Церковь.

Чистота и правота учения Православной Церкви всегда были дороги нашему народу и мы видим, что все попытки к его совращению в иную веру, особенно латинскую, встречали всегда дружный отпор.

Первую попытку ввести латинство в России сделал германский император Оттон. Он прислал при св. Ольге монаха Адальберта, назначив его с 962 г. епископом Русским, но он не был принят и должен был вернуться во-свояси.

Неудачны были попытки папских послов при Ярополке, при Владимире, Ярославле VI и Изяславе I.

Напрасно папа Климент III писал Митрополиту Иоанну II, безуспешно было посольство папы Иннокентия III к Галицкому князю Роману, замечательнейшему из князей XII—XIII веков. Папский легат говорил Роману о превосходстве римского вероисповедания пред греческим, о политической силе папы, обещал от его лица королевский титул и помощь папского меча, если князь примет латинскую веру, но потерпел неудачу.

Князь Роман любил свою православную веру. Выслушав папского посла и обнажив свой меч, он так ответил легату: «Таков ли меч у папы? Если такой, то он может брать им города и дарить другим; но это противно слову Божию, ибо иметь такой меч и сражаться им Господь запретил Петру. А я имею меч, от Бога мне данный, и пока он при бедре моем, дотоле не имею нужды покупать себе города иначе, как кровью, по примеру отцов и дедов моих, распространивших землю русскую...»

В 1201 г. папа Иннокентий присылал на Русь свое послание ко всем архипастырям, пастырям, клирикам и мирянам, убеждая их воссоединиться с римскою церковью, но напрасно.

Папа Гонорий III в 1207 г. безуспешно приглашает отказаться от всех заблуждений, в которые, по его мнению, впали православные.

Известно также послание папы Григория IX князю Юрию Всеволодовичу, в котором он всячески соблазнял князя принять римскую веру, но православие было так ему дорого. Князь Владимир Рюрикович даже изгнал доминиканцев из Киева (1233 г.).

Однако, нападения на Православную Церковь со стороны пап в дальнейшем усиливаются, но попрежнему безуспешно.

Св. благоверный князь Александр Невский на льстивые предложения папы Иннокентия IV так ответил: «Мы храним предание святых отцев седми Вселенских Соборов и ваше учение не принимаем» (1248 г.).

Когда в XV веке Митрополит Исидор, без согласия представителя Православной Церкви, принял флорентийскую унию и, вернувшись из Рима, вручил великому князю в Успенском соборе послание от папы, князь не вытерпел и всенародно обозвал Митрополита Исидора «папским прелестником и еретиком». Он велел низвести его с митрополичьей кафедры и заточить в Чудов монастырь (1441 г.).

Митрополит Филипп с гневом отвергает предложение папского легата Антония о соединении церквей.

Остаются безуспешными попытки пап ввергнуть нашу Православную Церковь в латинство и в дальнейшем: ни папа Лев X (1518—1519 гг.), ни Юлий III (1550 г.), ни Григорий XIII (1576 г.) — ничего не успевают.

21 февраля 1582 г. иезуит Антоний Поссевин имел беседу с Иоанном Грозным. Грозный сказал в ответ: «Веришь, мне уже 51 год, недолго остается жить и не годится переменять ту веру, в которой я воспитан... Папа, который идет наперекор учению Христа, не пастырь, а волк». В ответ на слова иезуита Антония Грозный с гневом бросился на него с железным посохом, но удержался от удара. Поссевин вернулся в Рим ни с чем.

Православная Церковь неизменно вела борьбу за сохранение Святого Православия в период униатского движения. Она всегда опиралась на основную массу православно-верующего народа, да и епископат, в лице лучших своих представителей, неуклонно и ревниво оберегал Святое Православие.

