ОТКРЫТИЕ БОГОСЛОВСКО-ПАСТЫРСКИХ КУРСОВ В ЛЕНИНГРАДЕ

22 ноября 1945 г. в Ленинграде, в помещении бывшей Духовной семинарии, по соседству с Александро-Невской Лаврой, состоялось открытие Богословско-пастырских курсов.

В актовом зале был отслужен молебен. Возглавлял богослужение заведующий курсами, благочинный Ленинградских городских церквей, прот. Н. Ломакин. Торжественность совершаемой молитвы, присутствие на ней заслуженного городского духовенства, ряды учащихся, чистота и яркое освещение — все это наполняло души величием праздника.

В конце молебного пения протоиерей Н. Ломакин окропил помещение святой водой. Вдохновенным гимном Медиоланского Песнотворца «Тебе Бога хвалим» заключено было молитвенное торжество.

Началось торжественное заседание. Слово для приветствия получил секретарь Митрополита Ленинградского и Новгородского — протоиерей Павел Тарасов. Он объявил собранию о болезни Высокопреосвященного Митрополита Григория и зачитал обращение Владыки:

«Я очень огорчен тем, что, прикованный врачами к постели на несколько дней, лишен возможности лично присутствовать на открытии Богословско-пастырских курсов. Поэтому влекусь хотя письменно участвовать в этом сегодняшнем торжестве.

Итак, Божие благословение на начало деятельности Богословско-пастырских курсов испрошено.

Открываемая сегодня здесь новая Богословская школа должна подготовить кадры и дать Ленинградской Церкви пастырей богословски просвещенных, духовно настроенных, православно убежденных, горящих и любовию к Святой Церкви и верностью к Родине. Эта задача должна осуществляться общей, дружной, горячей, одушевленной работой всего состава наставников и слушателей. Первые — своими знаниями, опытом, любовью и настроением, а вторые — вниманием, усердием и горячим стремлением к воспитанию себя в духе апостольской ревности к служению Святой Церкви — должны содействовать тому, чтобы поставленные в нашей школе задачи и требования были исполнены со всею тщательностью к полному удовлетворению самых лучших ожиданий и самой чуткой и требовательной совести.

К вам особенно мое слово, дорогие слушатели — новые питомцы открываемой богословской школы.

Вы явились сюда, чтобы удовлетворить ту жажду религиозного знания, которая в сущности присуща всем и которая является основной потребностью нашей души. Всякому человеку свойственно стремиться к уяснению смысла своей жизни и выработке правильного мировоззрения. У вас это стремление является осознанным и даже ярко выраженным, поскольку вы стремитесь к богословскому образованию и к служению Церкви. Я хочу вам сказать, да и вы сами это понимаете, что удовлетворение этой духовной потребности налагает на вас обязанность серьезной проникновенной работы. Я хочу остановить ваше внимание особенно на том, где и как искать удовлетворения этой духовной потребности, этой жажды религиозного знания, — в чем видеть свет, который бы ответил намечаемый вами путь вашей жизни.

Христос сказал: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь». Вот указание, вот ответ на ваше стремление. Придя сюда, вы встали уже на этот путь; вы подходите к Истине — Христу. Но не забывайте, что Христос не только Путь и Истина, но и Жизнь, и Жизнь не потому только, что в Нем истинная жизнь, но и потому, что только жизнью в Нем и можно познать истину. Помните всегда, что христианство — это не теория, не догма; это — жизнь; помните, что изучаемая вами здесь религиозная истина должна непременно и неизменно отражаться в вашей жизни; и только тогда эта истина и может быть понята в своем существе, когда внутренний опыт каждого из вас даст ему нужный материал, создаст почву для полного восприятия того или другого религиозного явления. Только «во свете» Его мы «узрим свет» истины. Помните это всегда, и Господь благословит успехом наши общие здесь труды.

С благословения Божия и в надежде на вашу ревность объявляю Ленинградские Богословско-пастырские курсы открытыми».

Вслед за протоиереем Тарасовым слово для доклада об организационной структуре, учебном плане и программе курсов получил заведующий курсами протоиерей Н. Ломакин. Он зачитал присутствующим «Положение о Богословско-пастырских курсах» и детально ознакомил с их внутренним устройством.

В сухих по форме, но деловых по содержанию параграфах «Положения» ясно вырисовывались организационные и целевые контуры духовной школы.

Затем слово для приветствия гостей от учебной корпорации курсов получил преподаватель курсов А. Шишкин.

«Православный русский народ, — сказал А. Шишкин, — узнав об открытии духовной школы в Ленинграде, с чувством глубокого удовлетворения осенит себя крестным знамением и будет ждать от нее, наряду с духовным просвещением, и нравственного воспитания воли учащихся, дабы соделались они достойными той цели и призвания, ради которых пришли сюда и ради которых вообще наша Ленинградская духовная школа, волею Божиею, вызывается сегодня из небытия к бытию. Пробудить энергию слушателей к умственному и нравственному совершенствованию, оживить и направить их церковное сознание по пути правильного и наилучшего постижения окружающей жизни и ее задач, добиться того, чтобы жизнь школьных питомцев после ее окончания представляла собою стройный гимн любви к Богу и ближним, — вот задачи, которые стоят перед учебным персоналом Богословских курсов, в связи с их открытием. Задачи эти столько же благородны, сколь трудны и ответственны. Но просящие у нашей школы света Христова не должны обмануться в своих ожиданиях. И я от всей души желаю учебному персоналу курсов успеха в осуществлении этих стоящих перед ним задач.

