БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ СМИРЕННЫЙ ИОАНН, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ, ЭКЗАРХ ВСЕЯ УКРАИНЫ

ПАСТЫРЯМ И ВЕРУЮЩИМ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ, ПРОЖИВАЮЩИМ В ЗАПАДНЫХ ОБЛАСТЯХ УКРАИНСКОЙ ССР

«Верую во единую святую соборную и Апостольскую Церковь» (9 член символа веры).

Накануне своих искупительных страданий в своей первосвященнической молитве Господь наш Иисус Христос молился пред Отцем Своим Небесным о том, чтобы все уверовавшие в Него всегда и неизменно сохраняли между собою единение: в своих мыслях, чувствах, в вере и любви, являя, таким образом, собою единое и неразделимое общество или единую Церковь (Иоан. 17, 11), которая, по учению Святого Апостола Павла, есть не что иное как тело Христово, возглавляемое Спасителем и одушевляемое Духом Святым (Ефес. I, 22—23; IV, 4—6; V, 30; Колосс. I, 18—19). «Христос Глава Церквей Той есть Спаситель тела» (Ефес. V, 23). Единение между Господом Иисусом Христом и истинными членами Церкви носит такой же тесный органический характер, каким запечатлено единение между головой и членами тела. «Вы — тело Христово, а порознь члены», говорит Св. апостол (1 Кор. XII, 27). Значит, полное и совершенное единение с Иисусом Христом, так и со своими братьями для человека возможно только в Церкви. Только в Церкви Христос является как посредник воссоединения людей с Богом, как Путь и Жизнь людей, потому что Церковь — тело, а Он — Глава ее; глава же не должна быть отдельно от своего тела.

В настоящее время существуют многие отдельные христианские общества, которые значительно разнятся одно от другого и во многом противоречат друг другу. Между тем каждое из них усвояет себе наименование церкви. Которое же из них является Церковью Христовою истинною?

Бесспорно истинная Церковь та, которая ведет свое установление от самого Христа и апостолов (ЕФ. I, 22) и сохраняет в совершенной чистоте и неискаженном виде учение Спасителя. Единая истинная и апостольская церковь та, которая безусловно правильно, как учили св. апостолы и св. отцы, исповедует христианскую веру и, таким образом, со всей справедливостью может усвоить себе наименование Церкви право верующей или православной.

Такой православной Церковью и является только греко-восточная Церковь. Часть этой истинно православной Церкви составляет наша отечественная Церковь, к которой, по милости Божией, принадлежим и мы.

Истинность нашей Церкви видна из того, что все догматы ее основаны на божественном учении Самого Иисуса Христа; хранимую ею веру проповедывали ближайшие ученики Христовы апостолы, ту веру, которую утверждали на соборах и в писаниях своих святые отцы и учители древней Христовой Церкви, и которую исповедывали пострадавшие за нее мученики и сонм других праведников, обитающих ныне на небе.

Назначение Православной Церкви в том и состоит, чтобы быть верной и неизменной хранительницей Христовой веры в ее первоначальной чистоте и целости. Св. Ириней называет Церковь «сокровищницей, в которую апостолы положили все, что относится к истине». Православная Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15) и вне Церкви, как единственной хранительницы истины христианской веры, не может быть чистого божественного откровения, данного миру Самим Господом и его апостолами.

К великому сожалению, «спящим человеком, прииде враг и всея плевелы посреде пшеницы» (Мф. XIII, 25). По словам св. Киприана «враг изобрел ереси и расколы, чтобы извратить истину и расторгнуть единство» [1]. Произошел печальный факт разделения церквей. Запад отделяется от Востока.

В Западной Церкви были внесены новые учения, вводились порядки, неизвестные древнеапостольской Церкви. На Западе начали устраивать церковную жизнь «по-своему», жизнь, не совсем согласную с великими заветами Христа Спасителя. Запад, в лице папства, пошел по особому пути, Богу неугодному.