Когда по условию Люблинской политической унии 1596 г. на Украину устремились польские паны-католики и стали захватывать украинские земли, закрепощая сидевших на ней крестьян, религиозный вопрос стал первоочередным. К вспыхнувшей на Украине классовой борьбе присоединяется борьба религиозная, и когда украинскому крестьянину становилось невмоготу страдать под гнетом новых хозяев на Украине, он перебегал на территории соседнего единоверного Московского государства. Тогда же польско-литовское правительство убедилось, что нужно во что бы то ни стало ликвидировать Православие, как веру украинского народа. Но так как это невозможно было сразу сделать, то и предложена была уния, которая и была оформлена на Брестском соборе 1596 г. Однако не все православные епископы стали на этот изменнический путь. В этой славной борьбе за сохранение Православия блещут небесной славой дорогие имена епископа Геврасия Переяславского, игумена Мелхиседека Значко-Яворского, Георгия Конисского, Виктора Садковского, епископа Минского, Архиепископа Полоцкого Ираклия Лисовского, Григория Кохановича, епископа Луцкого, Иоанна Красовского, епископа Полоцкого, митрополита Иосифа Семашко и др.

В своей основной массе не пошел за унией и православный белорусско-украинский народ. Беспощадная борьба с унией в защиту Святого Православия была поставлена на знамени восставших Лободы и Наливайка, Тараса Феодоровича Тристилы, Гуни, Остранина. И Богдан Хмельницкий во время его переговоров с царем Алексием о присоединении Украины к России в качестве мотива указывал на православную веру, как духовную силу, связующую украинский и русский народы.

Борьба с католицизмом продолжалась.

Когда в 1717 г. Петр Великий посетил Сорбонскую академию в Париже и когда там был поднят вопрос о соединении с Галликанской католической церковью, так как Петр не сочувствовал папству, то Местоблюститель Патриаршей кафедры Стефан Яворский и Холмогорский епископ Варнава составили ответ, в котором прямо заявили, что вопрос об этом соединении может быть решен только с согласия восточных патриархов.

Ни в правление Анны Иоанновны, окруженной немецко-протестантской партией, ни при Елизавете Петровне, преданной интересам Православной Церкви, ни при Петре III, симпатизировавшем протестантизму, ни при Екатерине II, не сочувствовавшей папству, ничто не благоприятствовало попыткам пап подчинить себе Православную Церковь. Временные симпатии Павла I к иезуитам и некоторый успех иезуита Гувера глубоко волновали и возмущали православных вплоть до самой смерти Павла I.

Возобновившиеся при Александре I дипломатические отношения с папой Пием VII, который завел переговоры о соединении Церквей, были сейчас же прерваны, как только этот вопрос перешел на рассмотрение Святейшего Синода.

Во второй половине XIX столетия были попытки со стороны германского католичества подчинить своему влиянию Православную Церковь. Барон Гакстгаузен писал об этом митрополиту Филарету, но не имел успеха.

В дни Отечественной войны Ватикан заключает соглашение с Берлином об обращении советских народов в католичество, в первую очередь всех живущих на территории СССР и находившихся под оккупацией немецких захватчиков (Правда № 50/10132 20.II.1946 г.). Но этого не случилось!

Эти очень краткие исторические справки ясно свидетельствуют, что Православная Церковь на протяжении всего существования своего свято оберегала дорогое для нас Православие. Русский и украино-белорусский народы всегда дорожили своей родной верой православной, и когда в недрах Православной Церкви иногда и возникали по временам те или иные разделения, всегда лучшие представители Православной Церкви вместе со своим верующим народом выходили в этой святой борьбе победителями и тем сохраняли греко-восточную православную веру в ее апостольской чистоте и неповрежденности.

Это религиозное единство братских народов, русского, украинского и белорусского, сделало легким и желанным для украинцев и белорусов акт их вхождения в 1772, 1793, 1795 гг. в состав единого Русского государства. Эта духовная объединявшая сила Православия превозмогла и политическое орудие Брестской унии 1596 г. и 12 февраля 1839 г. совершился акт воссоединения части Греко-униатской Церкви с Греко-российской Церковью.

