О ЦЕРКОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДУХОВЕНСТВА И ВЕРУЮЩИХ В ПОСЛЕВОЕННОЕ, МИРНОЕ, ВРЕМЯ

Победоносно закончена Великая Отечественная война с гитлеровской Германией. Безоговорочно капитулировала милитаристическая Япония. Завершена вторая мировая война.

Русская Православная Церковь в лице своего духовенства и верующих провела в период Отечественной войны большую патриотическую работу. Денежные и вещевые сборы на нужды обороны, помощь госпиталям, сооружение танковой колонны им. Димитрия Донского и другие виды помощи фронту — все это, выражая дух христианства и амилосердования о наших братьях-воинах, вместе с тем явилось служением Родине, жертвенным подвигом Русской Православной Церкви и верующих русских людей на благо нашего дорогого Отечества. Русская Церковь наглядно показала, как надо понимать и как нужно осуществлять слова Спасителя: «Воздайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу» (Матф. XXII, 21). Она вместе с тем вознесла на высоту всецерковного понимания и признательности великие труды и беззаветное мужество наших героев-воинов, сражавшихся на фронте и жертвовавших жизнью во имя любви к Родине и к своему народу: «Больше сия любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоан. XV, 13).

И мы знаем, что этот жертвенный подвиг Русской Церкви по достоинству оценен родным нашим Правительством и его главою, Генералиссимусом Советского Союза И. В. Сталиным. Правительство и лично И. В. Сталин оказали Русской Церкви в период великой Отечественной войны исключительное доверие и высокую поддержку, предоставив ей возможность восстановить патриаршество (сначала в лице Святейшего Патриарха Сергия), созвать Поместный Собор с участием Восточных Патриархов, принять Положение об управлении Русской Православной Церковью и избрать нового Патриарха Московского и всея Руси Святейшего Алексия, преемника в Бозе почившего Патриарха Сергия.

Велика и безгранична признательность наша Правительству, которое предоставило Русской Православной Церкви права, какими она не пользовалась и в царское время, когда у нас в течение 200 лет не было Поместных Соборов, не было Патриархов и не было столь широкого личного контакта и общения с Православными Церквами Востока, как в настоящее время.

Сейчас, после окончания победоносной войны и после вступления в полосу мирного развития, первым нашим христианским и патриотическим долгом следует признать помощь сиротам, помощь детям и семьям воинов Красной Армии во исполнение слов Апостола: «Чистое и непорочное благочествие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях» (Иак. I, 27). Кафедральный Богоявленский собор г. Орла недавно внес в фонд помощи детям и семьям воинов Красной Армии 50 000 руб. Надо сказать, что и раньше этот собор активно помогал Родине. Так, в мае текущего года собор подписался на военный заем и внес наличными 50000 руб., а в течение прошлого

1943 г. дал на оборону свыше 300000 руб. Также деятельно помогают Родине и многие другие храмы нашей страны. И церковные общины, и отдельные верующие должны помнить слова Спасителя: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф. VII, 2). Не забудем и слов Апостола: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. IX, 6).

Вторым христианским и патриотическим долгом пастырей наших будет горячий призыв к пастве своей окружить заботой, любовью и вниманием дорогих воинов наших, возвращающихся с поля брани к очагам своим, и в особенности раненых воинов, выполнивших святой долг свой перед Родиной, изгнавших врага из пределов нашей страны, проложивших путь к мирной жизни, содружеству и любви исстрадавшихся за годы войны народов всего мира. Если вообще естественна с христианской точки зрения любовь к ближнему, то какова же должна быть наша любовь к защитникам нашей Родины, которым мы обязаны всем, даже нашей жизнью? Эта любовь не может быть платонической, она непременно должна вылиться в какие-то конкретные формы. Любовь должна быть деятельной. Что-то нужно сделать, организовать, чем-то помочь раненому бойцу, чтобы он действительно почувствовал себя окруженным ласкою и заботами родной страны. «Не любящий брата пребывает в смерти», — говорит Св. Иоанн Богослов (1 Иоан. III, 14), а Св. Апостол Иаков пишет: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. II, 13).

