(Краткий очерк истории села. Казанская церковь)
Многие древние села и старинные маленькие городки окружают столицу Советской страны. Но ни у одного из них нет такой богатой и красочной истории, как у Коломенского. Исторические события столь тесно переплелись вокруг этого подмосковного села, что всякий человек, любящий свою Родину и ее величественное прошлое, с особенным восхищением любуется уцелевшими здесь зданиями, с особенным чувством прислушивается к шопоту деревьев, словно рассказывающих о былом.
Погожий вечер поздней осени. Южный ветер покрыл излучину реки крупной рябью. С высокого берега Москва-реки открываются для обозрения просторы и дали. Влево от нас — Перервинские шлюзы и линия Курской (ныне им. Дзержинского) железной дороги. Вьется вдали белый дымок паровоза. По коричневым прямоугольникам полей медленно расхаживают черные птицы.
Коломенское, расположенное в 7 верстах от Москвы, влево от Серпуховской дороги, — одно из стариннейших подмосковных сел. Существует предание, что оно основано выходцами из Коломны, бежавшими сюда от нашествия полчищ свирепого монгольского хана Батыя. С XIV в. название села появляется в документах. Московский князь Иван Калита упоминает его в своем завещании: «А се дал есмь сыну своему Андрею: Лопастну,... Серпухов... село Коломниньское, село Ногатиньское...» [1]. Большую роль играло село при князе Димитрии Донском, который после блестящей победы русского воинства над татарами — Куликовской битвы 1380 г. — построил здесь храм. Вероятно, уже в XIV в. была устроена в Коломенском и великокняжеская усадьба.
Однако расцвет Коломенского начинается только с XVI в., когда при московском государе Василии III появляются здесь замечательные постройки, великолепные памятники русского церковного зодчества. В 1532 г. сооружается каменная церковь Вознесения. Восторженно излагает это событие летописец: «Бе же церковь та вельми чудна красотою, высотою и светлостию, якова не была прежде сего в Руси. И понеже Князь Великий Василий Иванович, государь всея Руссии, возлюби ю, того ради и украси всякою добротою, якоже достоит святей Божией Церкви».
Повидимому, несколькими годами раньше в приселке Коломенского — Дьякове — воздвигнуто другое прекрасное здание — Предтеченская церковь. Предание гласит, что бездетный Василий III долго и горячо молился о даровании ему сына и приказал построить этот храм в память рождения первенца своего Ивана (будущий великий государь всея Руси Иван IV родился 25 августа 1530 г.). Названия некоторых приделов Предтеченской церкви, например в честь Зачатия св. Иоанна Предтечи, свв. равноапостольных Константина и Елены (второй супругой Василия, матерью Ивана, была княгиня Елена из рода Глинских) служат основательными доводами за достоверность предания.
От самого своего возникновения оставалось село Коломенское «за государем» и служило летним приютом для великих князей и царей московских. Живописная природа, леса и луга располагали к отдыху. С течением времени село становится одной из богатейших подмосковных вотчин, где заповедные рощи чередуются с огромными покосами и фруктовыми садами. Ловчие и сокольники с гиканием неслись на конях, сотни сиротин государевых выходили на заре жаркого июньского дня косить высокие душистые травы.
Иван IV навещал Коломенское постоянно и день своего ангела, 29 августа, всегда праздновал здесь со всем двором. Известно, что в 1552 г. царь останавливался в селе перед походом на Казань.
Одни события сменялись другими. После многодневных и шумных празднеств приходили тревожные дни. Нашествия на Москву Эдигея, крымских ханов Девлет-Гирея и Казы-Гирея произвели и в Коломенском немалые опустошения. Сын Грозного, Федор Иоаннович, возобновил разоренное село. Достоин удивления тот факт, что исторические фигуры появлялись в Коломенском одна за другой, и вряд ли какое-нибудь другое место в нашей стране (исключая Московский Кремль) может превзойти его в этом отношении. Так, в 1605 г. на пути в Москву здесь останавливался ставленник польских панов Лжедимитрий I. В следующем году в Коломенском расположилась рать восставших крестьян со своим вождем Иваном Болотниковым, и наверное, отсюда рассылались им «прелестные письма», призывавшие московскую бедноту подняться против своих угнетателей. В 1610 г. поблизости от села помещался стан нового незадачливого претендента на русский престол — второго самозванца.
После освобождения нашей Родины от польско-шведских интервентов большую заботу о Коломенском проявляет первый из царей новой династии — Михаил Федорович Романов. По его повелению строятся новые хоромы и закладывается каменная Казанская церковь. Но больше всего Коломенское связывается в нашем представлении с именем сына царя Алексея Михайловича.
Развертывается невиданное строительство. Исключительно силами русских мастеров под наблюдением прославленного иконописца и художника Симона Ушакова сооружают в это время новый деревянный дворец для царского семейства. Неподалеку от села, на правом берегу реки Москвы среди густой зелени четырех садов возвышались затейливые кровли и диковинные башни. Отделка дворца была так великолепна, что изумляла иностранцев. А воспитатель царских детей, ученый монах Симеон Полоцкий, называл его в своих виршах «восьмым чюдом света, Соломоновою прекрасною палатою». Садовое слетьё с яблоневых и грушевых деревьев шло «про государев обиход»: десятки холопов сновали от трапезной к поварням, с великим тщанием готовились патоки и квасы...
