КИЕВО-ЛЬВОВСКИЕ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ

После предварительного визита инициативной группы по воссоединению греко-униатов с Православною Церковью Киевскому Митрополиту Иоанну, когда д-р о. Костелник, о. Антоний Пельвецкий и д-р о. Михаил Мельник получили приглашение Экзарха всея Украины на хиротонию двух епископов для Западной Украины, 20 февраля с. г. прибыла в г. Киев первая группа униатских священников для воссоединения.

В стенах Киевско-Печерской Лавры состоялся чин их воссоединения. Здесь были пострижены в монашество о. Антоний Пельвецкий и д-р о. Михаил Мельник.

Владыка Экзарх обратился к воссоединившимся со следующими словами:

«От души приветствую Вас, дорогие о Христе братие, с привитием к телу Святой Православной Церкви и молитвенно желаю, чтобы это привитие было так же крепко и тесно, как тесно соединяются здоровые ветви с лозою; чтобы стремление к святой истине, любовь к ней которые привели Вас в лоно Православной Церкви, не только не ослабевали в Вас, но, наоборот, еще более расширялись и обратились бы в горящее пламя любви к Православию. И дай Бог, чтобы это пламя зажгло сердца и умы и других бывших Ваших единомышленников и единоверцев, да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!».

В ответном слове проф. д-р о. Костельник благодарил Митрополита за отеческое приветствие и святое пожелание. Он отметил великое значение дня, когда наброшенное римскими папами ярмо на галицийский народ ныне снимается, и этот исстрадавшийся народ может теперь вновь свободно вернуться к исповеданию своей родной, прадедовской православной веры.

В особо торжественной обстановке состоялось наречение во епископа иеромонаха Антония для православных приходов Станиславской епархии, а иеромонаха Михаила — для Самборо-Дрогобычской. Наречение происходило во Владимирском г. Киева соборе после всенощного бдения при громадном стечении богомольцев.

24 февраля в том же соборе за Божественной Литургией была совершена хиротония иеромонаха Антония во епископа. Чин наречения и хиротонию совершали: Патриарший Экзарх всея Украины Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, епископ Львовский и Тарнопольский Макарии, епископ Мукачевский и Ужгородский Нестор и епископ Волынский и Ровенский Варлаам.

25 февраля во Владимирском соборе была совершена хиротония иеромонаха Михаила во епископа. Хиротонию совершали: Патриарший Экзарх всея Украины Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн и Епископы: Львовский и Тарнопольский Макарий, Мукачевский и Ужгородский Нестор и Станиславский и Коломыйский Антоний.

Несмотря на будничный день, Владимирский собор был наполнен молящимися. Верующие с большой теплотой и сердечностью брали благословение у воссоединившихся с Православной Церковью бывших униатских священников, теперь хиротонисованных во православные епископы.

Из Киева вновь засиял свет Православия для униатов, находившихся 350 лет под владычеством римских пап.

Киевские торжества по воссоединению униатов с Православною Церковью и поставлению для них двух епископов и послужили основанием для Львовских торжеств.

Состоявшийся 8—9 марта 1946 г. в Львове Собор греко-униатских священников во главе с ранее воссоединившимися с Православной Церковью в Киеве епископами — Антонием (Пельвецким) и Михаилом (Мельником), под председательством д-ра о. Костельника, принадлежит к числу замечательных событий в истории Христовой Церкви.

На этом Соборе вся длительная и сложная работа римских пап по окатоличению православных в Западной Украине закончилась поражением Ватикана и победой Русской Православной Церкви.

На Львовском соборе присутствовало 204 священнослужителя и несколько мирян. Всего 216 человек.

На первом заседании Собора, происходившем в храме св. Юра, присутствовали в качестве почетных гостей епископ Львовский и Тарнопольский Макарий и Епископ Мукачевский и Ужгородский Нестор в сопровождении управляющего делами Патриаршего Экзарха протоиерея о. Константина Ружицкого.

