ОКТЯБРЬ

1. День кончины Филарета, третьего Патриарха Московского и всея Руси. Родился между 1554 и 1560 гг. в родовитой боярской семье Романовых. Получил прекрасное по своему времени образование; с 1586 г. начал службу в качестве наместника Нижегородского, а затем — Псковского; выполнял также ряд дипломатических поручений. Ясный ум и открытый сердечный нрав сделали его популярным в народе; его прочили в преемники бездетному царю Феодору Иоанновичу, но Борис Годунов постриг его в 1601 г. и сослал в древний Антониев Сийский монастырь. В 1605 г. Филарет был возведен на Ростовскую митрополию; в составе боярского посольства был послан в Польшу и оставался там пленником до 1619, когда получил возможность вернуться на родину. Его торжественно встретили, и Собор русских иерархов предложил ему патриаршество. 24 июня 1619 г. состоялось посвящение его в Патриарха Московского и всея Руси. Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. В делах церковных он всячески поддерживал чистоту православия: при нем было усилено книгопечатание, он много заботился об исправлении богослужебных книг, заводил школы, открыл греко-латинское училище в Чудовом монастыре. При нем возобновились сношения Руси с Восточными патриархами и в Москву стали охотно приезжать их представители. † В 1633 г. в глубокой старости.

2. День кончины Киприана*[1] юродивого Суздальского. Подвизался в лесу близ села Воскресенского на реке Уводи Ковровского уезда Владимирской губ. † в 1622 г. Память его весьма чтима.

4. День кончины Ионы* и Нектария* Казанских, постриженников и учеников св. Гурия, архиепископа Казанского. † в 1596 г.

5. День кончины Адриана, десятого патриарха Московского и всея Руси. Родился в 1627 г. Будучи с 1678 г. архимандритом Чудова монастыря, вел строгую жизнь и всемерно поддерживал ее среди братии. В 1686 г. был возведен в сан митрополита Казанского, а в 1690 г. наречен Патриархом Московским и всея Руси. Мать Петра Великого царица Наталья Кирилловна весьма к нему благоволила и сильно его поддерживала. Первое время своего царствования и Петр I благосклонно относился к мероприятиям Адриана по водворению порядка в церковной жизни. Но с началом реформ, Патриарх показал себя приверженцем старого уклада, выступал резко против брадобрития, допустил среди церковных кругов группировки лиц, враждебных деятельности царя, что возбудило недовольство царя и вызвало ряд тяжелых последствий для Церкви. † в 1700 г.

В тот же день кончина Антонии, игумении Алексеевского монастыря в Москве. 19 лет, верная зову Божию, вступила в Бородинскую обитель и была доброй подвижницей под руководством игумении Марии (Тучковой). Митрополит Филарет, знавший ее высокую жизнь, призвал ее на пост настоятельницы Страстного монастыря, а митрополит Иннокентий вверил ей Алексеевскую обитель, для которой она много сделала во славу Божию. † в 1897 г.

7. День кончины Василия Григорьевича Барского, странника по св. местам Востока. Родился в 1701 г. в Киеве в семье небогатого торговца, учился в Киевской академии, но не окончил ее по болезни. В 1723 г., движимый непреодолимым желанием поклониться святым местам, оставил дом и родителей и, уповая лишь на Бога, без всяких средств, пеший, питаясь христовым именем, отправился через Карпаты и Австрию в г. Бари (в Италии), где почивают мощи св. Николая Чудотворца. Отсюда с неимоверными трудностями в 1825 г. достиг Афона, а в 1826 г., — св. Земли. Он обосновался в г. Триполи в православной греческой школе, откуда несколько раз ходил на поклонение св. Гробу и св. местам Сирии и Палестины. Был он и на острове Патмосе в пещере, «в ней же св. Иоанн Богослов написал Божественное Евангелие и Откровение». Патриарх Сильвестр, полюбивший его, в 1734 г. постриг его и желал удержать при себе, но инок Василий, верный своему призванию благочестивого странника, отклонил это предложение. В 1747 г. он вернулся на родину и в том же году скончался. Барский оставил нам описание своих странствий, не потерявших интереса и для нас, в которых живая наблюдательность соединяется с искренней религиозностью.

