ДЕТИ И БРАТЬЯ

Слово, произнесенное в Воскресенской церкви, что на Арбате в г. Москве, в день св. Нины

«Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса.Нет уже ни иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 26, 28).

Сегодня мне захотелось привести вам на память эти замечательные слова великого апостола. Почему они сегодня на моих устах? Сейчас вам будет понятно.

Два дня тому назад мы праздновали память св. мученицы Татьяны. Кратко напоминая вам ее житие, я скажу, что она была дочерью богатого и знатного римлянина. С детства она была воспитана в христианстве. Став совершеннолетней, она отказалась от супружеской жизни и за добрую христианскую жизнь была назначена диакониссой римской церкви. В этой должности она помогала священникам в их заботах о прихожанах: навещала больных и заключенных, помогала нищим. Когда в первой половине III века открылось очередное гонение на христиан, она вместе со своим отцом после пыток была умерщвлена. Святая Церковь почтила ее наименованием мученицы.

Сегодня память другой святой женщины — Нины, просветительницы Грузии. Нина была родом из Иерусалима и с детских лет мечтала потрудиться над распространением христианской веры в тех странах, где ее еще не было. Когда отец ее ушел в пустыню, а мать поступила диакониссой, ее желание сбылось: она направилась в языческую Иверию (так называлась Грузия). Здесь проповедью о Христе и примером своей добродетельной жизни она покорила сердца людей и привела грузинского царя Мириана к ногам Христа. Мириан выписал из Царьграда епископа и священников, крестился сам и крестил своих людей. По указанию Нины, он соорудил в своей столице первый христианский храм. Это было в IV веке. Вот насколько древнее христианство в Грузии по сравнению с нашей страной: там с IV века, а у нас с X века. Из Грузии Нина пошла в ближайшую к Иверии страну — Кахетию и привела к крещению кахетинскую царицу Софию. Церковь назвала св. Нину равноапостольной за ее подвиг распространения христианства.

И вот хотя бы эти два примера — мученический подвиг св. Татьяны и апостольский труд св. Нины — разве не являются воплощением приведенных нами слов св. апостола Павла: «нет мужеского пола, ни женского, но все мы одно во Христе Иисусе»?

И в мужчину и в женщину Господь вложил одинаковую бессмертную душу. Спаситель пострадал на кресте за спасение и мужеского пола и женского. И мужей и жен Он наделил одними и теми же правами в отношении вечной жизни. И тех и других Он в одинаковой мере призвал к наследованию вечного блаженства. И мужчин и женщин за подвиги святости, за труды во славу Своего Имени, Он награждает венцами вечной славы.

Среди святых нашей Церкви мы знаем имена великих и славных мучеников: Пантелеймона, Федора Тирона, Димитрия Солунского и других, подвиги и страдальческая кончина которых так близки верующему православному сердцу. И в сонме мучеников мы видим овеянных такою же славою и женщин, пострадавших за Христа: Татьяну, Екатерину, Варвару и многих других.

Православные сердца преклоняются перед подвигами св. апостолов, которых Господь Иисус Христос призвал к распространению веры и устроению Церкви Своей на земле. Но к этому подвигу призвал Господь и женщину. Сейчас мы вспоминали имя равноапостольной Нины. Всем нам ведомы и другие имена святых женщин, которые разделяют вечную славу апостолов. Еще прежде крещения нашей Руси при Владимире Святом, его бабка св. Ольга за 30 лет до крещения своего внука приняла христианство и устроила православный храм в Киеве. За то, что она первой зажгла свет веры на нашей земле среди мрака язычества, озлобленно настроенного против христианства, Церковь и ее назвала равноапостольной. Чехия знает свою святую Людмилу, насадившую христианство в этой стране, Франция — святую Геновефу (по французскому произношению Женевьеву), и каждая из остальных христианских стран имеет своими покровительницами тех святых женщин, которые потрудились в насаждении и укреплении веры.