В момент появления означенной делегации, о составе которой было доложено Собору председательствующим, епископ Антоний Пельвецкий заканчивал свой доклад.

Далее выступил с пространным докладом о. Костельник. С большим вниманием и сосредоточенностью слушали этот доклад все участники Собора.

О. Костельник говорил о том, что напрасно греко-униаты хранили у себя плохие семена веры, полученные от римских пап, действовавших всегда насилием, хитростью, обманом с попранием святой истины во имя своего властолюбия и сатанинской гордости.

Галицийский народ, на шею которого было наброшено папами ярмо, страдал, терпел, но не терял надежды на свое освобождение.

Советский Союз освободил униатов от этого ярма и предоставил возможность из невольников стать «господарами».

«До каких же пор мы будем терпеть свою «неславу»? — говорил взволнованный о. Костельник. — Ведь папство — это минувшая слава римского света. Римо-католическая церковь — это какая-то новая церковь. О. Костельник останавливается на догматических расхождениях Запада с Востоком и подвергает их подробному разбору. «Римо-католики — это лишь локальное понятие, а не вселенское, как желают изобразить это папы!»

Неужели же мы будем и теперь жить и работать во имя давно минувшего и «потухшего «романского света», вместо того, чтобы трудиться для славы, славы, славы... своей!»

Уния — это тоже нечто новое. Брестская уния была исключительно политическим явлением, вызванным заинтересованностью поляков и римских пап. Уния внесла только раздор в церковную семью.

«Что же теперь делать? Быть может, творить какую-либо новую унию? Унию в самой унии? Искать новую мачеху?»

Костельник сильно действовал на аудиторию. Я видел, как на глазах у слушателей появились слезы. Один старик устремив свои взоры на докладчика, так и сидел, не вытирая слез.

Возникшая тишина, которая всегда рождается в минуты напряженного внимания, важнейшей части первого собрания членов Собора.

Сам о. Костельник волновался, и в его интонациях и неожиданных остановках речи, то затихавшей, то с силой возобновлявшейся чувствовалась вся его искренность и властность. Он и сам готов был плакать.

«К Киевской Руси туда, откуда и засияла святая вера для всех славянских народов - украинского, белорусского и русского, к святому Киеву этому православному Иерусалиму, нам нужно обратить свои очи, свои сердца... Из Киева, где и сейчас нерушимо покоятся носители прадедовской православной веры, мы должны начать свой великий путь возвращения к нашей общей Матери - Православной Церкви.

Наступает новая историческая эпоха - эпоха расцвета славянских.

Пусть же с этими великими эпохальными событиями, столь радостными для всех славян, соединиться наше единодушное возвращение к Святому Православию.

«Слава Богу» — продолжает докладчик, «что теперь есть возможность быть свободными от разных фальшивых, папских учений и свободно вернуться к Православной Церкви.

Отдайте же свои силы для Святого Православия и без всякого колебания отвергните папскую унию.

И пусть будет одна Церковь и одно стадо, чтобы святой огонь благодатный пылал у нас так, как пылал он у святых Апостолов».

О. Костельник понимал, что он овладел своими слушателями. Ему дружно отвечали: «Слава, слава!»

Сильной речью о. Костельника действительно ясно обозначился великий путь для греко-униатов.

Последовавшие выступления других докладчиков были дополнением к докладу о. Костельника и во всех речах их звучали одна и та же мысль, одно и то же решение — оставить Рим, вернуться в Киев.

Докладчик о. Миронович напоминает Собору, что после 4-летней войны народы вернулись к мирному труду. Российское солнце взошло, и мечты многих осуществляются. Свет Православия, яркими носителями коего были Киево-Печерские подвижники Антоний и Феодосий вновь засиял и для греков-униатов.

Докладчик очень подробно останавливается на истории борьбы православных с папами.