Вспомним, как с самого начала нашего государства римские папы стремились и наш народ повести за собою по этому ложному пути. Они расставляли свои пагубные сети русским князьям, обещая им королевские венцы и награду за признание их власти. Они проповедывали крестовые походы, чтобы силою оружия обратить наших предков в свою веру. Особенно сильный натиск католичества на Православную Церковь был в пределах Украины, в ее западной части, во время подчинения Юго-Западного края Польше.

Не получая желательных результатов, папы ухватились за унию. Они решили оставить православным их обряды, но с обязательством признания главенства папы и всех неведомых древнеапостольской Церкви римских догматов.

Впоследствии, кроме римско-католической унии, была введена грекокатолическая, отличительной особенностью которой является то, что там, кроме православных обрядов, позволялось сохранить и догматы Православной Церкви.

Таким образом, уния является не чем иным, как определенной ступенью, подготовкой православных к переходу в католичество.

С целью скорейшего уничтожения православия польская шляхта, встретившая унию с большим восторгом, открыла гонение на православных: православные храмы всюду закрывались и уничтожались, епископы и священники православные изгонялись. В городах православных горожан не допускали до городских должностей, стесняли в ремеслах и торговле; жалобы их на обиды были пренебрегаемы. Нечего говорить о страданиях православного крестьянства, которое и прежде жило, как в чистилище, а теперь подвергалось еще новым бедам от религиозной ревности своих панов — католиков, верных рабов римского папы.

История повторяется и в наше время. Униаты, в лице видных своих представителей, оказались верными слугами Ватикана, который всегда проводил линию непримиримой вражды к нашей Православной Церкви.

Промыслу Божию угодно было, чтобы в Великой Отечественной войне победа осталась не за фашизмом, который «мил» Ватикану, а за Советской страной, и наша Православная Церковь торжествует и радуется тому, что когда-то насильно отторгнутые земли — Галичины, Закарпатской Украины — опять воссоединены с Советской Украиной и чрез то насельники их получили возможность свободного исповедания своей прадедовской православной веры, а не навязанной папским Ватиканом унии. Радуется Православная Церковь и тому, что среди униатских общин уже существует большое желание воссоединиться с нашей Матерью-Церковью, которая всегда находилась и находится в каноническом и молитвенном общении со всеми восточными и славянскими Церквами — своими сестрами.

Это грядущее массовое возвращение в лоно Истинной Церкви невольно напоминает нам всем праздник, именуемый «Торжеством Православия», установленный Церковью в память победы Православия над разными заблуждениями ложной человеческой мудрости.

В деле устроения торжества не малое участие принимала и принимает так называемая «Инициативная группа по воссоединению греко-католиков с Православной Церковью». Имена о. д-ра Г. Ф. Костельника, о. д-ра М. И. Мельника и о. д-ра Пелевецкого А. А. войдут в историю, как глашатаев вселенской правды и Христовой истины.

Св. Равноапостольный князь Владимир по совершении крещения предков наших молил Господа призреть на новопросвещенных людей и «утвердить веру их праву и несовратну». Эта молитва его услышана была Богом, — вера Христова утвердилась и в Киеве и во всей нашей, стране и поныне остается в Церкви нашей «правой и несовратной», и святой долг каждого из нас хранить ее, как великий дар Божий, без всякого изменения ее и уклонения от нее, и в меру сил своих призывать инаковерующих во Христа в единство веры (Еф. IV, 11—13), дабы и они вместе с ними едиными усты и единым сердцем славили и воспевали пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святого Духа.

И если, по словам летописца, ликовали земля и небо в день крещения Руси при Святом князе Владимире, то, несомненно, будет радость велия и на земле, и на небе в день воссоединения униатов с Матерью-Церковью, все чада которой, осенив себя крестным знамением, из глубины души воскликнут: Слава Богу, благодателю нашему, во веки веков.

ЭКЗАРХ ВСЕЯ УКРАИНЫ ИОАНН, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ

4 декабря 1945 г., г. Киев.

[1] Единство Церкви, гл. 3, ч. 2, стр. 178.

Система Orphus