Кто в юности, когда так сильно стремление к благородному и прекрасному, не мечтал о подвиге, не искал, не стремился к нему безотчетно? Но разве для этого обязательно надо куда-то очень далеко итти?
Если порою человек испытывает чувство неудовлетворенности и необъяснимого духовного томления, словно что-то внутри сдавливает его, неудержимо зовет куда-то, обычное будничное течение повседневной жизни начинает казаться скучным и ненужным, и в то же время тяготит сознание бесследно, бесполезно проходящих дней, потому что человек забывает о своем назначении, перестает видеть близ себя то, чего ищет — возможность подвига, возможность быть полезным, перестает видеть цель и смысл жизни, и жизнь кажется ему бессмысленной и пустой. Но не от нас ли зависит сделать ее содержательной,
Чтоб жизнь до тихого заката
Была исполнена красы
И впечатлениями богата
Во все мгновенья и часы.
В чем же истинная красота жизни?
Внутренний мир человека может быть очень богат высоко-нравственными переживаниями, если мы будем стремиться заполнить его добродетелью.
«Царство Божие внутри вас» — говорит Христос. Значить, можно и в земной жизни достигнуть высочайшего духовного состояния.
Святые люди, преданные Богу и выполнявшие Его заветы, достигали этого Царства Божия уже здесь на земле и носили его свет в своей душе, наполнявший их такой радостью, что они уже не желали никаких земных благ. Среди святых — подвижники, пустынники, мученики, праведники, преподобные, а сколько еще святых, имена которых нам неизвестны! Но все они были служителями истины, нравственной красоты, потому что жили не для себя, но для прославления имени Божьего и служения ближнему.
В разное время и различными путями достигали люди этого духовного сокровища, через подвиг придя к совершенству, став и для нас путеводными звездами, манящими к вечной красоте, ибо ничто не восхищает так эстетического чувства, как благородство духовно-нравственное.
Светлая святая цель достигается трудом, и не в исполнении своих эгоистических желаний, но только в исполнении долга, в труде для общего блага, в служении другим почерпает человек высшее духовное удовлетворение.
Об этом говорит учение Христа, об этом постоянно напоминает и Святая Церковь, которая проповедует это совершеннейшее учение и всегда идет вместе с народом, разделяя его печали и радости, призывает к нравственности.
Если мы заглянем в родную старину, мы не можем не видеть облагораживающего влияния Церкви, ее роли просветительницы среди мрака невежества и бескультурья: первыми носителями культуры были представители Церкви.
Церковь всегда оставалась верной защитницей Родины и вдохновительницей народа в борьбе за Отечество, так же как и в наши дни.
В текущем году мы дважды пережили радость победы.
В своем приветствии в день Победы на Западе Святейший Патриарх Алексий сказал, что «не только сознание радости несет победа. Она несет также сознание ответственности за настоящее и будущее; сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать ее плодотворной, чтобы залечить раны, нанесенные войной».
После первого праздника Победы, через короткий промежуток времени наступил второй праздник — исчезла угроза войны и на Востоке.
Положен конец варварскому кровопролитию; человек может свободно без страха продолжать мирный созидательный труд.
Но за годы войны люди перечувствовали больше и глубже, чем в мирные дни, научились многому, закалились в борьбе, выросли, стали крепче Духом.
Много жизней унесла война; много, теперь дорогих могил находится далеко от Родины, в чужих землях, где их чтут освобожденные от угнетателей народы, куда могут долететь только наши молитвы, куда часто мы переносимся мыслью.
Мы, за дальностью расстояния, не можем навестить этих могил, но также не можем и забыть их, и хочется глубже сохранить память о погибших, стать в какой-то мере соучастниками в их высоком подвиге, слиться с ними в служении Родине, за которую отдали они свою жизнь.
Родина наша перенесла большую долю тягот войны и через самопожертвование, через тяжелый крестный путь пришла к Победе.
Можно ли в такие дни оставаться бездеятельным и проводить время без пользы? Не обязывает ли нас сама жизнь к деятельному участию в ней?
Невозможно представить себе человека, который не желал бы процветания своей Родины, и нет человека, который бы не приносил никакой пользы.
Каждому даются какие-либо способности. Каждый ответствен перед Богом за дарованные ему таланты, за развитие и благое их направление и должен возвратить их Господу с благодарностью и преумноженными.
А жить для добра и быть полезным можно всюду, если мы с любовью будем выполнять то дело, у КОТОРОГО поставил нас Господь, потому что ничто не свершается без воли Бога.
И в повседневной будничной жизни можно совершать подвиг; никакой труд, никакое доброе стремление не пройдет не замеченным перед Богом, не потеряется в общем большом труде.
Как бы ни был скромен, неприметен труд, он вносит свою долю в общее дело.
Проходят годы и столетия, исчезают человеческие жизни, одно поколение сменяется другим, но не исчезает бесследно доброе дело и труд человека. Созданное трудом объединяет прошедшее, настоящее и грядущее, как бы стремясь к окончательной цели, предназначенной нам от создания мира. Разве не отрадна мысль, что каждый человек является участником этого огромного труда, этого движения вперед? Пусть не забывает об этом человек, и жизнь его будет полна и насыщена светлыми впечатлениями.
