В РЕДАКЦИЮ «ЖУРНАЛА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ»

Имею честь почтительнейше сообщить о получении мною 3, 4, 5, 6 и 7 номеров «Журнала Московской Патриархии», за которые приношу глубочайшую благодарность.

Этот журнал исполнен исключительного интереса о всех событиях церковной жизни в СССР, о которых мы ранее ничего не знали и не ведали, поэтому наша признательность особенно велика за столь дорогое для нас благодеяние, которое оказала нам почтеннейшая редакция «Журнала Московской Патриархии».

Вместе с этим мы не можем не поделиться нашей искренней радостью, которая заключается в следующем: 21-го сентября сего года, в день памяти Святителя Димитрия Ростовского, «Православия ревнителя и раскола искоренителя», к нам прибыл представитель Святейшего Патриарха Алексия, Высокопреосвященный Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, который воссоединил нас с Патриаршей Церковью, затем некоторых собратий наших, уклонившихся в церковно-богослужебной практике в новостильную прелесть, вернул к исконному Православному месяцеслову, а все братство примирил и соединил в единое духовное стадо. Таким образом, тягчайшее духовное разделение, длившееся в среде нашей двадцать лет, прекратилось.

Все это произошло тихо, мирно, согласно и единодушно, к великой . радости всего монастырского братства. Действительно, это торжество было настолько светлое, радостное, что от преизбытка благодарных чувств вся братия умиленно воспевала Пасхальные песнопения и хвалебный гимн Господу Богу «Тебе Бога хвалим!»

Всеми сими величайшими духовными благами мы всецело обязаны Святейшему Отцу нашему, Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, который милостиво соблаговолил принять наше прошение от 26 ноября 1944 г. о воссоединении нас с Родной Материю Российской Церковью, с каковой целью и командировал к нам Высопреосвященнейшего Митрополита Григория. Сей Благостный Архипастырь своей глубокой мудростию и истинной Святительской мерностью произвел то чудо, которое ранее казалось невозможным: примирил и соединил во едино все то, что ранее представлялось недостижимым.

Всем этим светлым и благодатным деяниям первее всего содействовал сам глубокочтимый Архипастырь, Высокопреосвященнейший Григорий, который на всех нас произвел неотразимое впечатление с момента его встречи; когда Владыка святолепно и торжественно шествовал к нам грешным, некоторые из нашей братии не могли удержаться от слез, от неизреченной радости по случаю прибытия к нам сего Благостнейшего Архипастыря, который всем своим духовным обликом невольно располагал к себе, тем более что мы долгие двадцать лет был лишены счастия лицезреть наших Православных Русских Архипастырей.

Три дня Владыка пребывал у нас, утешая все братство торжественным Архиерейским священнослужением, проникновенными Святительскими беседами и завершением всех деяний своей трудной миссии.

Покидая нас, Владыка каждого из братии благословил и отечески облобызал, как родной, любящий Отец.

С великой грустью и все мы прощались с ним, и в последний момент прощания, братия спели стихи, посвященные нашей обители: «О дивный остров Валаам», которые Владыка с любовию выслушал.

Дни пребывания на Валааме Высокопреосвященнейшего Митрополита Григория, 21—23 сентября 1945 года, останутся для нас навсегда незабвенными, достопамятными и поистине историческими днями светлого возрождения нашей родной обители Валаамской после двадцатилетнего тягостного разобщения с нашей великой и святой Материю — Православной Церковью Российской и пленения всех нас темными силами из лагеря разных непризванных «обновителей», «оживителей» и «преобразователей» церковной жизни...

Слава и благодарение Господу Богу, избавльшему нас от толиких бед!

Глубокочтимую редакцию «Журнала Московской Патриархии» прошу великодушно простить меня за опоздание моего ответа о получении вышеупомянутых номеров журнала.

С искреннейшим почтением и горячей благодарностью Валаамского, монастыря недостойный инок

МОНАХ ИУВИАН;

Папинниеми, Карвионканава. Финляндия.

30-го октября 1945 года.

Система Orphus