В сонме святых мы почитаем великих носителей подвигов поста, молитвы, изнурения плоти, служения людям — Макария Великого, Антония Великого, Феодосия Великого, в нашей стране — преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского. И к этому подвигу в равной мере причастна женщина. Наряду с именами преподобных отцов, мы ублажаем множество и преподобных матерей: Меланию Римляныню, Пелагию, Таисию, а на нашей русской земле — преподобную Анну, Евфросинию Полоцкую, Евфросинию Суздальскую и других.

Одним из тяжелых подвигов во имя Христа считается юродство, когда человек добровольно отрекается не только от всех своих земных благ, от своей семьи, но и от самого себя, надевая на себя личину ненормального. Этот подвиг берут на себя не только для того, чтобы самоуничижением смирить себя самого, но и чтобы послужить в состоянии юродства спасению других, проповедуя среди людей веру и безбоязненно говоря в лицо людям правду. Кому из нас не дороги имена святых Василия Блаженного, Прокопия Великоустюжского, Николая Новгородского — юродивых ради Христа? И этот подвиг брала на свои плечи женщина.

Все русские православные люди знают имя блаженной Ксении, останки которой почивают в Ленинграде на Смоленском кладбище. Она подвизалась на улицах Петербурга в середине прошлого столетия, и слава об ее жизни и подвигах распространилась по всей нашей стране и привлекла к себе наши сердца. Ей молятся как святой, и известны бесчисленные случаи ее невидимой помощи людям.

Перед лицом Господа Бога нет ни мужеского пола, ни женского, ибо все мы «одно во Христе Иисусе».

После многих веков язычества на земле, когда женщина не имела никаких прав в общественной и государственной жизни, когда она была унижена до того, что ее не признавали за человека, когда в семейной жизни ее почти приравнивали к домашнему скоту, — в христианстве женщина поднята Основателем его на небывалую высоту. А в лице Божией Матери, перед Которой преклоняются и будут преклоняться миллионы человеческих сердец, женщина возвеличена над всем миром видимым и невидимым.

Вот одно из величайших проявлений силы христианства, которое разрушило старый обветшавший мир и построило новую жизнь на земле на началах, принесенных в этот мир нашим Спасителем.

В христианстве все люди равны перед Богом и совершенное равенство среди людей и возможно только в христианстве. Разве не так?

Во внешней, земной нашей жизни мы, например, неизбежно считаемся с возрастом человека. Есть возраст совершеннолетия: с этого момента человек получает гражданские права; до наступления совершеннолетия он их не имеет. Есть возраст, которым определяется нетрудоспособность человека: достигнув этого возраста, человек уже не привлекается принудительно к работе, а в некоторых отраслях труда и не имеет права работать. А перед лицом Бога и вечной жизни все мы равны независимо от возраста. Каждый из людей имеет одинаковые права на вечную жизнь и наследование вечного блаженства: и только что родившийся младенец, принявший святое крещение, и утружденный годами старец.

Уходя из этой жизни, и младенец и старец вступают в ту жизнь, в которой оба в одинаковой мере будут участниками тех благ и тех радостей, какие обещаны Господом Его верным детям. Среди святых много и столетних старцев: преп. Антоний Великий, преп. Евфимий Великий, дожившие до такого возраста. Не мало и святых детей: праведный Артемий Веркольский, младенец Иоанн, или вот эти трое деток: Вера, Надежда и девятилетняя Любовь, которые предпочли переносить на глазах своей матери самые жестокие пытки, но не отреклись от Того, Кого полюбили своим детским чистым сердцем. И святые старцы, и святые дети увенчаны одинаковой бессмертной славой.

В жизни земной мы видим и мудрецов, мужей науки, и простецов, не знающих и грамоты; людей богатых и зажиточных, не нуждающихся в необходимом для существования, и нищих, разоренных какими-нибудь стихийными событиями (сколько таких разоренных сейчас, после войны!). Они не равны по своему земному положению. Но они равны перед Богом, так как все мы — «одно во Христе Иисусе».