10. День кончины Иннокентия* (Смирнова), епископа Пензенского и Саратовского. Родился в 1784 г. в Павловом посаде Московской губ. Обучался в Перервинской и Троице-Лаврской семинарии, окончив которую был назначен учителем, а через четыре года — префектом ее. Принял постриг в 1810 г. и игуменство Угрешского монастыря, а впоследствии и Знаменского. В 1812 г. был вызван в С.-Петербургскую академию и возведен в сан архимандрита. В 1813 г. утвержден ректором семинарии, оставаясь профессором академии, цензором и настоятелем Сергиевой пустыни. Для своих лекций по церковной истории он всегда пользовался первоисточниками, в выводах был дальновиден и самобытен. Его «Начертание церковной истории от Библейских времен до XVIII века» выдержало много изданий и служило долгое время единственным руководством для преподавания в семинариях. Надлежит отметить также его следующие труды — «Богословие деятельное», «Опыт изъяснения первых двух псалмов», «Изъяснение Символа веры» и др., за которые он получил степень доктора богословия. Он стяжал также славу вдохновенного проповедника. Семь лет продолжалась эта многоплодная и удивительно разнообразная деятельность. Светильник его горел ярко, но жизнь, исполненная напряжения духовного и умственного, была надломлена аскетическими подвигами и невзгодами, которые он перенес за свои выступления против модного в его время неправославного мистицизма, и быстро стала клониться к своему западу. В 1819 г. состоялась его хиротония во епископа Оренбургского, но почти непосредственно последовало его перемещение на кафедру Пензенскую и Саратовскую. С великим трудом прибыл он к месту своего нового служения, и через несколько месяцев, в том же 1819 г., почил на 36-м году жизни, искренне оплакиваемый паствой, успевшей оценить молитвенного и кроткого архипастыря-подвижника.

В тот же день кончина Амвросия* (Гренкова), иеросхимонаха Введенской Оптиной пустыни. Родился в 1812 г. в селе Большой Липовице Тамбовской губ. в семье пономаря. Учился в Тамбовском духовном училище и Тамбовской семинарии, которую окончил в 1836 г.; в 1838 г. был утвержден в должности наставника Липецкого духовного училища, но в 1839 г., по совету Троекуровского затворника Иллариона, оставив занятия, ушел в Оптину пустынь. Здесь он некоторое время был келейником о. Льва, затем работал в хлебне и в скитской поварне. После кончины о. Льва, который передал его руководству о. Макария, стал его келейником и преданнейшим учеником. В 1842 г. был пострижен, в 1843 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1845 г. — во иеромонаха. С 1846 г., по благословению архипастыря Калужского Николая, стал помогать о. Макарию в духовничестве и старчестве, хотя ему в то время было лишь 34 года; но под мудрым и суровым водительством своих наставников он быстро достиг меры возраста мужа совершенна. В 1847 г., вследствие усилившихся неисцельных недугов, принужден был выйти за штат. С этих пор не отступал от него тяжкий крест болезней, и начался его великий подвиг бескорыстного служения людям. В течение почти полувека волны народные не переставали обуревать всегда лежавшего, почти умиравшего старца, который с редким терпением и любовью врачевал всякие скорби. И если о. Лев при высоких дарах духовных привлекал сердца неподкупной прямотой, если о. Макарий сиял по преимуществу святостью смирения, то о. Амвросий светил такой силой сострадания, прозрения и самоотречения, что самые непреклонные характеры и жестокие сердца склонялись под благое иго Христово. Он продолжал дело перевода и издания духовных книг, вел большую переписку с искавшими его совета, ежедневно раздавал и рассылал много денежных пособий. К нему за личным советом и помощью шли монашествующие и миряне; бывал у него Достоевский и В. С. Соловьев, М. П. Погодин, Леонтьев и Л. Н. Толстой. Он основал дом для душевно-больных женщин, устроил Шамординскую обитель с приютом для малолетних, больницей и богодельней для престарелых. Так многообразна и неутомима была благотворительная деятельность старца. Поистине сила Божия в немощи совершается. † в 1891 г.

