ПРЕБЫВАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ В ГРУЗИИ

(1 октября — 14 октября 1945 г.)

1 октября 1945 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направился на юг нашего Великого Союза отдать ответный визит Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Каллистрату. Более 3000 километров разделяет нашу родную Москву от столицы Грузии — Тбилиси. Преодолевая этот длинный путь, особенно чувствуешь всю необъятность, мощь и ширь нашей Родины. В Москве, когда мы выезжали, стояла глубокая осень с холодными, пронизывающими дождями и ветрами, хмурым серым небом. И вот мы, словно как в сказке, попали в такой уголок нашего Союза, где в это время ярко светит теплое южное солнце, где голубоватая гладь неба у далекого, далекого горизонта сливается с величавыми и гордыми Кавказскими горами, переливающимися, как драгоценные камни, прозрачными отливами радуги, где возвышаются гордые кипарисы и благоухают цветы, рассеивая свой аромат по садам и лесам. Этот прелестный уголок — страна солнечной Грузии.

Прекрасна и беспредельно величава наша Родина! Больно нам и сжимается наше сердце, когда мы видим глубокие раны, нанесенные Отчизне нашей немецко-фашистскими варварами. Проезжая по местам, которые были оккупированы немцами, мы видим ужасную картину разрушений: всюду разбитые дома, сожженные села, поврежденные промышленные предприятия. Громадный, колоссальный ущерб нанес нашей земле жестокий враг, теперь навеки поверженный в прах силами доблестной Красной Армии. Мы все знаем по сообщениям Чрезвычайной Комиссии размеры ущерба, но реально представить их можешь только тогда, когда своими глазами увидишь километр за километром разрушенные и поврежденные здания городов и сел. Буквально на протяжении всего пути еще до сих пор лежит искалеченная техника врага: подбитые самолеты, мертвые танки и орудия, которые сейчас с героических полей сражений направляются на заводы, где эти машины смерти превратятся в орудия, работающие на благо человечества. Мы видели так же, как по всей стране идут гигантские по своим размерам работы по восстановлению разрушенного хозяйства. Наша страна перешла на мирную жизнь.

По дороге Святейшего Патриарха встречало духовенство: в Минеральных водах — священник местной церкви отец Павел Свавицкий; в Грозном — церковная делегация во главе с отцом Василием Кожиным. Особенно тепло Патриарха встречало духовенство и народ на ст. Георгиевский Посад, где поезд подходил и уходил под трогательное и исходящее от всей души поющих «Достойно есть». Святейший Патриарх всюду с большой любовью и теплотой благословлял народ, выслушивал просьбы, и видно было, как были счастливы те, кто вступал в общение и получал благословение от Первосвятителя. В Баку Патриарха Алексия встретили представители Католикоса Грузии — Митрополит Урубнийский Мелхиседек и протоиерей Наум Шавианидзе.

Наконец, 6 октября, около пяти часов вечера Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий прибыл в Тбилиси. Московского Патриарха встречал Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат, епископ Ниноцминдский Димитрий, Уполномоченный Совета по делам Православной Церкви при СНК Грузинской ССР Константин Илларионович Кадагишвили и городское духовенство. На вокзале собралось большое количество верующих, желающих приветствовать Первосвятителя земли русской. В истории Грузинской церкви это был первый случай, когда на землю благословенной Иверии вступал Первоиерарх Руси. Все тепло и радушно встречали дорогого гостя. В воскресенье, 7 октября, Святейшие Патриархи Алексий и Каллистрат, в сослужении с Митрополитом Урубнийским Мелхиседеком, епископом Ниноцминдским Димитрием и многочисленным духовенством совершили Божественную Литургию в Кафедральном Сионском соборе. Этот величественный в своей простоте древнейший собор Грузии основан в IV веке. Предание говорит, что стены нынешнего собора сохранились со времен, уходящих в далекие века прошлого. Как вообще все старинные храмы на Кавказе, Сионский собор построен под некоторым влиянием византийского стиля. Внутреннее расположение в виде креста с довольно большим куполом и сводами, поддерживаемыми четырьмя массивными колоннами-столбами. Эта чтимая святыня славного грузинского народа много раз подвергалась разорениям и разрушениям. Древние стены собора видели многие и многие исторические события Грузии: нашествие хоразмийцев, монголов, персов, которые с невероятным зверством, разрушая все на своем пути, грабя, убивая грузинский народ, хотели искоренить христианство и поработить Иверию. Поэтому вполне естественно, что внутреннее убранство собора не раз меняло свой облик. Живопись и иконостас, которые мы видим в настоящее время, созданы в пятидесятых годах прошлого столетия. Старинные фрески писаны восковыми красками и довольно хорошо сохранились до нашего времени. Иконостас сооружен по образцам, находящимся в древнейших храмах Кавказа IX и X веков. Он имеет всего один ярус и заканчивается прямой линией, что придает особую стильность и гармоничность внутреннему виду собора. В этом храме находится великая, особо чтимая в Грузии святыня, — крест св. Нины. Это тот крест, с которым Равноапостольная Нина пришла в языческую Иверию и открыла Божественный Свет Христовой правды грузинскому народу, который в 326 г. начал принимать святое крещение.