Благословите развернуть перед великим собранием еще последние страницы истории Православной Церкви. Перед нами еще недавно свежее событие, соединенное с Поместным Собором Русской Православной Церкви, созванным для избрания Патриарха всея Руси. Величие этого Собора, его обаятельность и исключительная значимость соединились с главнейшей заботой всех православных иерархов о том, чтобы сохранить начала Святого Православия, соблюсти все канонические правила и представить Православную Церковь перед всем миром во всем ее апостольском ореоле.

В работах Собора участвовало 46 архиереев, 126 представителе духовенства и мирян от всех епархий Советского Союза.

Почетными гостями были: Патриарх Александрийский Христофор, Патриарх Антиохийский Александр, Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат и представители Православных Церквей — Вселенской, Константинопольской, Иерусалимской, Сербской и Румынской.

За почти тысячелетнюю историю Православной Церкви впервые одновременно собрались в нашей стране представители семи автокефальных Церквей, не считая Русской. Русскую Православную Церковь возглавляет ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, единогласно избранный Поместным Собором. Характерно, что свою епископскую хиротонию он в 1913 г. Промыслом Божиим воспринял от рук Святейшего Патриарха Григория, приезжавшего тогда в Россию.

Наша Православная Церковь в течение короткого времени возобновила прерванные военными событиями свои духовные связи со всем миром.

Были воссоединены с Православною Церковью русские православные приходы, находящиеся на территории Болгарии, во главе с архиепископом Серафимом Соболевым. В апреле истекшего года воссоединены с Православной Церковью русские православные приходы в Югославии. 2 сентября 1945 г. состоялось воссоединение с Матерью-Церковью Экзархата Западной Европы во главе с митрополитом Евлогием. Присоединилась также так называемая группа -карловчан с митрополитом Серафимом Лукьяновым. В октябре 1945 г. была закреплена каноническая связь с Православною Церковью русских приходов в Германии, во главе с архиепископом Александром, викарием Митрополита Евлогия. Воссоединены с Православной Церковью приходы в Вене. В октябре произошло воссоединение с Православной Церковью группы Дальневосточных русских приходов Маньчжурии и Китая. 22 октября 1945 г. была присоединена Мукачевская епархия Сербской Церкви. Сейчас проводится в жизнь начатое воссоединение Финляндской Церкви с Матерью-Церковью Российской.

Таким образом, наша Православная Церковь, по милости Божией, успешно продолжает углублять и закреплять свои связи со всем православным миром, находясь под руководством своего новоизбранного Святейшего Патриарха Алексия.

Этот высокий и всемирный авторитет Православной Церкви объясняется и тем обстоятельством, что в великой победе нашего объединенного народа (русского, украинского, белорусского и др.) над иноплеменниками принимала самое активное участие наша Церковь.

В первый день объявления войны Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий, ныне покойный Патриарх, благословил небесным благословением на предстоящий ратный подвиг все наше воинство.

В своих дальнейших многочисленных посланиях и проповедях с церковного амвона он неустанно звал верующих на смертный бой с врагами.

Митрополит Ленинградский Алексий, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, переживший все ужасы 900-дневной блокады Ленинграда и ободрявший его население, шлет свои послания верующим. Он призывает всех К защите Матери-Родины, он молится о полной и окончательной победе над гитлеровской Германией. Эти призывы духовных вождей и других архипастырей потрясали до глубины души и пастырей и пасомых, и все с одушевлением помогали делу защиты Родины, ее чести, безопасности и славы.

Стараниями Церкви оборудовались госпитали, шла безостановочно помощь больным, раненым, инвалидам, сиротам Отечественной войны. На собранные денежные пожертвования строились танки, самолеты. По инициативе покойного Патриарха Сергия, на церковные жертвы была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского.

В дни скорби Церковь в лице своих архипастырей, пастырей и наиболее активных пасомых поднимала дух любви к Отечеству, она утешала страждущих, унывающих, укрепляла слабевшую волю и громко и властно призывала к борьбе за победу.

