Слово, сказанное в церкви Преображенского кладбища г. Москвы
С различными просьбами мы обращаемся к Господу словами церковных молитв во время богослужения. Мы просим избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды; мы молимся о плавающих, путешествующих, недугующих. Мы ищем себе прощения грехов и прегрешений наших. Среди этих прошений, с которыми мы обращаемся к Богу в часы богослужения, есть молитва, которая объединяет всех нас, при которой низко склоняются наши головы, а некоторые из нас сопровождают ее и земным поклоном. Это — молитва: «Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, у Господа просим». Мы просим у Господа — и несколько раз за каждым богослужением — о том, чтобы кончина наша была мирной и непостыдной. Это значит, что мы желаем того, чтобы смерть была для нас началом вечных радостей. Значит, мы ищем того, что составляет цель нашей земной жизни, того, к чему стремится всякая истинно христианская душа. Вечное блаженство — заветная мечта каждого христианина, и потому это прошение так близко сердцу каждого из нас.
Такая кончина, христианская и непостыдная, не может быть случайностью, не дается нам только по одному нашему — хотя бы и горячему — желанию. Ведь и плод не сразу мы видим созревшим на дереве. Весною он завязывается, летом наливается и зреет, и к осени мы его срываем. И христианской непостыдной кончине должна предшествовать, христианская непостыдная жизнь.
Перед нашим духовным взором — распятый на кресте Господь Спаситель. В земной Своей жизни Он учил как надо жить, чтобы быть достойным вечного счастья, а, умирая, с креста учит нас, как надо умирать. И об этом уроке смерти, какой дает нам всем умиравший на кресте Спаситель, Церковь всегда напоминает нам, помещая в каждом своем храме, на самом видном месте, изображение Голгофы с распятым; Спасителем и предстоящими Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом. Из сердца умирающего Спасителя струится тот же поток любви, какою Он согревал и утешал человеческие души в дни Своего земного подвига: Он молится за своих распинателей, Он прощает покаявшегося разбойника, Он вручает Своей Матери все человечество, которое последует Его зову. Предсмертными Его словами были: «Совершилось» и «В руце Твои предаю дух Мой». В последнюю минуту Он говорит об исполненном им долге — долге послушания Своему Отцу и до конца излитой любви к людям. Он выполнил то, что было в Совете Божием Ему предначертано, и в сознании исполненного долга с миром, предает Свой дух небесному Отцу.
В сознании исполненного долга — источник предсмертного мира. И перед каждым из нас лежит жизненный долг. Есть долг перед семьей — у людей семейных; есть у каждого из нас разнообразный долг — перед Родиной и людьми; и есть долг, общий для всех верующих в Господа, — это долг перед Богом и своей бессмертной душой. Спаситель пострадал за нас, чтобы никто из нас для вечной жизни не погиб; и каждый из нас на земном своем пути должен спасать свою душу. Тот, кто с помощью Божией к этому и стремится, жаждет прежде всего царствия Божия и правды его, как завещал Спаситель, — тот готовит себя к христианской и мирной кончине.
Каждый из нас, верующих людей, с благоговением вспоминает обстоятельства блаженной кончины Божией Матери. Она лежит на предсмертном одре, окруженная апостолами, и, умирая, утешает их — скорбящих. Предание говорит нам, что Она встречала смерть с улыбкой радости на устах. Для Нее смерть была переходом в объятия Ее Сына и Господа. И это потому, что от юности Своей Она сумела сохранить чистой Свою душу, умела быть терпеливой и преданной воле Божией во всех Своих земных лишениях и страданиях и в сердце Своем зажгла неугасаемый огонь любви к людям. Плодом Ее святой жизни была и святая кончина.
Кто из нас может без умиления вспомнить о кончине преподобного Серафима? Предчувствуя близкую смерть, он просил заблаговременно ископать для него могилу. Накануне своей смерти — это было 1 января 1833 года — он подошел к своей могиле и, стоя около нее, в течение долгих минут пел пасхальные песнопения. В эту же ночь, на коленях перед своей любимой иконой Божией Матери Умиление, он под утро отошел к Господу. «Честна пред Господем смерть преподобных Его». «Блажени мертвии, умирающие о Господе».
За каждым вечерним богослужением Церковь напоминает нам еще об одной кончине, когда поет песнь: «Ныне отпущаеши...» Старец Симеон, принявший на свои пуки сорокадневного Божественного Младенца, с миром прощается с жизнью, радуется своей смерти. Почему? Евангелие дает этому объяснение. Оно говорит о том, что Симеон был «праведен и благочестив». Он был праведен — всю жизнь хотел «ходить в законе Господнем» (Пс. 118, 1). Он был благочестив, являясь исполнителем церковных заповедей о молитве, посте, покаянии. Этим путем он шел к своей смерти. Этот путь — путь праведности и благочестия — единственный, который ведет к мирной и непостыдной кончине.
Искренняя горячая молитва утром и вечером в нашем молитвенном домашнем углу; вздохи и покаянные слезы кающегося грешника, о которых, может быть, знает только один Сердцевидец Господь; всякое, даже самое малое, доброе дело, также, может быть, известное только одному Господу, — все это крупицы, из которых составляется наше духовное богатство. Об этом богатстве сказал Спаситель, что его и вор не украдет, и ржавчина не съест, и огонь не истребит. По словам св. апостола Павла, «мы созданы для дел благих», и чем больше христианин накопит за свою земную жизнь такого духовного богатства, таких добрых дел, тем он лучше приготовит себя к кончине.
Сегодня мы вспоминаем день кончины преподобномученика Лукиана. Перед смертью он пострадал за Христа и избитый, израненный, со сломанными костями, был прикован к полу темницы цепями. В таком состоянии, еле шевеля языком, он имел в себе силы утешать христиан, приходивших тайком от стражи поплакать около него. И он умирал, радуясь. Откуда эта сила духа? В его вере, несомненной и убежденной вере в Божие обещание взять навсегда к Себе верных Ему детей; в надежде на то, что Господь, обещавший идущих к Нему не. оттолкнуть от Себя, простит все вольные и невольные грехи; в горячей любви к Нему, которая ищет, как об этом учит св. апостол Павел, вечного общения с Богом.
Может ли быть мирной такая кончина, когда только в предсмертные минуты умирающий вспомнит о том, что он прожил свою жизнь бесплодно, в одной лишь суете, грехах, служении телу, и увидит, как много на его совести грехов и вовсе нераскаянных, и неискупленных перед Богом? Будем же готовиться к кончине своей сегодня, не откладывая на завтра, потому что никто из нас не знает, когда будет угодно Богу отозвать нас к Себе, и, пока и глаза видят, и ноги ходят, и в груди бьется живое сердце, каждый из нас пусть потрудится для своей души и для ее вечного богатства. Мы все оставим на земле: и одежды, 6 которых мы нередко чрезмерно заботимся, и любимые вещи, и близких людей; возьмем с собою только то духовное богатство, которое сумеем скопить.
Не унывайте те, кто был беспечен до сих пор! Для того, чтобы никто из нас не падал духом на пути к своей кончине и к вечной жизни, Господь оставил нам притчу о работниках, вышедших в одиннадцатый час на работу. И они получили у доброго хозяина ту же награду, какую получили и вышедшие на работу с утра.
Объятия Отчи — широки, любовь Божий — неиссякаема. И тем страшнее этим злоупотребить и об этом забыть на пути к вечной жизни. Будем не только молиться о том, чтобы кончина наша была христианской и мирной, но и будем сами себе ее готовить.
МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