В семью святых вошли и знаменитые своей многосторонней ученостью Василий Великий, Григорий Богослов и такие простецы, или не наученные вовсе или едва наученные грамоте, как Симеон Верхотурский, Павел Препростый и другие. В семье святых мы прославляем и равноапостольного царя. Константина, и великого князя Владимира, и землепашца Филарета, и рядового воина Меркурия; и таких богатых людей, как преподобную Меланию, обладавшую обширными поместьями во всех странах тогдашнего мира, и ничего не имевших в жизни, какими было, например, большинство печерских подвижников. Вечная слава их одинакова, потому что перед Богом все равны. Все мы — друг другу братья во Христе. Все мы дети одной великой Божией семьи, дети одного Небесного Отца.

Св. Иоанн Златоуст говорит, что наш православный храм является символом такой братской семьи детей Небесного Отца. Он говорит: «Храм это единственное место на земле, где никто не спросит нищего, почему ты пришел сюда, зачем ты встал впереди меня». Как в храме мы все стоим перед лицом Бога равными перед Ним братьями, одинаково близкими Ему детьми, так в вечной жизни мы все пред Ним равны, и каждый из нас получит от своего Небесного Отца то, чего заслужит своей земной жизнью, независимо ни от талантов, ни от ума, ни от богатства и каких-либо других внешних земных благ и отличий.

Значит, какой величайший смысл имеют слова апостола Павла: «во Христе нет иудея, нет язычника, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского»! И пусть каждый из нас всею силою своего духа осознает ни с чем несравнимое счастье принадлежать к такой Божией семье, в которой каждый из нас имеет в лице Господа своего Небесного Отца. Для того, чтобы принадлежать к этой великой семье, нужно только одно, о чем говорит тот же апостол Павел: нас должны соединить друг с другом в одну семью — «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5). Через купель крещения все мы входим в ограду Святой Церкви и становимся членами этой семьи.

Иметь право на вечную жизнь, на вечную славу и вечные радости — это источник величайшего утешения для сердца каждого из нас.

Но пусть никто из нас не забывает, что, давая нам такие святые права, Господь возлагает на нас и великие обязанности. Мы должны до конца своих дней оставаться верными и послушными детьми своего Небесного Отца. Только одно может лишить нас этих прав на вечные радости, это — наша греховая и нераскаянная жизнь.

О, пусть каждый из нас напоминает своему сердцу о том, что нет ничего страшнее в этом мире, как погубить для вечности свою душу, как своею порочною жизнию закрыть навсегда двери в Царствие Небесное!

О, пусть каждый из нас внушит своему сердцу со страхом и трепетом вспоминать о том неизбежном последнем Божием Суде, когда мы предстанем пред Праведным Судьей трепещущие, с обнаженными нашими пороками и грехами, явными и тайными, какие мы здесь так тщательно скрываем от людей, и перед лицом своих близких и знаемых будем ожидать последнего и праведного приговора!

О, пусть наше сердце, пока еще не поздно ни для кого из нас, научится оплакивать свои грехопадения спасительными слезами покаяния, вспоминая о том, что каждый из нас когда-то не умел ни лгать, ни таить зла против другого, не носил в себе даже нечистой мысли, а теперь мы стали грязными, исказили в себе своими грехами образ Божий, напечатленный в бессмертной душе каждого из нас, и часто живем даже не замечая этого за собой!

Будем дорожить святым званием «сынов Божиих», как драгоценным даром, какой все мы имеем от нашего Небесного Отца. Никогда не забудем и того, что на путях своих к Царствию Небесному мы не одиноки. Перед нами сияют примером своей жизни св. Татьяна, св. Нина и бесчисленные сонмы тех святых людей, которые, показывая нам своими подвигами путь к вечной жизни, своими молитвами охраняют нас и укрепляют на этом пути.

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ

Система Orphus