Когда мы, делегация Чешской Православной Церкви, собирались в дорогу для того, чтобы в Москве посетить Его Святейшество Патриарха Московского и всея Руси, много различных чувств обуревало нашу душу. Что мы найдем в Москве? Как нас встретят? Поймут ли нас эти новые люди, которые пережили и переживают величайшую революцию
в мире, революцию, которая не могла не коснуться человеческой души и не оставить на ней свой отпечаток? Найдем ли мы, строившие и строящие свою церковную жизнь в наших своеобразных условиях, общий разговорный язык с представителями Русской Православной Церкви? А главное, поймут ли они нас, поймут ли наши нужды и пойдут ли нам в этих нуждах навстречу?
Богу, пути Которого всегда неисповедимы, было угодно послать нам ответ на эти вопросы раньше, чем мы ожидали. Мы на пути из Варшавы в Москву должны были остановиться в Минске. Никто об этом не знал, и нам только в Минске заявили, что наш самолет дальше не полетит и что мы заночуем в Минске.
А все-таки с первых же шагов мы узнали, что мы находимся на русской земле, что мы приехали в Святую Русь. Милое и предупредительное отношение представителей властей к нам, как только мы назвали себя, нельзя просто выразить словами. При этом представители власти еще не получили официального уведомления о нашем приезде. Через короткое время явился представитель Наркоминдела Белорусской Республики и заявил нам просто, как можно только по-русски заявить, что мы являемся гостями Республики и что он о нас позаботится. Спустя несколько минут прибыл Высокопреосвященный Василий, архиепископ Минский и Белорусский, для того, чтобы нас приветствовать в пределах своей Епархии. Маститый архипастырь произвел на всех нас такое глубокое впечатление, которое никогда не иссякнет в нашем воспоминании. Все, все, и благообразный Владыка, и его ключарь, и представитель Наркоминдела Киселев, и хозяйка дачи Совнаркома в Веселовке, и чины таможенного контроля, и начальник аэродрома — все, поголовно все, проявили по отношении к нам такие заботы, которые не могут быть объяснены только добросовестным исполнением их обязанностей. Так могут относиться только те, которые свое отношение к людям черпают из живого источника, наименование которому — русское гостеприимство и великая, искренняя, воистину братская любовь!
А что сказать о нашем пребывании в Москве? Прежде всего нас приятно поразила обаятельная личность Его Святейшества Святейшего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси. Такой простоты, а в то же время такой изысканной нежности и снисходительности в обращении нам никогда не приходилось видеть. Какое великое счастье для Русской Православной Церкви, что Господь Бог послал ей такого Первосвятителя, Патриарха, о котором все русские люди могут с полным правом с гордостью сказать вместе с апостолом: Таков подобаше нам Архиерей!
Мы нашли у Его Святейшества полное понимание наших нужд и встретили самое отзывчивое отношение. Все наши пожелания были с отчей любовью выслушаны, обсуждены и исполнены. Святейший Алексий тем вписал свое имя в историю чешского народа и его Православной Церкви и останется навсегда Отцом и великим Патриархом в душах всех православных чехов.
Неизгладимое впечатление на всех нас произвел и председатель Совета по делам Русской Православной Церкви. Его справка об отношении Правительства к Православной Церкви оставила во всех нас глубокое убеждение в том, что отношение Правительства к Русской Православной Церкви не только является правильным с точки зрения современного социалистического общества, но в высшей степени отвечает интересам самой Русской Православной Церкви. Церковь, освобожденная от уз, связывающих ее с Государством, может свободно развиваться в той области, которая является ее специфическим полем действия, — в области свободного духа и свободной совести. Мысль человеческая свободна и бессмертна и назначением Церкви является эту свободу поддерживать и развивать. И нам было очень приятно слышать из уст ответственного представителя Правительства, что государство всецело поддерживает в этом направлении Церковь и ее стремления.
В высшей степени обаятельным и мудрым предстал перед нами и Высокопреосвященный Николай, Митрополит Крутицкий. Мы много читали и слышали о деятельности Высокопреосвященного Николая, но его обворожительной улыбки, за которой скрывается великая любовь и великое знание жизни и человеческой души, нельзя передать словами. Ее нужно видеть и чувствовать для того, чтобы понять красоту души Высокопреосвященного Николая, которая составляет тайну его успехов в его трудной деятельности. И управляющий делами Патриархии о. протопресвитер Н. Ф. Колчицкий, и о. благочинный С. М. Марков, и о. протоиерей А. П. Смирнов, и секретарь Его Святейшества Л. Н. Парийский (наш друг со времени его пребывания в Праге с Высокопреосвященным Фотием, архиепископом Орловским и Брянским), и заведующий хозяйством Патриархии — все они проявили по отношению к нам столько забот, что люди слабые, как мы, должны опасаться, что не смогут никогда им отплатить за их любовь. И нам не останется ничего иного, кроме как просить Бога, Великого Мздовоздаятеля, чтобы он вознаградил их за их любовь из невещественных и вечных своих сокровищниц. Большое им всем спасибо за все!
Но особое впечатление произвел на нас русский народ, народ-труженик и народ-богомолец. Мы видим проявления истинной религиозности русского народа и вместе с ним были восхищены и перенесены в селение Славы Господней, которую вместе с ним сподобились лицезреть. И невольно при этом нам вспоминались слова одного иерарха Православной Церкви, произнесенные непосредственно после возвращения из Советского Союза в Западную Европу. «Я побывал, — говорил он, — и во многих местах Европы и в святых местах, в Вифлееме и у Гроба Господня, и я вам скажу, что Христос родился в Вифлееме, а живет в настоящее время в России!»
А мы, когда вернемся к себе на Родину, скажем всем о нашем пребывании у Его Святейшества и у русского народа: «Видехом славу Господню, которая сияет над русским народом и над русской землей!».
Д-Р ГРУЗИН