Памяти пребывания в Париже делегации Московской Патриархии (24 августа — 4 сентября 1945 г.)
Воссоединение всех зарубежных церковных группировок в лоне Матери Русской Патриаршей Церкви, любвеобильно открывшей свои материнские объятия всем своим детям, не могло не отозваться глубоко в сердцах и умах всех верующих русских людей.
Прибытие из Москвы Высокопреосвященного Митрополита Николая Крутицкого в сопровождении протоиереев: отца Благочинного Павла Цветкова и отца Петра Филонова, его богослужения, собиравшие толпы людей с разных концов Парижа, приходивших помолиться и послушать горячее и проникновенное слово Владыки, все это придавало радостно-праздничное, как бы пасхальное настроение дням его пребывания среди нас.
Для здешних верующих русских масс это был первый живой и непосредственный контакт с Матерью-Церковью и с Матерью-Родиной.
Во всех проповедях митрополита Николая звучала потрясавшая сердца преданность Церкви Православной, пламенная любовь к нашему родному народу и ко всем русским людям.
Кто из присутствовавших не думал в эти минуты, мысленно переносясь туда, на далекую Родину, в родную Москву, что там несколько дней тому назад также молились «едиными усты и единым сердцем» и слушали те же слова сотни и тысячи наших братьев по крови и духу!
Митрополит Николай поведал нам живым словом, что мы знали только из журналов и газет, о том участии, которое приняла наша Церковь в оборонительной героической борьбе, выпавшей на долю нашей Родины.
Он дал нам прикоснуться к ранам, нанесенным ей жестоким фашистским врагом. Из его слов мы узнали, что, как и встарь, в эту Вторую Отечественную войну Русская Церковь явила свое полное и тесное единение со своим народом, разделив его судьбу в годину тяжкого испытания. Он рассказал нам о посещении нашим общим духовным Отцом, Святейшим Алексием, Патриархом Московским и всея Руси, Святой Земли и Восточных Патриархатов — факт беспримерный в истории Русской Церкви — и о сопутствовавшем всюду Патриарху в его поездке взрыве энтузиазма среди братских православных народов.
Это было демонстрацией вселенского сознания Православной Церкви.
Этот же подлинно вселенский размах был выражен Митрополитом Николаем в проявленной им чуткой Христовой любви к нашим братьям — православным французам, а также и при посещении местных французских святынь.
На примере его личности мы воочию узрели, как гармонически соединяется в православном сознании подлинный патриотизм со вселенским церковные охватом.
Владыка Николай как-то по-новому зажег наши сердца и заставил почувствовать, что все мы — дети одной нашей Матери Русской Церкви и одного великого нашего русского народа.
Он явил нам дар большой христианской любви, и мы все его полюбили нашей ответной сыновней любовью.
Митрополит Николай дал нам бесконечно много, и его светлый образ останется навсегда в памяти каждого, кто хоть раз его увидал и услышал.
Краткие дни его пребывания в Париже закончились торжественной Литургией в Александро-Невском соборе 2 сентября 1945 г.
Сослужение Митрополитов Николая, Евлогия и Серафима, Архиепископа Владимира и Епископа Иоанна с сонмом духовенства ознаменовало конец расколов, раздиравших русское церковное зарубежье.
Откол от Русской Церкви, длившийся долгие годы, болезненно переживали все.
Его переживали и те немногие, кто оставался верен все эти годы Московской Патриархии, и те, кто, силою обстоятельств и сложных причин, от Нее временно отошли. О нем матерински скорбела сама наша Русская Церковь.
Это чувствовали и сознавали и иерархи, и священники, и масса верующего русского люда, не могущего зачастую разобраться во всех тонкостях канонического положения.
Это был недуг, поражавший церковное тело и мешавший его нормальному развитию.
А сколь пагубно отзывался он на положении и авторитете Православной Церкви среди инославного мира!
Это прекращение расколов открывает новые перспективы перед верующими людьми, свободными отныне от ставшей ненужной полемики и взаимно изнуряющей розни, для созидательного труда, для нового строительства во Славу Божию и на пользу Его Святой Православной Церкви.
Благословен Господь за то, что Русская Церковь сияет и тем свидетельствует, что Она не есть только явление старого мира, но и нового, вернее, что Она вечна до скончания века!
НИКОЛАЙ ПОЛТОРАЦКИЙ НАЧАЛЬНИК БРАТСТВА СВ. ФОТИЯ
Париж, 25 октября 1945 года.