Третий наш христианский и патриотический долг — это призыв к самоотверженному труду на пользу Родины и на благо всего ее населения. С Божией помощью мы перенесли тяжелое бремя войны, каждый вложил свою долю труда в общее всенародное дело победы над врагом. И теперь для восстановления разрушенного войной хозяйства, для мирного процветания нашей Родины, для блага всего нашего трудового народа требуется также внести немалую лепту труда. Пастыри наши должны принять горячее участие в этом общем деле, должны наставлять и призывать паству свою к тому, чтобы каждый на своем месте, будь то труженик земли или труженик производства, усиленно, добросовестно и самоотверженно трудился, любил свой труд и ставил его превыше всего, в сознании того, что этим он приносит пользу Родине, радость ближнему, этим он угоден Богу. Ибо Господь в похвалу трудящимся говорит: «Трудящийся достоин награды за труды свои» (Лук. X, 7), а Св. Апостол Павел поучает: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Сол. III, 10).

Пастыри наши — это наш четвертый долг — должны призывать верующих к участию в восстановлении наших некогда цветущих городов и селений, разрушенных жестоким врагом, должны наставлять колеблющихся, утверждать сомневающихся. Всякий труд тяжел и обременителен для живущих в рассеянности и празности, а у того, кто трудится с молитвой в сердце и с верой в светлое будущее нашей Родины, всякая работа будет спориться. Не к тем ли, кто несет тяжелый труд, обращены слова нашего Господа: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вас» (Матф. XI, 28).

Пусть же наши пастыри укрепляют дух и бодрость верующих, пусть утверждают в них сознание того, что всякий труд, а тем более направленный на благо Родины, воистину есть труд благословенный, превожделенный и достойный любви и внимания.

Наш христианский и патриотический долг состоит и в том (это пятая наша задача), чтобы проповедывать и утверждать мысль о помощи Божией, дарованной нашей стране во время великой Отечественной войны, ныне завершенной полной и блестящей победой.

Эта помощь Божия, столь явно сказавшаяся над нами и над нашей страною, должна побудить и пастырей, и всех верующих поднять еще на большую высоту свою любовь к Родине, свою преданность ей, свою готовность жертвовать всем для ее блага и процветания. «С нами Бог! Хвалите Господа все народы, прославляйте Его все племена, ибо велика милость Его к нам» (Псал. 116). Не случайность то, что мы одержали победу, а гитлеровская Германия низвергнута, «Ибо ни один народ не властен в успехе начинаний, но Сам Господь ниспосылает все благое и, кого хочет, уничтожает по Своей воле» (Товит. IV, 19). Германия и ее нацистские руководители наказаны Богам за свою непомерную гордость, за жестокость и человеконенавистничество. Над ними исполнились слова Христовы: «Кто возвышает себя, тот унижен будет» (Матф. XXIII, 12). И еще другие слова: «Взявший меч от меча и погибнет» (Матф. XXVI, 52). То же относится и к капитулировавшей Японии.

Пусть чувство веры и чувство патриотизма гармонически сочетаются у нас, как они сочетались у св. князя Александра Невского, у князя Димитрия Донского, у Патриарха Гермогена, у преподобного Сергия Радонежского, у святителей Московских Петра, Алексия и Ионы, у Минина и Пожарского и у других молитвенников и печальников за землю русскую. Пусть пример в Бозе почившего Святейшего Патриарха Сергия, нашего современника, воодушевляет нас на новые подвиги, на новые жертвы и бескорыстный труд для блага и процветания Родины.

Мы знаем и совершенно уверены, что Русская Православная Церковь в наступившее послевоенное время, как и в годы закончившейся войны, проявит мудрость и высокий патриотизм, а пастыри наши и верующие обнаружат ту силу христианского чувства, жертвенности и духовного рассуждения, которая поможет им с честью выполнить свой долг перед Богом и Родиной.

АРХИЕПИСКОП ФОТИЙ

Система Orphus