Второе, что хотелось бы мне высказать и к чему пригласить всех здесь присутствующих, — это чувство признательности Советскому Правительству за его внимательное отношение к нуждам и запросам Русской Православной Церкви.

Наше сегодняшнее торжество, по случаю открытия Богословско-пастырской школы в Ленинграде, является новым наглядным подтверждением полной свободы внутреннего церковного делания на территории СССР.

В дни Великой Отечественной войны Церковь органически слилась с воюющим против фашизма народом, жила его думами и желаниями, и Господь благословил патриотические труды Церкви. Взаимоотношения между Церковью и Государством имеют под собой базу ценного доверия со стороны Правительства. Русская Церковь, свободно управляясь внутренно, «во всех делах и вопросах, требующих помощи и поддержки со стороны гражданской власти, всегда получает необходимое удовлетворение» (см. речь Патриарха Алексия Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви тов. Карпову Г. Г. на Соборе 1945 г.). А гражданская власть, «способствует дальнейшей нормализации отношений между Церковью и Государством, наблюдая за правильным и своевременным проведением в жизнь Законов и Постановлений Правительства, относящихся к Русской Православной Церкви» (см. речь представителя советского правительства — Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпова на Поместном Соборе 1945 г.).

Мы все вспоминаем сегодня покойного Святейшего Патриарха Сергия; мы обращаемся мыслью к его Святейшему преемнику, ныне здравствующему Патриарху Алексию; мы благодарны им за то, что они вывели Русскую Церковь на путь развития, за то, что указали нам задачи нашего церковного труда.

Мы будем оправдывать доверие к ним Правительства, будем свято исполнять законы Правительства в отношении Церкви, будем постоянно благодарными Совету по делам Церкви, как верному стражу свободы нашей совести, дарованной нам Сталинской Конституцией.

Чтобы закончить свою речь, мне остается сказать еще несколько слов специально слушателям курсов. Друзья! Вы пришли сюда для того, чтобы соделаться достойными пастырского звания. В будущем вам, может быть, не дано будет совершить какого-либо чрезвычайного подвига. Напротив, вас ожидает скромный и порою незаметный труд сельского пастыря. Но и в этом положении быть честными, нести в жизнь присущую вам долю добра и справедливости вы сможете и вы обязаны это сделать. Трудитесь над собой, работайте с прилежанием. Вы вступаете в духовную школу не под грохот военных орудий, а в условиях победой достигнутого мира. Окружающая жизнь требует от всех нас — залечить раны, нанесенные нашей стране кровавым фашизмом. В общем плане внешнего восстановления — организация личности, закрепление в ней патриотического опыта наряду с новыми, еще более яркими его проявлениями — составляет не последнюю задачу. Помните об этом и стремитесь к этому.

Да благословит Господь Бог наше исхождение в путь учительства и учения благодатными результатами — Церкви на утешение, Отечеству на пользу, на радость русскому православному народу».

По окончании речи А. Шишкина с приветствием к собравшимся выступил Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Ленинграду и Ленинградской области тов. А. И. Кушнарев. Заведующий курсами протоиерей Ломакин предложил собранию послать приветственные телеграммы: Святейшему Патриарху Алексию, Председателю по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР тов. Г. Г. Карпову и Ленинградскому Митрополиту Григорию. Предложение принимается единодушно.

По окончании заседания гостям было предложено осмотреть помещение школы и разделить братскую «чашку чая». При школе имеется общежитие, столовая, аудитория для занятий, библиотечное помещение.

Заведующий курсами ознакомил гостей с ходом работы по восстановлению школьного помещения и пригласил их к всемерному поддержанию школы в будущем: «Школа открыта, — сказал о. протоиерей Ломакин, — но для того, чтобы она действительно осуществила свои задачи, необходимы заботы о ней всех ленинградских приходов. Школа — наше общее детище и уход за ней составляет нашу общую обязанность». Он рассказал далее о той помощи, какую оказывали в деле организации школы Высокопреосвященный Митрополит Григорий и Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Ленинграду и Ленинградской области тов. Кушнарев.

«Я еще раз приношу им, — сказал о. Николай, — глубочайшую благодарность».

Настоятель Шуваловской церкви, благочинный протоиерей Мошенский в своем горячем слове подчеркнул важность общеприходских забот об открытой школе и со своей стороны заверил администрацию школы в готовности, как благочинный сельских приходов, прилегающих к Ленинграду, оказывать всяческое содействие поддержанию курсов.

Преподаватель курсов, священник Никольского кафедрального собора, питомец б. С.-Петербургской академии, о. Василий Раевский сосредоточил внимание гостей на патриотической работе Русской Церкви в прошлом. «Быть полезной своей Родине, жить ее нуждами, быть с нею и в горе и в радости — Церковь всегда считала своей важнейшей задачей. Мне, новгородскому уроженцу, хорошо ведомы патриотические труды хотя бы Новгородской Церкви, поскольку история Новгорода для меня родная история. Сколько раз русские православные храмы служили форпостами на пути иностранных интервентов. Сколько раз они отражали непосредственно врагов нашей Родины... Церковные диптихи содержат не мало имен героев-церковников, отдавших жизнь свою за Отечество. Будем стремиться, чтобы патриотические труды в современной нам Церкви множились и возрастали».

Выступления гостей отличались искренностью и задушевностью. Да и как не быть здесь пониманию и дружбе? Большинство гостей имело медали «За оборону Ленинграда»; у всех собравшихся за плечами был благородно пройденный путь Великой Отечественной войны.

А. ШИШКИН

Система Orphus