КОЛОМЕНСКОЕ

(Окончание)


Архитектура Казанской церкви весьма типична для церковного зодчества второй половины XVII в. Это пятиглавие на довольно высоком, но нешироком кубе, крытом на 4 ската. Под кровлей между двумя карнизами — декоративные кокошники. Массивы стен вертикально расчленены лопатками. Если сам куб поднимается вверх, как двухъэтажное здание, то алтарные полукружия доходят до высоты лишь первого этажа. Галлереи, идущие вокруг храма сливаются с ним на востоке и образуют приделы. И храм и галлереи зиждутся на высоком подклете. Оба придела увенчаны грушевидными главами на узких и глухих барабанах-шейках.

От северо-западного и юго-западного углов храма далеко откинулись крыльца на кувшинообразных колонках. Колокольня, воздвигнутая над северным крыльцом, является единственным строением такого типа в древнерусском зодчестве.

Чудотворная икона Казанской Божией Матери издревле очень почиталась нашим народом. Известно, что список с этой иконы находился в рядах народного ополчения, которое под водительством славных патриотов Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило 22 октября 1612 г. Москву от польских захватчиков. Освобождение столицы явилось началом полного очищения всего Московского государства от иноземных полчищ. В память этого замечательного события царь Михаил Федорович и повелел заложить в Коломенском храм во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1644 г. строительство уже осуществлялось, ибо 28 августа этого года дана память казначею о пожаловании сукном и деньгами «подмастерья Обросима Максимова за то, что он был у ево государевых каменных дел у церкви Пречистые Богородицы Казанские, в государевом селе Коломенском».

В следующем, 1645 г. Михаил Федорович скончался. Церковь была достроена и освящена уже при Алексее Михайловиче, который приказал пристроить к ней еще 2 придела: левый во имя св. Аверкия Иерапольского и правый во имя св. вмч. Димитрия Солунского. Посвящение приделов именно этим угодникам объясняется следующим обстоятельством: 22 октября 1649 г., как раз в день празднования Казанской иконы у царя родился сын Димитрий Алексеевич. Поэтому Алексей Михайлович и решил посвятить один придел тому святому, в честь которого новорожденному дали имя, а другой — святому, память которого отмечалась Церковью в этот радостный для царской семьи день.

Год окончания постройки и освящения храма точно неизвестен. Но зафиксировано совершенно определенно, что в 1653 г. Алексей Михайлович был за Литургией в этом храме. «Июля в 25-й день слушел государь всенощную у Пречистыя Богородицы Казанския в объезде в селе Кол-м. А обедни слушел государь у Пречистыя Богородицы Казанския жь» [1].

Первоначальная Казанская церковь была дворцовою и называлась соответственно «Церковью Богородицы Казанския в Коломенском селе в Государевом дворце» (или же церковью Пресвятыя Богородицы что в Саду). Есть известия, что она соединялась с дворцом переходами и была как бы домовою. Так, в донесении за 1671 г. польских послов Яна Гнинского и Киприана Бржостовского, осматривавших дворец и храмы, можно прочесть следующее: «В начале церковь каменная с притворами по обе стороны, в которых окна; к церкви от хором переходы досками обиты... мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения...»

Новшества, вводимые в царских хоромах, доходили в той или иной степени и до церкви. Например, плохо пропускавшую свет слюду сменило хоть и не блиставшее отделкой, но все же прозрачное стекло. Старое и новое долго уживались рядом. В описи, сделанной перед сломкой дворца, читаем между прочим: «В приделе Димитрия Селунского... В олтаре три окошка с затворами, в них окончины стекольчатые; в церкви три окошка с затворами, в них окончины слюденые. В тех окошках четыре сетки проволошные».

Торжественно чествовал Алексей Михайлович храмовый празник 8 июля. «Праздновал великий государь Пречистой Богородице Казанской в селе Кол-ом. А служили...: Чюдова монастыря архимандрит Павел, да духовник его великого государя благовещенский протопоп Андрей Савинович, да протопоп коломенский; а пели певчие великого государя». Далее следует перечисление присутствовавших за праздничным столом.


Внутренность церкви тесновата. Небольшие, почти квадратные окна расположены на значительной высоте, но света достаточно. В храме нет электрического освещения, и в вечерние часы, когда он озаряется огнями лампад и свечей, создается особенно уютная, располагающая к молитве обстановка. Весь иконостас заполнен иконами старинного письма и как во всех древних храмах разделен на 5 ярусов. Особенно замечательны царские врата, приписываемые творчеству самого Симона Ушакова. Изображения покрывают всю площадь обеих створок почти до низу, причем Благовещение помещено иконописцем в верхнем ряду. В нижнем ярусе иконостаса выделяется старинный образ Казанской Божией Матери.

Самыми интересными в историческом отношении являются две иконы (одна у южных, другая у северных дверей алтаря). На первой изображен св. Алексий Человек Божий и преп. Мария Египетская, на второй — тот же угодник и св. мученица Наталия. Древнее письмо обеих икон и имена святых, которым тезоименитствовал царь и обе его супруги (Алексей Михайлович был женат дважды — на Марии Ильиничне Милославской и Наталье Кирилловне Нарышкиной), доказывают, несомненно, что обе эти иконы современны Алексею Михайловичу и может быть, им принесены в дар Казанской церкви. Помещающаяся на левом клиросе икона преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, поразительно схожая манерой письма с названными образами, безусловно принадлежит кисти того же неизвестного мастера.

Два цилиндрической формы столпа поддерживают своды. Их роспись, как и живопись на стенах, более позднего происхождения, но они своими темными красками весьма гармонируют со строгими тонами иконостаса. Между столбами и иконостасом — небольшое паникадило с двумя поясами свечей. В свое время в храме находились деревянные, обитые шелковым штофом царские места без всяких украшений. Из упомянутой нами описи видно, что такие места имелись и в обоих приделах.

В небольшой трапезной, слева от арки, находится храмовый образ Казанской Божией Матери. Икону осеняет деревянный резной балдахин, увенчанный крестом и тремя головками херувимов. Вокруг лика Богородицы большой венчик поверх медной ризы; на венчике корона из простых каменьев. Рядом — старинный же образ святителя Николая с шестнадцатью различными моментами из его жития. С середины невысокого потолка свешивается малое паникадило в 7 лампад.

Трапезная двумя дверьми сообщается с приделами. В храме близ алтаря имеются еще 2 пролета, ведущие в те же приделы. В Димитриевскем приделе за правым клиросом помещается местночтимая «Державная» икона Божией Матери, являющаяся хорошим списком с чудотворного образа, явленного на памяти наших современников, в 1917 г. Иконописец-копиист умело воспроизвел несколько поблекшие от времени краски оригинала. Празднование иконе совершается 2 марта.

Как снаружи, так и внутри Казанская церковь за время своего существования почти не подвергалась переделкам. Только в связи с разборкой дворца были упразднены двери, к которым вел описанный выше переход, да некоторые ячейки между столбами, поддерживающими галлереи, застроены для церковных нужд. В целом храм сохранил характер небольшой, уютной, домовой церкви, какою он был во времена богомольнейшего из русских царей.

Служба в Казанской церкви совершается ежедневно. Дни престольных праздников — 8 июля, 22 и 26 октября.

ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВ

[1] Дворц. разряд, т. III, 654. Цитир. по книге А. Корсакова. Село Коломенское, М., 1870, стр. 82

Система Orphus