11. День кончины протоиерея Александра Васильевича Горского, ректора Московской духовной академии. Родился в 1812 г. в Костроме, в семье соборного протоиерея. Учился в Костромской семинарии. В 1827 г. непосредственно из философского класса, минуя старшие — богословские, как даровитейший ученик был направлен в Московскую академию. Окончив ее в 1832 г., двадцати лет, преподавал год в Московской семинарии церковную и гражданскую историю; в 1833 г. был выбран в Московскую академию на кафедру церковной истории. Лекции Горского отличались новизной материала, широтой научного кругозора и были одушевлены непритворной религиозностью; он принадлежал к историкам объективного направления. Многие его статьи и монографии были открытиями великой важности. Его исследования о житиях св. Кирилла и Мефодия стали краеугольным камнем для всех последующих работ; кроме паннонских житий, следует назвать открытие им свидетельств похода руссов на Амастриду, доказательство подлинности послания митрополита Леонтия об «опресноках» и др. Такие работы, как биографии древних московских митрополитов, написанные по поручению святителя Филарета, статьи о сношениях Русской Церкви со святогорскими обителями до XVIII века, были признаны образцовыми. Кропотливый и превосходный труд его «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» вызвал удивление ученого мира и был удостоен премий от Академии наук. В 1864 г. он получил звание почетного члена Московского университета, а в 1865 г. — степень доктора богословских наук. В 1867 г. Петербургский университет присудил ему звание доктора русской истории. В 1862 г. состоялось назначение его ректором Московской академии, хотя он отказался от монашества и продолжал оставаться целибатным священником. Рано пришедшая слава и власть не испортили его возвышенного характера, но сделали, по отзывам современников, чище и выше. † в 1875 г.

В тот же день кончина Льва* (Наголкина), иеросхимонаха Оптиной пустыни. Родился в 1768 г. в городе Карачеве Орловской губ. В 1797 г. вступил в обитель — сначала в Оптину, а затем в Белобережскую пустынь под руководство о. Василия (Кишкина). В 1801 г. был пострижен с именем Леонида, в том же году рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Некоторое Время пребывал в Чолнском монастыре под руководством схимонаха Феодора, ученика о. Паисия Величковского. В 1804 г. принял настоятельство в Белобережской пустыни, но в 1808 г., добровольно сложив с себя настоятельство, удалился к о. Феодору на безмолвие. Здесь он принял схиму с именем Льва. В 1811 г. последовал за своим старцем на Валаам, где ему пришлось потерпеть много клеветы и гонений за любвеобильное окормление братии и старчество, которое казалось некоторым непонятным новшеством. В 1817 г. о. Лев со старцем Феодооом перешли в Александро-Свирский монастырь, где о. Феодор в 1822 г. скончался, а о. Лев в 1828 г. принял приглашение Калужского преосвященного Филарета (впоследствии митрополита Киевского) перейти в скит Оптиной пустыни, где он полагал начало иночеству. Искусное врачевание немощных душ, духовное рассуждение и прочие великие дары Св. Духа сделали о. Льва известным далеко за монастырскими воротами. С насаждением старчества обитель процвела духовно и дала из своей среды немало подвижников, настоятелей для иных монастырей и архипастырей: вспомним «учителя иноков» епископа Игнатия Брянчанинова — ученика о. Льва, архиепископа Виленского Ювеналия Половцева, архиепископа Трифона Туркестанова, о. Лев до конца жизни твердо нес подвиг помощи ближним и свято почил в 1841 г.

18. День кончины Давида* Московского. Первоначально трудился в обители Боровской и был учеником св. Пафнутия; затем отошел на безмолвие и в 1515 г. построил неподалеку от Серпухова на реке Лопасни храм Вознесения и положил основание обители, известной впоследствии под именем Давидовой Вознесенской пустыни. † в 1520 г.

