ДЕКАБРЬ

3. День кончины Феофана* [1] (Соколова), архимандрита Новоезерского. Родился в 1752 г. в г. Троицке. Начало иночеству полагал в Санаксарской пустыни под руководством старца Феодора (Ушакова); к этому же времени, видимо, относится также его знакомство со Св. Тихоном Задонским, которого он благоговейно называл одним из своих наставников. Перейдя во Введенскую пустынь к о. Клеопе, приобрел навык к внутреннему деланию — блюдению помыслов и умной молитве. В 1777 г. ушел в Молдо-Валахию в Тисманский монастырь к старцу Феодосию, где и был пострижен. По возвращении о. Феодосия в 1779 г. в Россию, жил с ним в Софрониевой пустыни, а затем в Александро-Невской Лавре в С.-Петербурге, откуда митрополит Гавриил взял его к себе в келейники. Прекрасные нравственные качества и истинно монашеское устроение снискали ему расположение и полное доверие митрополита, а духовная опытность и широкое знакомство с подвижниками многих обителей сделали его незаменимым советником в деле восстановления монастырей и монашества, и особенно в выборе достойных людей. В 1785 г. был рукоположен во иеромонаха, в 1791 г. поставлен во игумена Моденского, в 1793 г. перемещен в обитель Св. Кирилла Новоезерского, где потрудился в продолжение 30 лет. В 1799 г. был сделан благочинным ряда монастырей, в 1819 г. возведен в сан архимандрита. † в 1832 г.

4. День кончины Исаии (Зубкова), строителя Саровского. Родился в Суздале; 22 лет вступил в Киево-Печерскую Лавру, но ради строгости жизни перешел в Саровскую пустынь. В 1772 г. был пострижен, в 1777 г. рукоположен во иеромонаха, в 1794 г. избран в строители. 37 лет его настоятельства были отмечены ревностными заботами о преуспеянии братии, благоустроении пустыни и широком странноприимстве. † в 1807 г.

6. День кончины Иеремии* (Соловьева), епископа Нижегородского, почившего в затворе. Родился в селе Георгиевском, Ливенского уезда, Орловской губ. в семье причетника. Окончил в 1819 г. Севскую семинарию и через некоторое время был направлен в С.-Петербургскую академию. В 1824 г. пострижен и рукоположен во иеродиакона, в 1827 г. во иеромонаха, в 1829 г. возведен в сан архимандрита; последовательно проходил должности инспектора Киевской академии (1830 г.), ректора Киевской семинарии (1835 г.), ректора Киевской академии (1839 г.). В 1841 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской Митрополии. В 1843 г. назначен епископом Киевским и Черноморским. В 1849 г. перемещен в Полтаву, а в 1850 г. — в Нижний Новгород. В течение архипастырского своего служения, занимаясь внимательно и плодотворно епархиальными делами, уделяя время широкой благотворительности, преосвященный оставался сокровенным от мира подвижником и теплым молитвенником. В 1857 г. он получил возможность выполнить свое давнишнее желание и удалился в затвор в Печерский монастырь, где принял схиму; впоследствии он перешел в Нижегородский Благовещенский. Свято почил в 1884 г.

13. День кончины монаха Германа*, просветителя алеутов. Родился в г. Серпухове Московской губ. 16 лет ушел в Троице-Сергиеву пустынь С.-Петербургской епархии, а оттуда на Валаам. В 1794 г. был назначен в состав миссии на Алеутские острова. Успехи миссии были велики; много алеутов приняло христианство, была построена церковь, заведена школа, но в скором времени члены миссии выбыли один за другим и о. Герман остался в одиночестве на о. Еловом, где и трудился апостольски свыше 40 лет. Он учил, лечил и проповедывал, защищал от притеснений доверчивый и кроткий народ, помогал нуждавшимся из своих скудных средств, жил в суровых подвигах воздержания и теплейшей молитвы. Блаженной кончиной почил в 1837 г. Память его весьма чтима.

14. День кончины Илариона, митрополита Суздальского. Родился в 1632 г. в семье священника Нижегородского Зачатейского монастыря. В 1651 г. был пострижен и рукоположен во иеродиакона; в 1654 г. вступил в зачинавшуюся Флорищеву пустынь, где в 1655 г. был рукоположен во иеромонаха. Вскоре к нему собралось довольно братии и многими трудами cоградился монастырь. В 1682 г. был вызван в Москву и посвящен во епископа граду Суздалю; в том же году возведен в сан митрополита. Святительствовал свыше 20 лет; имел дар слез и прозрения. † в 1708 г,

В тот же день кончина Иоанна* (Былова), затворника Сезеновского. Родился в 1791 г. в селе Потудани, Воронежской губернии, в семье крепостных. С детства удалялся игр, прилежал молитве; начал юродствовать с 15 лет, претерпев за это много гонений от своего помещика. Жил некоторое время в Киево-Печерской лавре, не оставляя юродства, а затем, по особому смотрению Божию, поселился в селе Сезенове в затворе. Чистая, добродетельная жизнь и крепкая молитва стяжали ему многие благодатные дары. в 1839 г.