Огромный дворец жил своеобразной жизнью. Алексей Михайлович часто наезжал сюда то один с боярами, то со всем своим государевым домом. В здешних храмах царь отстаивал по праздникам обедни, здесь в хоромах, изукрашенных изображениями диковинных цветов и птиц, угощал Патриарха и бояр, принимал послов, творил суд, тешился в окрестностях соколиною и звериною охотою. В дни семейных празднеств еще до стола, по приходе из церкви царь жаловал ближних людей именинными пирогами на переднем крыльце. Пожалованный аршинным калачом боярин нес его с расплывавшимся от блаженства лицом.
Бывали и такие дни, когда чинный распорядок царского времяпровождения нарушался вмешательством народных масс. Несомненно, самой яркой страницей в истории села Коломенского является «медный бунт» — стихийное восстание московской бедноты летом 1662 г. В поисках выхода из тяжелого экономического положения, создавшегося в стране во время войны с Польшей за Украину, царское правительство пустило в обращение медные деньги. Деньги эти быстро обесценились, товары вздорожали, наступила хозяйственная разруха. Народ волновался и роптал. Ранним утром 25 июля на Лубянке и других улицах Москвы были расклеены листы с фамилиями наиболее ненавистных народу бояр и купцов. Возбужденные толпы ремесленников, «гулящих людей» и примкнувших к ним стрельцов двинулись с челобитной в Коломенское. Перепуганный царь был вынужден выйти из церкви и клялся выполнить все требования народа. Современник событий повествует: «И как те люди пришли и били челом царю о сыску изменников, и просили у него тех бояр на убиение; и царь их уговаривал тихим обычаем, чтобы они возвратилися и шли назад к Москве, а он, царь, кой час отслушает обедни, будет в Москве, и в том деле учинит сыск и указ; и те люди говорили царю и держали его за платье за пуговицы: «чему де верить?» и царь... дал им на своем слове руку, и один человек ис тех людей с царем бил по рукам...» [2]. Бедняки тронулись было обратно, но навстречу им из Москвы шла новая толпа, и восставшие вторично ворвались в Коломенское
Между тем за различными строениями притаились уже срочно вызванные стрелецкие полки. «Царь,... проведав, что стрелцы к нему на помочь в село пришли, закричал и велел... тех людей бити и рубити до смерти и живых ловити. И как их почали бить и сечь, и ловить; а им было противитися не уметь, потому что в руках у них ничего не было, ни у кого, почали бегать и топитися в Москву-реку, и потопилося их в реке больше ста человек, а пересечено и переловлено болши семи тысяч человек» [3]. Многие восставшие были повешены, многим поотрубали руки и ноги, вырезали языки, били кнутом, ставили клейма на лице и на теле. Дикая расправа обрушилась на истомившихся от голода и угнетения людей. Именины царевой сестры были совершенно расстроены. Пироги в тот день ближним не выдавались... Опасаясь нового восстания, царь поспешил отменить медные деньги.
Коломенское связано и с именем Петра Первого. Здесь под древним кедром будущий великий преобразователь учился грамоте. Сюда же был совершен им из Москвы первый поход на яхте. Из Коломенского Петр с триумфом шествовал в столицу после взятия Азова в 1696 г. и после знаменитого Полтавского сражения.
С переселением царского двора в Петербург дворец быстро приходит в упадок, и уже в 1763 г. архитектор Иван Мичурин докладывает, что реставрировать его нецелесообразно, а «надлежит оный, разобрав весь, перестроить вновь». В 1767 г. по распоряжению Екатерины Второй дворец был разобран, а для сохранения памяти об его местоположении по линиям его, основания были насажены кусты акаций, почти не сохранившиеся теперь. Построенные на этой территории дворцы Екатерины II и Николая I — оба они тоже посещали в свое время Коломенское — оказались недолговременными.
К сожалению, от Коломенского дворцового ансамбля, который справедливо может быть назван русским Версалем, в настоящий момент сохранилось очень немногое. Три церкви — Предтеченская, Вознесенская и Казанская, колокольня постройки XVI в., водовзводная (или Соколиная) башня середины XVII в., передние и задние ворота дворцовой ограды. К передним воротам, увенчанным башней с колоколами (некогда башню украшали куранты), примыкает несколько строений, в которых помещаются собранные сотрудниками местного музея весьма интересные экспонаты. О знаменитом дворце можно составить представление только по картинам, макету и нескольким сохранившимся предметам. Так как о Вознесенском и Предтеченском храмах существует обширная литература, мы сочли целесообразным посвятить наше дальнейшее изложение Казанской церкви, которая, если во многом и уступает соседним по архитектуре, но также заслуживает всяческого внимания, являясь интересным памятником своей эпохи.
(Окончание следует)
ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВ
[1] Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты, Хрестоматия по истории СССР, том I, стр. 132, Учпедгиз, М., 1937 г.
[2] Г р. Котошихин, О России в царствование Алексея Михайловича, Хрестоматия по истории СССР, том, 1, стр. 346.
[3] Там же, стр. 347.