(К празднику Рождества Христова)
Ангельская песнь «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ежегодно в великий праздник Рождества Христова звучит для человечества как светлый и радостный призыв его к деятельному волевому созиданию на земле царства мира и любви. Эта песнь есть в то же время как бы и предупреждение человечеству, что в его жизни вместо благоволения — доброй воли — может восторжествовать и царство воли злой, когда люди могут захлебнуться и потонуть в море слез и крови.
В течение ряда последних лет земля стонала от грохота чудовищных орудий, все сметающих вокруг себя. Пылали города и села. Рушились храмы. Стальные птицы, реющие в облаках, сеяли с неба на землю ужас и смерть... Но в то же время там, в незримой вышине небес, в рождественскую ночь хоры ангелов попрежнему пели и славили рождшагося на земле Христа. И слыша звуки той песни святой, мы тосковали, плакали и молились о торжестве добра и правды на земле, о наступлении мира во всем мире.
Русская Православная Церковь в эти дни твердо верила в то, что Единый Владычествующий небесными и земными, кому «дана всякая власть на небе и на земле», кто кратким возглашением: «Умолкни, перестань» (Мрк, 4, 39) утишил ветер и бурю на Галилейском озере, Тот в определенное Им время утишит и мировую бурю. Всем нам хотелось возможно скорее увидеть вмешательство в мировые события Божественного Правосудия, когда благословенная рука победителей начертит на страницах истории грозный приговор фашистским злодеям.
Наши надежды сбылись. Война кончилась. Наступил мир. Но когда завершаются великие мировые события, то верующее сознание открывает в них действие Промысла Божия. Внимательно вглядываясь в исторические события, мы замечаем, что все великое и малое, радостное и печальное, сладостное и горестное, бывшее в жизни человечества, совершилось как бы по предопределенному порядку, полному глубокого смысла и разумного значения.
Премудрый Промыслитель мира — Бог — обнимает Своею правдою и любовью весь мир. Для Него дороги не только правители и народы, но и каждый отдельный человек составляет предмет Его любящего попечения, так что в собственном смысле слова и «волос с головы его не падает даром» (Мтф. 10, 30).
В Боге-Промыслителе гармонично сочетались любовь и правда, которыми Он и милует и наказует, являясь причиною не только благ, но и вразумляющих бедствий для человечества, управляя всеми переворотами, колеблющими мир, и их посылая. В великой книге мировой истории мы неоднократно можем наблюдать вмешательство в мировые события Божественного Правосудия, где мы действительно как бы на вавилонском пиршестве Валтасара, по описанию его в книге пророка Даниила (5 гл., 1—31 ст.), можем видеть таинственную руку, которая писала смертный приговор несправедливым царствам. Так, за убийство Иисуса Христа погиб Иерусалим: он был попран ногами язычников и по пустырю его, на котором некогда возвышался великолепный Соломонов храм, прошла даже соха. Так, за кровь христианских мучеников погиб древний Рим, наводненный варварами, и его разрушители Атилла и Генсерик, повинуясь таинственной судьбе, сами называют себя бичами Божьими и, садясь в лодки, говорят кормчему: «Оставь свое судно идти туда, куда дует Божественное мщение». Так рухнуло на наших глазах и царство людоеда Гитлера с его голым национальным эгоизмом или немецким нацизмом, принесшим жестокий гнет всем, не принадлежащим к господствующей национальности, считающим все прочие народности негодным мусором, который должен быть сметен с лица земли.
Еще в 1941 г. в своей статье «Терновый венец Родины» я выражал твердую уверенность, что Господь покарает Гитлера и всех его сподвижников и за их неисчислимые злодеяния ввергнет их. как ненужное орудие в огонь на сожжение («Правда о религии в России», 123—127 стр.). В самые тяжелые дни истории Бог позволяет, как в библейском описании видения пророка Илии (3 Царств. 19, 10—12), врываться, в мир буре и разрушительному огню, чтобы смести с лица земли грех и зло и очистить в этом горниле ценное злато добра. Такой болезненный процесс — торжество добра через страдания — сделался неизбежным в силу греховности мира, лежащего во зле. Нет такого победоносного войска, которое могло бы одерживать победы, не искупая их ужасными страданиями и даже смертью отдельных своих членов; так равным образом и человечество, достигая своего высшего блага, в силу своей греховности необходимо должно искупать его страданиями и даже гибелью многих своих членов.
Но если, несмотря на все эти страдания, все-таки достигается высшая цель, которой содействует и самое зло, то этот факт показывает, как Высшая Мудрость дивно все устрояет в мировой истории, как все в ней сливается в одну великую цель, которая есть высшее благо человечества.
Ангелы, воспевавшие в рождественскую ночь о мире на земле, своим высшим духовно дальнозорким разумным зрением видели уже в грядущих веках его осуществление. Также и Св. пророк Исаия, уносясь своею пророческою мыслию в грядущие века и тысячелетия, созерцал там торжество Царства Божия, царство мира и любви на земле, изображая его в таких чертах: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому; они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей» (Прор. Исаии II гл., 6—9 ст.).
Такое царство мира и любви на земле — это светлый, манящий к себе идеал для человечества. Подойти возможно ближе к этому идеалу оно может только через победу света над тьмою, добра над злом. Когда-то древняя дохристианская языческая пословица, желая изобразить взаимоотношения людей друг к другу, говорила: «Человек для человека — волк». С тех пор человечество прошло большой исторический путь. На этом пути христианство прочно вошло в жизнь, в сознание народов, и человечество уже не может мириться со «звериным образом» жизни на земле. Христос постепенно преобразовывает духовную природу человека, влагая в нее другую душу, другое сердце (Прор. Иезикиил. 11, 19; 36, 26).
Насколько человечество продвинулось на этом пути вперед, насколько сильно в нем влечение к миру, искание его, стремление водворить его на земле, это показала нам последняя великая война: она велась лучшими народами с худшими и велась во имя мира, для водворения прочного мира на земле, которого нельзя было бы нарушить так легко, как это делалось доселе. Ныне больше, чем когда-либо, видно, что недалеко на земле то время, когда не дальновидящие лишь ангелы, а все человечество со вздохом облегчения скажет: да, наконец уже «и на земли мир», а его поэты и художники будут прославлять наступление мира на земле, как ангелы на небе. Один поэт (С. Г. Фруг) в своем стихотворении «Грядущее», как бы устами ветхозаветного пророка (Мих. IV, 3—4) говорит, что
Придет пора — исчезнет злоба;
Одной ликующей семьей
Под знамя света и свободы
Стекутся мирные народы
И над воскресшею землей
Утихнет гул борьбы кровавой,
Угаснет пыл вражды навек;
Иною доблестью и славой
Гордиться будет человек:
То будет доблесть дум высоких,
То будет слава добрых дел.
И там, где в мраке смут жестоких
Сверкала сталь и щит звенел, —
На тучных нивах в чистом поде
Высокий колос зашумит,
И песня пахаря да воле
Отрадой светлой зазвучит.
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР СМИРНОВ