Он утверждает, что папам удалось почти убить самую мысль о воссоединении с Православием.

Однако история сама говорит, почему уния все же не имела успеха.

Ватикан, в результате своих насильственных действий, сам создал кризис для унии.

Брестской унии пришел естественный конец.

Наступил день воссоединения греко-униатов с Православной Церковью.

Длительна была речь о. Мироновича, но она была прослушана со вниманием.

Выступивший затем о. Лопотинский сравнивает греко-униатов с ветхозаветным Израилем, который, попавши в Вавилонский плен, пел свои грустные песни... Так и галицийский народ, находясь в папском плену, 350 лет грустил и страдал, но, наконец, наступил день его освобождения.

Несколько утомленное собрание было оживлено прочувствованной речью О. Ю. Венцецкого, который, по его словам, всегда был занят думами о будущем греко-униатской церкви и его глаза часто в изнеможении поднимались к небу с мольбой... «Но однажды», говорил о. Венцецкий, «я опустил свои глаза и поглядел на то, что совершалось на земле». Верующий галицийский народ двигался по дороге на молитву. Куда же шел этот народ? Неужели негде ему было молиться в своих храмах?

Он спросил и ему ответили: «Мы идем в Почаев».

И вот в тот день у О. Венцецкого возникла первая мысль о том, что греко-католики и православные — это не одно и тоже.

«Теперь так понятно, что эта Почаевская проблема была от Бога!»,— восклицает докладчик. «Велий еси, Господи, и чудна дела Твои!» Что же произошло далее? Почаевские путники побывали в православном Почаеве, а другие и в православном Киеве и вернулись отсюда с определенными решениями о необходимости воссоединения с Православной Церковью.

С течением времени эта жизненная идея воссоединения росла и крепла вплоть до возникновения «Инициативной группы».

Инициативная группа — это «новые почаевцы», совершившие недавно путешествие в г. Киев и вернувшиеся оттуда уже воссоединившимися с Православною Церковью. За ними и мы все должны смело и дерзновенно воссоединиться во славу Святой Православной веры наших прадедов».

Проникновенное слово О. Венцецкого напоминало речь о. Костельника по своей теплоте и действенности.

Выступление молодого униатского священника увлекло буквально всех. Слушатели оживленно приветствовали его: «Слава, слава!».

Докладчик о. Иванов подчеркнул, что в истории окатоличения папами униатов наступил поворот; униаты возвращаются в лоно Православной Церкви.

Наступил конец насилия и лжи.

Борьба Православной Церкви против папской унии заканчивается победным торжеством Святого Православия, потому что следы Православия всегда оставались в народе.

Докладчик говорит о великих заслугах покойного Патриарха Сергия, Патриарха Алексия, ныне возглавляющего нашу Православную Церковь; златоустого Митрополита Николая Крутицкого, славные имена коих будут записаны золотыми буквами на страницах истории. Особенно велики заслуги этих православных Святителей в деле помощи Красной Армии, когда они громко звали всех на борьбу с иноплеменниками.

В дни Отечественной войны было собрано много денежных средств, вещевых и продуктовых подарков для воинов. На эти пожертвования строились танки, самолеты, оборудовались госпитали, шла помощь вдовам и сиротам. Такая энергичная патриотическая работа Православной Церкви закрепила ее положение в Советской стране.

И наша Украина имеет такого же именитого представителя Православной Церкви в лице Экзарха Митрополита Киевского Иоанна, который теперь будет управлять и церквами Западной Украины. Нужно просить Экзарха, чтобы он оформил воссоединение греко-униатов с Русской Православной Церковью.

Докладчик о. Закаляк говорил о шляхтской неволе. Он остановился на вопросе о целибатстве как насильно навязанном церковно-бытовом порядке, противном учению Христовой Церкви. Он напомнил собранию о других насилиях Рима, который никогда не желал понимать других Духовенство и верующие не принимали никакого участия в подавлении епископов.