16. День кончины Софии*, схимонахини Покровской Суздальской обители. В миру Соломония, великая княгиня Московская, дочь боярина Юрия Сабурова и жена великого князя Василия Иоанновича, насильно им постриженная в 1525 г. † в 1542 г. Память ее чтима.

В тот же день память схимонахини Софии* (Болотовой), первой настоятельницы Шамординской Казанской Амвросиевой пустыни. Родилась в 1845 г. Одаренная, талантливая, она долго не могла найти себе должного применения в жизни и лишь мудрое водительство о. Амвросия Оптинского раскрыло внутреннее богатство ее души — поразительное смирение, послушание, жертвенность и доброту. Назначенная в 1884 г. настоятельницей Шамординской общины, она стала для сестер подлинной матерью и cвято положила все силы на внутреннее и внешнее устроение обители. † в 1888 г.

17. День кончины иеросхимонаха Сергия Веснина (Серафима Святогорца). Родился в 1814 г. в семье дьячка села Пищальского, Вятской губернии. Учился в Вятском духовном училище, а затем — семинарии, которую окончил в 1833 г.; принял священство, но, овдовев, в 1839 г. постригся и некоторое время пробыл в должности эконома архиерейского дома. В 1843 г. уехал на Афон, где в 1844 г. принял схиму; в том же году посетил Палестину. Свои впечатления об Афоне он описал в «Письмах к друзьям о Святой горе Афонской», имевших большой успех благодаря задушевности и возвышенной настроенности. Среди других его литературных работ надлежит отметить «Афонский патерик», «Русский Пантелеймонов монастырь на Святой горе Афонской» и «Духовные стихотворения святогорца». † в 1853 г.

18. День кончины Феодосия*, первого архиепископа Астраханского и Терского. Игумен Толгского и Астраханского Троицкого монастыря, и 1602 г. хиротонисан был Патриархом Иовом во архиепископа Астрахани. За смелые обличения и выступления против Лжедимитрия едва не был убит. Участвовал в 1606 г. в перенесении мощей царевича Димитрия из Углича в Москву. На обратном пути в Астрахань почил в том же, 1606 г.

20. День кончины Филарета* (Амфитеатрова), митрополита Киевского и Галицкого, в схиме Феодосия. Родился в 1779 г. в селе Высоком, Кромского уезда, Орловской губернии в семье священника. В 1797 г. окончил семинарию, в следующем году (1798) был назначен преподавателем, в том же году был пострижен, рукоположен во иеродиакона, и в 1799 г. — во иеромонаха. Учебно-воспитательное служение его юношеству продолжалось около 20 лет; он был, по отзывам, для своих питомцев «образ словом, житием, любовью, духом, верой и чистотою». Вскоре после рукоположения был назначен префектом Орловско-Севской семинарии, а через три года — ректором сначала в сане игумена, а затем и архимандрита. С 1804 по 1810 г. ректорствовал в Уфимской семинарии, а в 1810—1813 гг. — в Тобольской. Службой в Тобольске закончилась его педагогическая деятельность в семинариях, а вместе с тем и период жестоких испытаний и скорбей. Вызванный в Петербург, в 1814 г. был назначен инспектором Петербургской академии, получил степень доктора Богословия, в том же году перемещен инспектором Московской академии, в 1816 г. назначен ректором ее, а в 1817 г. — архимандритом Ново-Иерусалимского монастыря. В 1819 г. состоялась его хиротония во епископа Калужского и Боровского. В архипастырском служении отличался благостностью, благопопечением о сирых и убогих, любовью к благолепию церковному и храмозданию (выстроил свыше 25 каменных храмов) и немолчной проповедью слова Божия. Его «Беседы на Евангелие от Матфея» были в скором времени напечатаны. Основал два монастыря — «Добрый» и Иоанно-Предтеченский скит при Оптиной пустыни; заботился об образовании духовного юношества. В 1825 г. был перемещен на Рязанскую кафедру; в 1826 г. возведен в сан архиепископа; служение его здесь было непродолжительно, причем большую часть времени он провел в Петербурге, вызванный для присутствия в Св. Синоде в качестве члена. В 1828 г. был перемещен в Казань, где в числе прочих епархиальных дел особое внимание уделял миссионерству. В 1836 г. последовало его назначение на Ярославскую кафедру, а в 1837 г. — на Киевскую митрополию с возведением в сан митрополита. Облеченный полнотой духовной власти святитель оставался верным своему правилу доходить до всего лично, не щадя ни сил, ни труда, действуя в духе мудрой снисходительности и мира. Уделял большое внимание приходам с раскольниками и униатами, храмозданию (выстроил церковь в 1839 г. в ближних пещерах, восстановил Голосеевскую пустынь) и широкому благотворению. Улучшил учебно-воспитательное дело; Киевская академия прославилась при его правлении и вне пределов России блестящим составом профессоров и прекрасным внутренним строем, так что в нее стали поступать воспитанники из Молдавии, Сербии и Болгарии. Из них особенно известны митрополит Филарет (Попеску-Скрибан) и митрополит Сербский Михаил. Святитель был избран почетным членом Академии наук, Общества истории и древностей российских, академий Киевской, С.-Петербургской, Московской и Казанской; университетов Киевского, Московского и Казанского. За 17 лет до кончины (в 1841 г.) принял схиму. В келейной жизни это был истинный монах — молитвенник и постник; на нем и при жизни почили явно знамения благодати Божией. † в 1857 г.

