ПРАВОСЛАВНЫЕ РУССКИЕ ПРИХОДЫ В ГЕРМАНИИ

Для ознакомления с церковной жизнью Православных русских приходов на территории Германии (в советской зоне) Святейшим Патриархом были командированы в Берлин: управделами Московской Патриархии протопресвитер Николай Феодорович Колчицкий и благочинный г. Москвы протоиерей Феодор Павлович Казанский.

В советской зоне не оказалось ни одного православного храма, их нужно было разыскивать в английской и французской зоне Берлина.

Проезжая по улицам немецкой столицы, мы убедились, что Берлина, в сущности, нет, — есть только развалины. То, что фашисты готовили для Москвы, желая превратить ее в груду развалин, они получили сами.

В Берлине оказалось 3 православных русских храма.

Воскресенский собор, построенный лет десять назад, в древнерусском стиле, однопрестольный. Среди общих развалин вокруг храм оказался почти уцелевшим; имеется только маленькая пробоина в куполе и выбиты стекла, но сейчас храм находится в полном порядке. Священнослужителями Собора в настоящее время состоят: протоиерей Кратиров Димитрий, кандидат богословия Петербургской духовной академии — настоятель, его помощник священник Кравчин Григорий, протодиакон Помогайбо Николай и псаломщик Покровский И. Узнав о нашем прибытии, весь причт сердечно приветствовал нас и выражал глубокую благодарность Святейшему Патриарху, приславшему своих представителей. «У нас единственный путь, единственное желание, — говорили они, — скорее воссоединиться с Матерью-Церковью, и мы счастливы, что этот момент для нас настал».

Второй православный храм в Берлине во имя Князя Владимира на Находштрассе, 10. Этот храм помещается в доме и имеет вид домовой церкви, но довольно вместительный. Священнослужителями при нем состоят: протоиерей Положенский Сергей Сергеевич, исполняющий должность настоятеля, священник Радзюк Михаил, диакон Алексеенко Николай Маркович и псаломщик Левицкий Николай Иванович.

Третья церковь — Константино-Еленинская на православном русском кладбище в Тегель. Священнослужителями при ней состоят: протоиерей Закидальский Аркадий — настоятель, его помощник — протоиерей Закидальский Платон, псаломщик Грабовский Александр Григорьевич. Здесь же, при кладбище, проживает Высокопреосвященнейший Александр (Немоловский) — архиепископ Брюссельский и Бельгийский.

За выступление против Гитлера архиепископ был арестован в 1940г. и заключен в тюрьму; его заковали в кандалы и с дощечкой на груди «Враг № 2» привезли в Берлин. До взятия Берлина Красной Армией он находился под домашним арестом с запрещением служить, проповедовать и выходить за пределы кладбища; ему было разрешено только служить панихиды на могилах, что и являлось источником его существования. С 30-го апреля 1945 г., дня взятия Берлина, архиепископ находится на свободе и возглавляет Православную Русскую Церковь в Берлине.

Архиепископ Александр раньше принадлежал к церковной группе, возглавляемой Митрополитом Евлогием в Париже. 2-го сентября этого года Митрополит Евлогий, а в лице его и все подчиненные ему архипастыри и пастыри были воссоединены с Матерью-Церковью Митрополитом Крутицким Николаем в Париже.

Очень трогательной и сердечной была наша встреча с архиепископом Александром. Он много раз подходил к нам, обнимал нас, целовал, говоря: «Неужели я вижу московских батюшек? У нас теперь один путь — скорее воссоединиться с Матерью-Церковью». И тут же Владыка наметил собрать все берлинское духовенство, побеседовать с ним, а 14-го октября, в день праздника Покрова Божией Матери, в Воскресенском Соборе, в сослужении всего духовенства, совершить Божественную литургию, за которой начать поминовение Патриарха и тем самым фактически воссоединиться с Матерью-Церковью.

Владыке Александру 65 лет, но он еще бодрый и полный энергии и сил. В лице архиепископа чувствуется тип архиерея аскета и молитвенника. Приезжая к нему несколько раз, мы всегда заставали его в скуфейке и в епитрахили, совершающим свое молитвенное правило.