«Наступил час воссоединения и возвращения к прадедовской Православной вере, за которую были пролиты слезы и братская кровь под Берестечком...

Эти слезы нужно отереть во имя пролитой братской крови за Святое Православие»...

Вновь ожило собрание. «Славно, славно!» ответили слушатели.

Поднимается на кафедру о. Иосиф Гривнак.

Он говорит, что уния — это ограбление веры, что с этим духовным грабежом на протяжении 350 лет всегда соединялось папское насилие и до Великой отечественной войны римские папы не хотели знать о маленьком галицийском народе.

«Этот народ папы возвели на Голгофу, там его распинали. И в то время, когда в минувшую войну лилась рекой людская кровь, римский папа объединяется с Гитлером с тем, чтобы всех русских людей заполонить в латинство. Но этого не случилось.

Пришел радостный час. Народы Западной Украины, объединенные теперь в одну украинскую державу, образовали, таким образом, одну семью.

Неужели же ныне ту православную веру, которая когда-то объединяла наш народ, можно забыть или выбросить, как ненужный сор?

Нет! Подобно блудным сынам, мы должны вернуться в отчий дом. Мы обязаны воссоединиться с матерью — Церковью Православной. И благодарение Богу, что Он приводит нас к этому воссоединению.

Благодарение и Советскому Союзу, который помог нашему народу сдвинуться с векового закрепощенного места. Мы теперь можем занять свое место среди других народов, освобожденных Красной Армией.

Дай Бог, чтобы и нашим настоящим Собором решено было все так, как этого требуют интересы нашего верующего народа!»

И еще 2—3 коротких выступления: о. Лысюка, который извиняется, что без подготовки выступает с приветствием от искреннего сердца; старика-мирянина, назвавшего всех участников Собора «своими детками», живого свидетеля страданий окатоличенного народа и его всегдашних надежд на возвращение к вере своих отцов; директора школы, который называет Собор «победой», победой над папами, которые были заодно с Муссолини, с Гитлером; о. Павлосюка (выходца из Саратовской области), который своею речью «о религиозных кризисах» заканчивает ряд выступлений.

Председатель Собора о. Костельник предлагает приступить к формулировке основных тезисов, вытекающих из заслушанных докладов. Вот эти тезисы:

1. Ликвидировать унию 1596 г.

2. Оторваться от Рима.

3. Вернуться к прадедовской Православной вере.

4. Воссоединиться с Русской Православной Церковью.

Следует голосование и принятие постановления Собора (в рамках предложенных тезисов).

О. Костельник с облегченным и приподнятым настроением произносит короткое слово. Он вспоминает о тех собратиях, которые еще руководствуются в своих пастырских трудах «запуганной совестью», забывая и не замечая того, что сама история толкает всех на тот великий путь воссоединения греко-униатов с Православною Церковью, по которому отныне смело и уверенно пойдет весь греко-униатский народ.

«Не будьте же вы такими запуганными», — говорит о. Костельник обращаясь ко всем участникам Собора. «Живой разум говорит о том, что принятое решение Собора есть та правда, о которой можно сказать один раз в 500 лет».

О. Костельник не может сдержать своих слез.

«Светлый праздник приближается, когда около одного престола будет молиться одно стадо с одним Пастырем, когда действительно будет опять Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь».

Объявлением распорядка следующего дня (9 марта) заканчивается первое заседание Греко-униатского собора в г. Львове.

После принятых 8 марта решений Собора должен был следовать самый чин принятия воссоединяющихся с Православною Церковью, каковой и был учинен в соборе св. Юра 9 марта.

В 9 часов утра была совершена исповедь 12 священниками, уже воссоединившимися в г. Киеве, а также приглашенными из другой православной церкви в г. Львове.

В 10 часов утра епископ Макарий, епископ Нестор, епископ Антоний (Пельвецкий), епископ Михаил (Мельник) приняли отречение от римских заблуждений от воссоединяющихся 204 священников греко-униатов.