22. День кончины Авраамия Сергеевича Норова, путешественника по Св. местам Востока. Родился в 1795 г., учился в Московском «университетском пансионе». Участвовал в кампании 1812 г., под Бородином был ранен и перешел впоследствии на гражданскую службу. В 1834 г. предпринял первое путешествие в Св. Землю, длившееся два года, к в 1861 г. — второе. Посетил Египет, Нубию, Палестину и семь Азийских церквей, упоминаемых в Апокалипсисе. Его книги, в которых он дает описание всего виденного, имеют не только религиозно-нравственное значение, но и научный интерес, ибо, являясь историко-топографическим описанием мест библейских событий, служат ценным ма: териалом к изучению библейской географии. Велики его заслуги и перед отечественной историей, ибо, будучи членом Академии наук и председателем археографической комиссии, он привлек к ее трудам крупных историков и издал ряд ценнейших материалов: пять томов продолжения полного собрания русских летописей, треть сентября месяца Великих Макарьевских Четьих-Миней и др. † в 1871 г. среди непрерывных трудов.

24. День кончины схимонаха Зосимы* (Верховского). Родился в 1767 г. в семье воеводы Смоленского. В 1786 г. удалился в Брянские леса к подвижникам Адриану и Василиску, а затем перешел вместе с ними в Коневский монастырь, где и был пострижен. Ища безмолвия, вместе с о. Василиском в 1799 г. удалился в сибирские леса, где и прожил 24 года, уподобляясь строгостью жизни древним отшельникам. В 1820 г. Бог вверил ему устроение и окормление женской общины, которую он в 1822 г. перевел в запустелый Туринский монастырь, а впоследствии — в Верейский уезд Московской губ. † в 1833 г. в учрежденной им Одигитриевой Смоленской пустыни.

В тот же день кончина Евдокии* юродивой Покровского Михайловского монастыря. Родилась в 1830 г. в семье служащего Оружейного завода (Пляханова). 20 лет ушла в г. Михайлов в Покровский монастырь, где на седьмом году пребывания вступила на путь сурового подвижничества, прикрывая его юродством: зимой ходила босая, жила в нетопленном помещении, питалась сырой крупой, предавшись всецело молитве и борьбе со грехом. Милость Божия почила на ней; она обладала даром совета и прозрения, которыми служила сестрам обители и приходящим. † в 1890 г.

В тот же день кончина Александра (Воскресенского), диакона Петропавловской церкви в Вологде. Родился в 1803 г. в семье причетника. Учился в духовном училище, в 1823 г. был рукоположен во диакона к Петропавловской церкви в Вологде. В 1844 г. вышел за штат и принял на себя подвиг юродства. Он не был суров; слово обличения редко срывалось с его уст. По мягкому и нежному строю души он более увещевал и утешал. Был крепким и горячим молитвенником за сирых и страждущих, появляясь всегда там, где всего нужнее была его помощь духовная, а иногда и материальная. в 1876 г. и был погребен сонмом духовенства с преосвященным Феодосием во главе; к месту упокоения его провожало множество народа.

26. День кончины Антония*, епископа Вологодского. Ученик преп. Герасима Болдинского, хиротонисан во епископа граду Вологде в 1585 г. из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря. † в 1587 г.

28. День кончины Феофила* (Горенковского), иеросхимонаха Киево-Китаевой пустыни. Родился в 1788 г. в г. Махновке Киевской губ. в семье священника. С детских лет узнав горечь сиротства и убожества, отроком ушел в монастырь; в 1821 г. был пострижен, в 1822 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1827 г. — во иеромонаха; в 1834 г. принял схиму. Всегда самоуглубленный, молитвенный, шел своим, немного особенным путем, восходя от силы в силу. Молва о его жизни привлекала к нему много народа, которому он служил молитвой, советом, а иногда резким обличением. † в 1852 г.

Т. ПРЕЧИСТЕНСКИЙ

Система Orphus