Мы побывали в Потсдаме, Дрездене и Лейпциге. Потсдам — живописнейший уголок Германии, находящийся в 25 клм от Берлина; там имеется Александро-Невская церковь в поселке Александровка. Богослужение в ней совершает священник Феодор Гилявский. Церковь имеет прекрасную живопись в русском стиле.

Дрезден представляет собой сплошные развалины и на фоне этих развалин рельефно выделяется, каким-то чудом уцелевший, прекрасный русский храм. При храме имеется причт: протоиерей Самойлович Сергий, протоиерей Андрейчук Лука и священник Харченко Сергий. С особенной сердечностью встретил нас причт, заявивший, что они уже давно ждут приезда московских делегатов, чтобы принести покаяние Святейшему Патриарху в своем невольном подчинении карловацкой иерархии и воссоединиться с Матерью-Церковью. Действительно, их покаяние было растворено слезами и молитвой. В своем обращении к Святейшему Патриарху дрезденское духовенство писало:

«Давно лелеянная нами надежда о воссоединении нашем с Матерью — Православной Русской Церковью осуществилась при посредстве присланных Вами к нам представителей.

В чувствах глубокой благодарности Вашему Святейшеству земно кланяемся Вам и благодарим за заботу о нас, оторванных от нашей великой Родины.

Мы чистосердечно раскаиваемся перед Вашим Святейшеством в нашем невольном отрыве от Матери-Православной Русской Церкви.

Как только доблестная Красная Армия освободила нас из-под ига фашистских поработителей, мы сейчас же стали искать путей сближения и воссоединения с Матерью-Церковью.

Перенеся здесь, на чужбине, непомерные угнетения, лишения и гонения, просим Ваше Святейшество о воссоединении и принятии нас под свой святой омофор. Находясь вынужденно на территории Германии, мы находились в ведении Митрополита Серафима (Ляде); нам особенно было больно выполнять свои священнические обязанности при наличии его профашистской политики, каковую мы резко осуждаем, и от всей души благодарим Господа Бога за наше освобождение и воссоединение с Матерью — Православной Русской Церковью.

Просим Ваших Святительских молитв о нас многогрешных, а мы, со своей стороны, обещаемся быть верными сынами Святой Православной Русской Церкви и великой Родины.

Вашего Святейшества смиренные послушники: протоиерей Сергий Самойлович, протоиерей Лука Андрейчук, священник Сергий Харченко».

Из Дрездена мы направились в Лейпциг. Подъезжая к городу, еще издали мы увидели прекрасный храм-памятник Русской Славы. Он был весь в лесах, ремонт уже заканчивался, и храм выглядел новым.

Храм-памятник в Лейпциге был сооружен в 1911—13 гг., ко дню празднования столетнего юбилея на месте битвы народов в 1813 г., в которой из числа 300.000 участвовавших 120.000 чел. составляли русские, т. е. 40%, и из них 22.000 чел. легли костьми. Храм был построен русским синодальным архитектором академиком Покровским в русском Московско-Суздальском стиле и освящен в 1913 г. Первая мировая война и режим Гитлера привели этот храм в тяжелое состояние. При Гитлере были сняты 4 колокола, позолота с купола и медь с подкупола; похищены облачения, иконы, золотая чаша весом в 1 кг, дискос со звездицей, ковшик, крест и т. д.

В храме две церкви: одна внизу, временная, созданная в последнее время, и вторая на верху — главная церковь — с резным и кованым иконостасом в старом Московско-Византийском стиле — работа и подарок донцов. Верхний храм может вместить до 300—400 молящихся и обладает очень хорошей акустикой. С восточной стороны в храме внизу находится часовня, а под ней, в склепе — останки славных русских воинов — солдат и офицеров, почивших в 1813 г. Средств на содержание храма было очень мало, но русская жертвенность и любовь к Церкви Христовой помогли храму в тяжелые минуты, когда, казалось, что святыня пропадает, ибо немцы хотели храм-памятник «продать с молотка».

