Господь наш Иисус Христос, пришедший в мир грешныя спасти, изображая любовь Божию к людям, в притче о потерянной драхме говорит, что женщина, потеряв одну из десяти драхм, тщательно ищет ее, а нашедши, созывает подруг и соседок и говорит им: «порадуйтесь со мною; я нашла потерянную драхму» (Лук. 15, 8—10).
Радуется и веселится божественне и наш Святейший Патриарх Алексий, который, как любящий всех нас отец, горячо желал видеть день нынешний и слышать о вашем воссоединении с Матерью-Церковью Православною.
Я глубоко уверен, что совершающемуся историческому событию радуется и почивший Патриарх Сергий, этот мудрейший и искуснейший кормчий нашей Русской Церкви.
Радуемся и все мы, радуется и вся наша Церковь и с горячей любовью принимает вас в свои материнские объятия.
Когда Инициативная по воссоединению группа в лице прот. Гавриила Костельника, епископов Антония и Михаила, в декабре 1945 г. была в Киевском Владимирском соборе во время совершения Божественной Литургии, тогда читалось святое Евангелие 25-й недели, в начале которого говорится: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею и всем разумением твоим, и ближнего своего, как самого себя» (Лук. X, 27). Далее там излагается притча Господа о милосердном самарянине, где Христос на конкретном примере поучает нас любить всех людей, считать всех людей своими ближними, своими братьями, откинув все те условные перегородки, которые существовали в мире до Него.
Такое Евангельское чтение в день посещения Инициативной группой Владимирского собора я не считаю случайным. Для верующего человека случайного ничего нет; он во всем усматривает Промысл Божий, изволение Божие, и я уверен, что указанным Евангельским чтением Господь призывает и вас и нас ко взаимной любви, к единению. Территориально вы уже объединены с нами, вы уже вошли в состав нашей дорогой Родины. Моральному же единению только еще начало положено, но желательно, чтобы мы с вами составляли одну семью, едино стадо. Отсюда вы с христианской любовью должны входить к нам, а мы с такою же любовью обязаны принять вас, и «тако исполним заков Христов» (Гал. VI, 2).
В прощальной беседе со Своими учениками Господь ставит любовь главной отличительной чертой Своих последователей: «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Иоан. XIII, 35).
И в первосвященнической молитве Иисус Христос молился не о том, чтобы сохранилось Его учение и распространилось по всей вселенной, не о том, чтобы Его руками и руками апостолов (Ср. Деян. V, 12, XIV, 3) совершалось возможно больше чудес, и не о чем-либо другом подобном, а о том, что все, принявшие Его учение, преодолели бы в себе братоненавистнические чувства и чрез посредство взаимной любви слились в единую Божию семью. — «Отче Святой!» взывал Он, «соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино» (Иоан. XVII, 11, 20, 21).
Вот — цель, смысл и венец христианства. Без устремления к этому святому единству, без постоянного и напряженного движения всех нас к тому, чтобы мы все пришли в единство веры и познания Сына Божия (Еф. IV, 13), христианство бесцельно, бессмысленно и тщетно. «Если Христос не воскрес, то тщетна и вера наша» (I Кор. XV, 14), заметил: некогда св. Ап. Павел. Надо признаться, что тщетною вера наша будет и в том случае, если христиане откажутся от стремления к «единству веры и познания Сына Божия», к единой Церкви.
Ведь слияние, срастание расторгнутого на многие части человечества в единое Тело Церкви, по словам св. Василия Великого, есть не что иное, как воскресение Его (Подвижн. Уст. гл. 18). Без единения во Христе мы те же сухие и мертвые кости, что созерцал в видении своем пророк Иезекииль.
Таким образом, ваше воссоединение с Матерью-Церковью означает оживление, воскресение ваше.
Мне думается, что каждый из вас в глубине души своей слышит голос Христа, вопрошавшего скорбящего Ап. Петра: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» и в ответ на это вы говорите: «Ей Господи, Ты веси, яко любим Тя», любим основанную Тобою Церковь, ту самую Церковь, которая верна Тебе, которая хранит Твое учение во всей неприкосновенности и чистоте. И дай Бог, чтобы эта любовь ваша николи же отпадала, но подвигала бы вас пребывати в единении с Православною Церковью во вся дни живота вашего.