Величие и авторитет Православной Церкви были видны, всему миру в дни знаменательных путешествий Святейшего Патриарха Алексия, а также и других иерархов Православной Церкви, когда к этим почетным путникам была проявлена особая любовь и внимание.

Патриарх Алексий в истекшем 1945 г. совершил свои поездки в Киев, потом в Грузию, Палестину, Египет, Сирию с ответными визитами Восточным Патриархам.

Сей славный Патриарший путь был наилучшим доказательством торжества Русской Православной Церкви, которая в своей внутренней, чисто церковной, жизни, как никогда, пользуется полнейшей свободой и неприкосновенностью.

Господу угодно было, чтобы ко всем недавно пережитым духовным радостям была явлена еще одна величайшая радость для всех православных христиан.

23 февраля сего года в Матери Русских городов, Богоспасаемом Киеве, где и доныне нерушимо покоятся великие угодники земли русской, печерские подвижники, в стенах самой Лавры совершилось великое событие.

Первая группа греко-униатских священников во главе с профессором доктором о. Костельником воссоединена была с Православной греко-восточной Церковью Патриаршим Экзархом всея Украины, Митрополитом Киевским и Галицким Иоанном.

24-25 февраля сего года были хиротонисаны иеромонах Антоний (Пельвецкий) и иеромонах Михаил (Мельник) во епископы православные, для управления приходами Галичины.

Это было как бы предпразднеством наступающего ныне великого праздника торжества Православия, когда почти вся греко-униатская церковь, находившаяся в плену у римского папы 350 лет, возвращается к своей Матери-Церкви Православной.

Разрешите параллельно вспомнить одну историческую деталь, относящуюся к воссоединению греко-униатов в 1839 г. В память этого воссоединения была тогда вычеканена медаль. На одной стороне этой медали красовался нерукотворенный образ Спасителя с надписями вверху: «Такова имамы первосвященника» (Евр. VIII, 1) и внизу: «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовью (1839)», а на другой стороне сей же медали был изображен Святой Крест в лучах с надписью: «Торжество Православия».

Мы с любовью и сейчас оставляем в своих сердцах прекрасный образ замечательной медали.

Любопытно сравнить медаль, выбитую в Риме в ознаменование начала унии и описанную у Барония, который говорит, что на одной стороне папской медали был изображен папа Климент VIII, а на другой он же, сидящий на троне, а перед ним павший ниц русский. На медали латинская надпись: «Ruchenis receptis», т. е. «На принятие русских».

Как характерны эти медали, как много и красноречиво они говорят о Святом Православном Востоке и гордом, отступившем от единства Церкви Западе.

Там, на восточной медали, Христос, как Первосвященник, и Св. Крест, как спасительное орудие нашего спасения, там начертаны великие слова, говорящие о силе любви и единения.

Здесь, на папской медали — вместо Христа сам папа Климент VIII, вместо Креста Господня тот же восседающий на троне папа и характерные для Рима слова «Ruchenis receptis» с поверженным ниц перед папой русским человеком.

Нет! Теперь, в сей торжественный и благодатный день благословите Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Иоанн, Митрополит Киевский и Галицкий, и Вы, святители православные — Кир Макарий, Кир Нестор, Кир Антоний, Кир Михаил, благословите нам видеть нечто иное... Не русского человека, валяющегося в ногах папы, а наоборот, пред русским человеком, этим непобедимым богатырем, которому в дни Великой отечественной войны помогала воевать вся Русская Православная Церковь в его борьбе за правду и свободу, пред этим великим русским человеком мы видим поверженными в прах все папские замыслы.

О святая победа Православия! О великий праздник Торжества Святого Православия!...

«День радостный и веселия исполненный, явися днесь»...

«Ныне небо и земля веселится и ангелов чини и человеков собрания изрядно празднуют». (Из песнопений в день Торжества Православия).

Возрадуемся же и возвеселимся в сей день, его же сотвори Господь... И возлюбим друг друга да единомыслием исповемы на веки вечные. Аминь.

ПРОТОИЕРЕЙ КОНСТАНТИН РУЖИЦКИЙ

Система Orphus