Войдя в храм, мы встретили председателя строительной комиссии и профессора Константина Дмитриевича Илича, серба по происхождению, горячего патриота, беззаветно преданного Православной Церкви. Он весь горит желанием привести храм в самый роскошный вид, достойный памятника Русской Славы. Был уже вечер, и мы любовались горящим электрическим крестом на храме; этот крест был отовсюду виден. «Пусть все знают, — говорил профессор, — как русские относятся к своему памятнику старины».

Священнослужителей при храме двое: и. д. настоятеля священник Ф. Соловьев и протоиерей Г. Романович.

Осмотрев храм и познакомившись с духовенством, мы совершили совместно торжественный молебен и панихиду на могиле воинов, в усыпальнице под храмом. Мы были поражены прекрасным пением и чтением профессора Илича, который, как мы потом узнали, дал обет Богу отдать себя на служение Церкви, если выйдет живым из фашистской тюрьмы. Весь вечер мы провели в обществе профессора и причта, рассказывая им о жизни Русской Церкви в последние годы и отвечая на многочисленные их вопросы. Чувствовалось влияние профессора на духовенство: все они горели любовью к Родине. Через нас они передали Святейшему Патриарху прошение:

«Ваше Святейшество, Святейший наш Владыка Патриарх!

Церковный Комитет Русского Храма-Памятника Святителя Алексия, Митрополита Московского, Чудотворца, в городе Лейпциге и все прихожане его долго ждали того дня, который принес бы им освобождение от чуждых нашей русской душе стремлений фашистов и нацистов, ярым представителем которых был здесь ставленник Гитлера и Гиммлера, «Митрополит Берлинский и Германский», немец Серафим Ляде. Много бед и душевных страданий принес он нам, православным русским людям, отлучая нас за нежелание исполнять гитлеровские приказы об отречении от своей Родины — России, от Причастия и Церкви Христовой. Наша победоносная родная Красная Армия во главе со своим великим Иосифом Виссарионовичем Сталиным освободила нас от гнета и насилия Гитлера и его приспешников. Мы как бы вновь воскресли к новой жизни.

Знаменательным для всех нас, православных русских людей в Лейпциге, является сегодняшний день 11 октября 1945 года, ибо в этот великий для нас день прибыли представители нашей Святой Московской Патриархии, отцы: протопресвитер Николай Колчицкий и протоиерей Феодор Казанский и воссоединили нас с Матерью — Русскою Православною Церковью.

Сердечно просим Вас, Ваше Святейшество, принять нас в свое молитвенное общение и под свое Патриаршее покровительство. Со своей стороны мы обещаем Вам, Святый наш и Великий Владыка, быть во все времена Вашими верными чадами и преданными сыновьями нашего Великого и Славного Отечества.

Слава великой нашей Родине, нашему великому народу-победителю, его великому Вождю и Вам, Святейший и великий наш Владыка Патриарх!».

12-го октября 1945 г. Преосвященный Александр собрал в Воскресенском Соборе все духовенство и старостат Берлина, на котором был заслушан наш доклад о жизни Православной Русской Церкви за последние годы.

Преосвященный Александр предложил всему духовенству совершить в Воскресенском Соборе торжественную Литургию в день Покрова Божией Матери с участием всего духовенства и представителей Московского Патриарха и тем положить начало фактическому воссоединению с Матерью-Церковью.

Духовенство горячо приветствовало предложение своего Владыки, тут же выразило свою радость по поводу воссоединения с Матерью-Церковью Святейшему Патриарху в следующих словах:

«Его Святейшеству, Святейшему Отцу нашему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси.

Ваше Святейшество, Святейший Отец и Владыка наш!

Получив 7-го сего октября от делегатов Вашего Святейшества, протопресвитера Н. Колчицкого и протоиерея Ф. Казанского, сообщение о состоявшемся 2-го сентября сего года в Париже объединении всех зарубежных Православных Церквей с Российскою Матерью-Церковью под омофором Вашего Святейшества, шлем Вам выражение нашей искренцей духовной радости и торжества по поводу сего возвращения нашего в лоно Матери-Церкви.