За Божественной Литургией, после Херувимской песни, была прочтена служившими епископами разрешительная молитва, после чего воссоединенные приняли участие в совершении Литургии.

Затем на возобновившемся заседании Собора принимаются и тут же зачитываются тексты обращения к Святейшему Патриарху Алексию и телеграмма на его же имя; текст обращения к Местоблюстителю Патриаршего престола в Константинополе; текст обращения к духовенству и верующим Западных областей Украины; обращение к главе Союзного Правительства Генералиссимусу И. В. Сталину; обращение к главе Правительства УССР Н. С. Хрущеву и телеграммы.

Д-р о. Костельник оглашает Собору изменения церковно-административной, брачной, богослужебной практики, вытекающие из акта о воссоединении.

Постановления Собора скрепляются собственноручными подписями всех участников Собора.

Когда, таким образом, закончены были все необходимые оформления по воссоединению, наступил момент передачи всех полномочий и прав Инициативной группы Высокопреосвященнейшему Экзарху всея Украины, Митрополиту Киевскому Иоанну, которому суждено было первому фактически стать и Галицким Митрополитом.

В 2 часа дня прибывает Экзарх всея Украины Митрополит Иоанн в собор св. Юра, где его с повышенным интересом ожидал весь состав Собора.

Митрополит Иоанн, при всех своих регалиях, в сиреневой муаровой рясе, выходит боковой дверью из алтаря. Все встают и поют ему «Тон деспотии».

От лица Собора тепло приветствует Экзарха о. Костельник, закончив свое слово указанием, что функции и обязанности Инициативной группы исчерпаны и он считает своим долгом передать Митрополиту Галицкому и права и ключи.

Затем зачитывается о. Евгением Юриком приветственная на имя Экзарха телеграмма от 216 делегатов Собора следующего содержания:

«Киев. Высокопреосвященнейшему Иоанну, Экзарху Украины.

Собор греко-католической униатской церкви, собравшись в г. Львове, постановил 8 марта 1946 г. вернуться в лоно прадедовской Святой Православной Церкви. Просим Ваше Высокопреосвященство принять нас под свою отеческую опеку и управление. В этот исторический день мы связываем прерванные нити нашей славной церковно-религиозной и национальной традиции и глубоко верим, что с нами сегодня торжествует св. Ап. Андрей Первозванный, сев. Кирилл и Мефодий, св. равноапостольный князь Владимир, свв. Антоний и Феодосий Печерские, св. Иов Почаевский, св. Афанасий Берестецкий и целые сонмы борцов за шлю и веру Православную. Аминь.»

Митрополит Иоанн приветствует всех воссоединившихся речью, в которой говорит о великой радости всех православных христиан, о значении совершившегося церковного события и сравнивает день воссоединения с днем Светлого Воскресения.

Сердечное слово Экзарха было выслушано с большим вниманием и удовлетворением.

Митрополит занимает председательское место, рядом с ним епископ Макарий, епископ Нестор, епископ Антоний, епископ Михаил, д-р о. Костельник и др.

Высокопреосвященнейший Митрополит Иоанн зачитывает Собору грамоту от Святейшего Патриарха Московского Алексия на русском языке, а Преосвященный Макарий зачитывает эту же грамоту на украинском языке.

Затем доклад о Русской Православной Церкви в ее борьбе за Святое Православие читает управляющий делами Экзарха прот. о. Константин Ружицкий на украинском языке.

Епископ Нестор приветствует Собор и возглашает многолетие Святейшему Патриарху, Экзарху, епископу Макарию и всему Собору.

Дружным пением многолетий заканчивается собрание.

В 6 часов вечера было совершено всенощное бдение в соборе св. Юра во главе с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Иоанном.

Наступило воскресное утро 10 марта. Масса верующих еще до прибытия Митрополита наполнила собор св. Юра.