Теперь, когда наша родная Православная Русская Церковь вместе с нами пережила дни войны и, выйдя из житейских бурь, стала на твердый путь и может развивать свою деятельность на пользу родной земли и народа, на поднятие его морального уровня, теперь, когда окрепла дружба с Православными Церквами других стран, больше благодарных молитв вырывается из сердца, сильнее жажда подвига и труда.
Если мы хотим быть христианами, если хотим откликнуться на призыв Церкви, мы должны всею своею жизнью стремиться к тому, чтобы как можно больше принести пользы, как можно больше внести труда для общего блага.
В наше время, когда великие события так быстро сменяют одно другое, когда исторические события совершаются на наших глазах, когда человечество идет к тому, чтобы жить без войн и мирным путем разрешать свои споры, когда мысль человека так заострена во всех отраслях науки и стремится все к новым и новым познаниям, — у Человека больше возможностей быть деятельным и найти свою цель.
Жизнь наших дней кипуча и многогранна; совершенствуется и растет непрестанно культура и вместе с этим ростом также должен выше подняться и дух человека.
Хочется думать, что чем культурнее будет человек, чем шире будет его мировоззрение, чем дальше горизонты, богаче познания, чем больше будет простора его мысли и чувствам, тем больше будет у него исходных точек зрения для созерцания Бога, тем возвышеннее, Определеннее представление о Нем, тем глубже вера в Него.
Бог дал человеку разум и способность познавать созданное.
Быть может, назначение человечества в целом, здесь на земле, заключается именно в том, чтобы путем многовекового труда и подвига притти к наивысшему познанию вселенной и Творца ее, и без тягостных сомнений, с непоколебимой верой в Добро и Совершенство приблизиться к Единому Богу и прославить Сотворившего вся, ибо, как пишет в своих сочинениях Белинский: «Весь беспредельный, прекрасный Божий мир есть не что иное, как дыхание единой, вечной идеи (мысли единого, вечного Бога), проявляющейся в бесчисленных формах, как великое зрелище абсолютного единства в бесконечном разнообразии».
Сколь велико благодеяние Божие, что Он дал нам жребий постигать, служить проявлению этой единой идеи, быть ее выразителями! Сколь высоко назначение и велико счастье человека!
Не может быть, чтобы человек отвернулся от этого дара и, не оценив, не заметив его, прошел мимо. Самое стремление к красоте и науке есть порыв духа проникнуть в тайны бытия, познать начало всех начал.
Если возникают противоречия и сомнения и как следствие их душевный разлад, то пусть существуют они как страдание, как испытание, которые, сделав нас более чистыми и близкими к восприятию этого дыхания Божественной идеи, все же приведет нас к счастливой вере в Единого Бога, потому что внутреннее человека всегда тяготеет к Божеству, а все прекрасное и достойное, наполняя эстетическим восторгом, рождает потребность преклониться и возблагодарить кого-то за эти великолепные святые волнения. Могут ли эти чувства быть безосновательными, и, не найдя кому помолиться, бесследно исчезнуть в необъяснимой. холодной и безответной пустоте?
Об этом духовном страдании у Белинского есть такие прекрасные слова: «Всякий духовный процесс совершается с болью и страданием, и столкновение субъективной личности человека с объективным миром сперва необходимо является, как борьба и страдание. Но дорогое и покупается дорогой ценой, и благо тому, кто ценой страдания приобретает истину, которая одна дает блаженство, его же ржа (ржавчина) не тлит и тать не похищает».
Хочется верить, что все мы придем к этой истине и что душа человека сольется с Тем, Кто даровал ей свободное самостоятельное дыхание, и поэтому-то устремленность к Богу должна быть высоко сознательной, не принужденной, но по доброй воле, по влечению духа к источнику жизни.
Вы нигде не найдете в Евангелии, где бы Христос учил насаждать веру угрозами, страхом, насилием или подкупать земным благоденствием.
Это слишком святое чувство, чтобы родиться по принуждению, вследствие каких-то внешних причин или обещанного вознаграждения.
Нет! Вера, как неотъемлемое чувство человека, хоть иногда, может быть, и бессознательное, родится вместе с ним. И да поможет Господь человеку усилить и возрастить ее в душе, и каждому, совершив по силе своей его земной подвиг, достигнуть совершенно блаженств в созерцании Бога, к которому ведет путь труда и борьбы.
Перед нами проходят все человеческие дела: и труд неизвестной воспитательницы детского дома, своим внимательным и чутким отношением заменяющей родительские заботы и попечения детям-сиротам, и скромного труженика завода, отдающего свои силы на производство и усовершенствование какой-либо порученной ему детали, и няни в больнице, с любовью ухаживающей за больными, и множество других кажущихся нам малыми дел, — равно значительны и ценны в очах Божиих и имеют единую цель, как выполнение воли Его.
Труд есть дар Бога, через который познается радость достигаемого, а исполнение долга дает тихую радость и делает всех равными чадами перед Богом.
Н. ВАСИЛЬЕВА