Сим свидетельствуем, что отвергаем Карловацкую ориентацию, как раздирающую нешвенный хитон Христов.

Молим Милостивого Господа, да послужит сие объединение во славу родной Православной Церкви и русского народа.

Просим Ваших святых молитв и благословения.

Вашего Святейшества духовные чада».

Заявление было подписано архиепископом Александром и всем духовенством Берлина.

Тут же были посланы телеграммы за подписью всех следующего содержания:

«Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Побеждающею пространство сыновнею любовью устремляемся к Святой Матери нашей — Церкви Русской, Православной и повергаем к стопам Ее Ангела, — Вашего Святейшества, чувства верности, преданности и глубокого почитания.

Вашего Святейшества духовные чада: архиепископ Александр, протоиерей Димитрий Кратиров, протоиерей Платон Закидальский, протоиерей Сергий Положенский, священник Феодор Гилявский, священник Аркадий Закидальский, священник Михаил Радзюк, священник Григорий Кравчин, протодиакон Николай Помогайбо, псаломщик Илия Покровский, псаломщик Николай Левицкий, псаломщик Александр Грабовский, церковный староста Владимир Жаравов, церковный староста Николай Васильев и регент хора С. Игнатьев».

Вторая телеграмма была послана Митрополиту Евлогию: «Высокопреосвященному Митрополиту Евлогию.

Париж.

Радостно приветствуем состоявшееся объединение со Святою Матерью-Церковью Русскою, Православною. Следуя Вашему светлому примеру, и мы просим Святейшего Патриарха Всероссийского причислить нас к чадам нашей родной Церкви, приняв под свой святительский омофор.

Просим Вашего благословения и молитв». Те же подписи.

14-го октября 1945 г. в Воскресенском Соборе Берлина состоялась торжественная Литургия, которую совершил архиепископ Александр в сослужении представителей Патриархии: протопресвитера Н. Колчицкого и протоиерея Ф. Казанского и всего берлинского духовенства. Торжественно пели два хора: соборный и церкви Князя Владимира; некоторые песнопения Литургии были исполнены художественно двумя хорами вместе; храм был переполнен молящимися. Осведомленные духовенством своих храмов, в Собор собрались все православные русские, желающие принять молитвенное участие в празднике воссоединения с Матерью-Церковью. В храме царила тишина, чувствовался подъем молитвенного духа, всем вспомнилась Родина, по которой так истосковались сердца живущих на чужбине. После евангелия архиепископ обратился к молящимся со словом, в котором изложил сущность праздника Покрова Божией Матери, столь любимого русским народом, и указал на особенную радость нынешнего праздника:

«Наша Св. Заступница и Покровительница молится за нас и сорадуется нашему нынешнему великому торжеству — единению нас с нашею Св. Матерью-Церковью Русскою Православною. Таинственно, непостижимо наше духовное рождение. Рожденные, мы не оставляем лона своей Матери, оставаясь членами тела ее, хотя лространственно, рассуждая по-человечески, далеки были от нее. Ныне милостию Божией мы сознали, что составляем с нею одно, — видимо совершается единение наше с нашею Св. Матерью. Среди совершающих ныне богослужение видите вы иконописные лики прибывших из самого сердца России — Москвы представителей св. Русской Православной Церкви, посланников Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, высокопреподобных и всечестнейших о. протопресвитера Николая Колчицкого и о. протоиерея Феодора Казанского. От их благолепных внешних обликов веет древнею Святою Русью, а при беседе с ними с радостью видим, что между ними и нами не стоит никакой стены. Они нам духовно близкие, милые, родные. Вместе с ними служат и молятся ваши пастыри, вместе с вами переживавшие все ужасы налетов, бомбардировок, душу свою полагавшие за Церковь и за нас, ибо когда тряслась земля, временами день превращался в ночь, и храмы наши, казалось, распадались на части, они, пастыри, не прерывали богослужений. Пастыри не бросили вас на произвол судьбы, не бежали, несмотря на страшную вражью пропаганду — рассказы о свирепости и зверствах приближающихся к Берлину русских воинов.