По принятому здесь обычаю за Митрополитом в полных облачениях шествуют из храма в прилегающие к собору архиерейские покои епископы и священнослужители.

Отсюда во главе с Экзархом износится епископами икона Киево-Печерской Божией Матери.

Долгожданная святыня вносится в храм. Сама Пречистая как бы возглавила Торжество Православия.

Для верующих это были непередаваемые, торжественные минуты, более для них действенные и значительные, чем все заседания Собора.

На протяжении всего Литургийного богослужения чувствовалась особенная настроенность молящихся.

Епископ Михаил (Мельник) произнес слово. Он говорил о наступившем единстве веры и благодарил Экзарха за понесенные им труды и заботы по воссоединению, за его отеческую ласку.

Епископ Михаил призывал весь народ молиться Господу Богу о том, чтобы это Торжество Святого Православия послужило источником и побудительной силой для дальнейшего повсеместного объединения всех униатов в одну Православную семью.

Епископ Макарий произнес второе слово, проводя параллель между Торжеством Православия после VII Вселенского собора и нынешним торжеством.

Необычайная длительность служения, теснота не ослабляют интереса молящихся. Все ожидают еще чего-то.

Но вот кончается Литургия. Митрополит перед выходом на молебен велит епископам Антонию и Михаилу поднять икону Киево-Печерской Богоматери. Он произносит следующее краткое слово:

«Сердечно, с чувством глубокой, искренней радости приветствую вас, дорогие о Христе братие, с возвращением в дом Отчий, в лоно Матери нашей Православной Церкви, которая всегда молилась, молится и будет молиться «о соединении всех».

Чем больше мы, верующие во Христа, будем сближаться духовно, тем скорее мы достигнем указанной нам Спасителем цели, тем скорее наступит Царство Божие.

От всей души желаю, чтобы нынешнее торжество было началом полной ликвидации униатства в нашей стране, и тогда христиане не только всей Украины, но и всего нашего Союза, будут составлять одну, связанную взаимной любовью семью, едино стадо под управлением единого пастыря — Святейшего Патриарха Московского.

В память же вашего воссоединения с Матерью-Церковью и в благословение от Киево-Печерской лавры вам вручается святая икона Богоматери, которая да будет вам помощницей и покровительницей во вся дни жизни вашей».

Медленно несут епископы на средину храма святую икону Богоматери, пред которой когда-то молился Богдан Хмельницкий.

Торжественно совершался благодарственный молебен, по окончании которого о. Костельник произнес прочувствованное слово.

Его речь была, главным образом, об иконе. Никогда и нигде он не встречал такой чудной иконы. Никогда он не видал таких божественных очей. Он полюбил эту Святыню всем своим сердцем, как только увидел ее в Киеве, и теперь эта дорогая святыня здесь — в соборе св. Юра на виду у всех молящихся, в то время как в Печерской лавре она была мало известна верующим, так как находилась в алтаре над жертвенником.

Господу угодно было, чтобы эта великая Святыня стала доступна для поклонения и чествования всем православным христианам.

Наличие этой иконы в г. Львове, Святыни, которая длительное время была в Киеве, есть лучшее доказательство наступившего полного единения между Киевом и Львовом, ибо эти два града теперь как бы слились во един град под покров Божией Матери.

Многие верующие от умиления плакали.

Еще один торжественный момент. Весь сонм епископов и священнослужителей исходит в полных облачениях из собора и поднимается на балкон митрополичьего дома.

Внизу тысячные массы народа. Владыка Экзарх благославляет всех. Хор с высоты храмового балкона поет многолетствование.

В эти минуты доселе пасмурное небо неожиданно проясняется. Солнечные лучи ярко освещают эту необычайную картину торжества православных христиан.

Богу же нашему да будет за все слава во веки веков!

ПРОТОИЕРЕЙ КОНСТАНТИН РУЖИЦКИЙ

Система Orphus