В тот же день кончина Антония* (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Родился в 1773 г. в Полтавской губернии, в семье учителя. Учился в Киевской академии. В 1796 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру; пострижен в 1797 г., в том же году рукоположен во иеродиакона, в 1799 г. — во иеромонаха. В 1808 г. назначен начальником лаврской типографии, в 1814 г. начальником ближних пещер. В 1815 г. состоялось его назначение наместником лавры, а в 1816 г. он был возведен в сан архимандрита. В 1826 г. хиротонисан во епископа Воронежского, а в 1832 г. возведен в сан архиепископа. Подвижнически настроенный, он сиял на кафедре красотой безупречной жизни, смирением и дарами Св. Духа. Его попечениями совершилось в 1832 г. открытие мощей св. Митрофания, устроен (в 1836 г.) монастырь Благовещенский — Митрофаниев, написаны угоднику служба, жизнеописание и икона. Имя его как благодетеля и нище-любца было известно не только в России, но и в Святой Земле и на Афоне. Отошел ко Господу в 1840 г.

В тот же день кончина Иоанна (Сергиева), протоиерея, настоятеля Андреевского собора в Кронштадте. Родился в 1829 г. в селе Суре, Пинежского уезда, Архангельской губернии в семье причетника. Учился в Архангельской семинарии и С.-Петербургской академии. В 1855 г. рукоположен во иерея в Кронштадский Андреевский собор. Всецело посвятил жизнь служению ближним. Пастырь-молитвенник и милостивец почил в 1908 г.

22. День кончины Александра* (Юнгерова), протоиерея Чагринского монастыря. Родился в 1821 г. в селе Аблязове, Пензенской губернии, в семье причетника. Учился в Саратовском духовном училище и семинарии, которую окончил в 1842 г. Священствовал на приходе свыше 40 лет и 20 лет — в Чагринском монастыре. Аскетическая жизнь, дар рассуждения и врачества привлекали к нему множество народа. † в 1900 г.

27. День кончины Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского. Родной брат митрополита Новгородского и С.-Петербургского Гавриила. Родился в Москве в семье священника Козьмо-Дамьянской церкви. Учение оставил по болезни и вступил послушником в Александро-Невскую лавру. Постриженный, рукоположенный во иеродиакона и иеромонаха проходил последовательно должности игумена Елеазарова монастыря и архимандрита Новоторжского Борисоглебского. В 1768 г. был хиротонисан во епископа Тобольского. Епархией управлял 33 года. В личной жизни был строгим аскетом и нищелюбцем. † в 1802 г.

30. День кончины Трифона*, архиепископа Ростовского. † в 1468 г. на покое в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре.

31. День кончины Макария, митрополита Московского. Поставленный в 1526 г. из архимандритов Лужецкого монастыря на Новгородскую архиепископскую кафедру, в 1542 г. был избран на Московскую митрополию. Многоразличные заботы его — об искоренении суеверий и заблуждений, о распространении просвещения, учреждение типографии, попечения о поднятии иноческой жизни, о распространении христианства на севере и востоке Руси, — сделали имя его досточтимым в грядущих поколениях. При нем состоялись несколько важных Соборов, на одном из коих (1547 г.) было установлено празднование угодникам, новым чудотворцам русской земли и утвержден «Судебник», предложенный Иоанном IV соборному рассмотрению. Святитель владел блистательным даром красноречия; замечательны его речи, обращенные к Иоанну IV перед походом в Казань и по возвращении. Ценнейший памятник 20-летних его трудов, дошедший до нас, это «Великая книга Минеи-Четьи», состоящая из 12 огромных фолиантов, представляющая собой целую библиотеку, в которой были собраны не только жития святых, слова на праздники, но и обширные сочинения учителей Церкви. † в 1563 г.

Т. ПРЕЧИСТЕНСКИЙ

[1] Звездочкой (*) отмечены имена усопших, не канонизованных, по почитаемых за свою богоугодную жизнь.

Система Orphus