Будем всегда благодарить Бога, — сказал в заключение Владыка, — что мы родились русскими, православными, а в нынешний день пламенем огненным да восходит к небесам наша молитва благодарения за великую милость Бога к нам, даровавшего нам днесь пресветлое торжество и духовного и внешнего объединения нашего с Матерью-Церковью Русской Православной».

После Херувимской песни к молящимся обратился с своим словом протопресвитер Н. Колчицкий. Он передал всем молящимся первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Алексия и привет сердечный с далекой, но дорогой для них Родины. Из слова протопресвитера молящиеся узнали, как живет на Руси Святая Православная Церковь, о всех ее радостях и скорбях, о церковных Поместных Соборах 1943—1945 гг., об избрании Патриарха, о приезде в Москву Восточных Патриархов и о других важнейших событиях церковной жизни. С большим вниманием выслушана была эта речь, у многих видны были слезы, всем вспомнилась родная Отчизна, родная Церковь. После запричастного стиха произнес слово протоиерей Казанский; он выразил в нем свою радость по поводу единения всех молящихся с Матерью-Церковью, сравнивая чувства радости нынешнего дня с Пасхальной радостью. По окончании Литургии был отслужен благодарственный молебен, закончившийся многолетием Святейшему Патриарху, Митрополиту Евлогию, архиепископу Александру, победоносному русскому воинству и Верховному Вождю его.

Архиепископ Александр вручил протопресвитеру Св. Крест для целования верующим. И вот тут-то и начались излияния горячих чувств любви к Патриарху и Родине со стороны молящихся. Каждый, подходя ко Кресту, просил передать земной поклон Патриарху, земной поклон Родине, а многие сквозь слезы спрашивали: «Батюшка, а есть какая-либо надежда нам вернуться на Родину? Мы так о ней тоскуем». Особенно восторженно приветствовали объединение с Матерью-Церковью те из берлинских верующих людей, которые строго держались Патриаршей Церкви и в другие храмы не ходили. Нынешнее торжество объединения давало им возможность без смущения посещать все православные храмы Берлина, как воссоединенные с Матерью-Церковью. С большим уважением подходили богомольцы к о. Феодору Казанскому, расспрашивали его о жизни на Родине, а некоторые от умиления целовали, его большую седую бороду. Окончилось торжество братской трапезой, для духовенства и церковных старост в квартире настоятеля, тут же при Соборе. Обед прошел в расспросах и разговорах о жизни Родины и Церкви.

Православная берлинская паства осталась теперь на попечении архиепископа Александра, который ее любит, наставляет в своих проповедях, еженедельно совершая богослужение по храмам. Паства, со своей стороны, глубоко ценит своего молитвенника-архипастыря и находит в его служении и проповедях духовное утешение и поддержку. Во время нашего прощания с архиепископом он вручил нам свое обращение к Патриарху:

«Ваше Святейшество, Святейший Отец и Владыка наш!

Долг имею почтительнейше доложить Вашему Святейшеству о том благоприятном впечатлении, какое составилось у священников и верующих после торжественного Богослужения 1 (14) октября в Берлинском Православном Соборе, на каковом Богослужении фактически состоялось объединение в рассеянии сущих с Матерью — Русскою Церковью Православной.

Двадцатипятилетняя жизнь в эмиграции чрез многие скорби и печали научила всех быть крайне осторожными, подозрительными, а почти шесть лет войны, в особенности последний год с постоянными налетами бомбовозов, сделали некоторых невменяемыми, а вообще всех нервы довели до крайней степени кипения. Неудивительно, что приезд из Москвы представителей Вашего Святейшества привел многих в смущение: каково будет сие целование, а некоторых объял страх, боязнь расправы; но после общения с высокопреподобными делегатами, их беседы с батюшками и мирянами, их общедоступность, готовность отвечать на все вопросы, даже внешний вид почтенных пастырей Св. Руси рассеяли всякие подозрения, так что торжественное Богослужение протекло в полном благолепии и по чину, и верующие с радостными чувствами подходили ко Св. Кресту (после молебна) и лобызая его любовью, лобызали десницу о. протопресвитера Николая Колчицкого.

Если Вашему Святейшеству благоугодно будет предоставить моему недостоинству управление Берлинской Епархией, смиренно прошу оставить за мной и Бельгийскую Епархию с ее шестью приходами. Там я пробыл больше десяти лет и больно было бы оторваться от тех, кои многократно доказали свою любовь ко мне, и в поругании в Германии бывшему.

Прошу прощения еще за одну смиренную просьбу — оставить пусть и временно — Бельгийского и Берлинского (Германского) архиерея в ведении Экзарха — Митрополита Западно-Европейских Православных Русских Церквей Высокопреосвященнейшего Евлогия. С 1921 г. по 1938 г. Германская Епархия была нераздельной частью Западно-Европейской Русской Православной Митрополии под омофором Митрополита Евлогия, который не мало потрудился на благо Германской Епархии. Насильно оторванная от Митрополита Евлогия Германская Епархия была сначала в управлении Преосвященного Тихона, а потом перешла в ведение Митрополита Серафима (Ляде). Владыка Митрополит Евлогий всегда скорбел о совершенно незаслуженно с его стороны утерянной Епархии. И ныне, когда всякая справедливость восстанавливается, было бы достойно Германскую Епархию Митрополиту Евлогию вернуть. Это доставит Святителю великую радость, о которой, мне хорошо известно, он не раз мечтал.

Прося у Вашего Святейшества благословения и св. молитв, дерзаю принести глубокую благодарность за отеческое внимание, выразившееся в присылке моему недостоинству Вашего портрета с трогательной надписью.

Лобызая десницу Вашего Святейшества, с чувством сыновней преданности пребываю Святейшего Отца и Владыки нашего нижайшим послушником Александр, архиепископ Брюссельский и Бельгийский, 16 октября 1945 г., Берлин».

По приезде из Берлина протопресвитер Николай Колчицкий доложил Святейшему Патриарху и Священному Синоду, что в Берлине имеется 3 православных храма, имеется по одному православному храму в Потсдаме, в Лейпциге и Дрездене. В Берлине имеет пребывание архиепископ Александр (Немоловский), который, после бегства Карловацкого духовенства, временно взял под свое духовное окормление Православные храмы и духовенство в Берлине.

Все духовенство этих храмов во главе с архиепископом Александрам изъявило свое сердечное желание воссоединиться с Матерью — Православной Русскою Церковью, о чем имеются письменные акты.

Священный Синод вынес такое постановление: принять в каноническое общение с Матерью — Русскою Православной Церковью архиепископа Александра (Немоловского) и причты следующих храмов: Берлинского Воскресенского Собора, Церкви Св. Равноапостольного Князя Владимира на Находштрассе, 10, причт на православном русском кладбище в Тегель Константино-Еленинской Церкви, в Потсдаме — причт Александро-Невской Церкви, в Дрездене — причт церкви Св. Симеона Дивногорца и причт церкви в Лейпциге — памятник Русской Славы 1813—1913 гг. во имя Св. Алексия, Митрополита Московского.

Сообщить Патриаршему Экзарху Западно-Европейских Церквей Митрополиту Евлогию о воссоединении с Русской Православной Церковью архиепископа Александра и духовенства, находящегося на территории Германии.

Поручить управление приходами в Берлине, Потсдаме, Дрездене и Лейпциге Преосвященному архиепископу Александру на правах викария Митрополита Евлогия, оставив за ним и приходы на территории Бельгии, с сохранением за ним титула Брюссельский и Бельгийский.

Предложить Преосвященному Александру, в случае обращения православного духовенства русских приходов, находящихся в других зонах, воссоединять с Матерью-Церковью и принимать их в свое духовное окормление с последующим докладом о сем Патриаршему Экзарху Митрополиту Евлогию.

УПРАВДЕЛАМИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ ПРОТОПРЕСВИТЕР Н. КОЛЧИЦКИЙ

Система Orphus