В день совершения Божественной службы, задолго до ее начала, собор был заполнен большим количеством молящихся, желавших вознести свои молитвы к Престолу Божьему вместе с Первосвятителем земли русской. Навстречу Святейшему Патриарху Алексию выходит духовенство во главе со своим Католикосом, Святейшим Каллистратом. Наконец, входит Патриарх Московский и всея Руси, к которому Грузинский Патриарх-Католикос обращается со следующим словом приветствия:

«Ваше Святейшество!

Вхождение свое в удел Пресвятыя Богородицы Вам угодно было предварить словами — «рад вступить на священную землю Великой Грузии». Да, возлюбленнейший Брат, страна наша священна, она освящена кровью мучеников и мучениц за веру в Господа нашего Иисуса Христа и велика всецелою преданностью евангельскому учению и страданиями за имя Небесного Учителя. Это и понятно: маленькая, но раю подобная страна наша, окруженная кольцом врагов креста Христова, систематически подвергалась нападениям, разграблениям и опустошениям, и все это сопровождалось преданием мучениям твердых в вере грузин и издевательством над религиозным чувством населения. Например, звероподобный Джелал-Еддин (XIII в.), войдя в Тбилиси, снял купол с этого святого храма, устроил на вершине его седалище и велел на мосту через Куру поставить иконы Спасителя и Богоматери, приводить туда со связанными руками мужчин и женщин и кто из них не желал оплевать святыни, тех приказано было обезглавливать и бросать в Куру. Умный и коварный Шах-Аббас (XVII в.), разорив восточную Грузию, истребив 100 000 человек и забрав столько же в Персию, омасульманил их, а кахетинскую царицу Кетевань и Карталинского царя Луарсаба предал мученической смерти, отрезывая у слабой телом, но твердой духом женщины груди и руки и прожигая раскаленным железом остальные части тела. Озлобленный на царя Ираклия II за заключение с императрицей Екатериной II Георгиевского трактата о покровительстве Кастрат Ага-Магомет-хан (ХVIII в.), собрав более 100 000 воинов, двинулся на Тбилиси, взял его, разорил все храмы города, но, не успев сделать этого по отношению к сему собору, велел натаскать сюда дрова и устроить в соборе небывалый пожар, от чего погибли прекрасная стенная живопись и иконостас.

Но, вот чудо! Стоило пройти нескольким годам по отходе из Грузии вражеских полчищ, как она обновлялась, яко орля, и находила в себе силы воздвигать дворцы, монастыри и храмы с бесподобными в мире скульптурно-архитектурными украшениями и умножать очаги христианского просвещения не только у себя, но и в Святой земле, и на Синае, на горах Черной и Дивной, на Афоне и в Болгарии и посылать сынов своих на услужение другим народам, у которых они подвизались со славою на поприщах церковном и литературно-научном, гражданском и военном.

Удивительно ли после этого, что имя народа грузинского пронеслось далеко за ее пределами и стали ее посещать отовсюду люди благочестивые, всякого звания и состояния, вплоть до Святейших Патриархов Востока, которые, пользуясь широким гостеприимством страны, в то же время почерпали у гробниц и мощей святых Иверских благодатную помощь для будущей своей деятельности.

Однако следует отметить, что в числе благочестивых путешественников в страну нашу мы не видим первоиерархов ближайшей к нам Церкви, Церкви Российской, ни в митрополичий период ее существования, ни в патриарший, и только Вам, Святейший Владыко, Господь вложил благую мысль пересечь высокие горы Кавказа и доставить нам высокое удовольствие видеть Вас среди себя.

Войдите же, Возлюбленнейший, во святой храм сей и убедитесь, что в сердцах наших Вам не тесно: они расширены для Вас.

При этом прошу: если, что усмотрите у нас не так, как у себя, то покройте все это покровом братской любви, — в течение шестнадцативековой жизни своей Церковь Иверская выработала свои обрядовые особенности, которые, разнообразя внешнюю сторону жизни церковной, нисколько не нарушают единения духа в союзе мира.

А теперь положите начало желанию сердца Вашего и преклоните привычные к молитве колена свои пред чудотворным крестом, сплетенным из виноградных лоз руками св. Равноапостольной Нины и перевитым ее власами, дабы исходящая через него благодатная сила охраняла и руководила Вас на многотрудном архипастырском пути Вашем на радость и утешение нам, от чистого сердца Вас любящих. Христос посреде нас!».

Так началось большое церковное торжество, выражающее единение двух православных церквей — русской и грузинской, когда оба Патриарха вместе, в едином молитвенном устремлении совершали Божественную Литургию. Церковные песнопения с большой музыкальностью и полным сохранением национальных церковных мелодий исполнял на грузинском языке патриарший хор. Нас, москвичей, эти церковные народные напевы поразили своей стройностью и певучестью, хотя исполнение их показалось в несколько непривычном для нас, замедленном темпе.

По окончании Богослужения Патриарх Московский и всея Руси обратился к молящимся с теплым и сердечным словом, в котором прежде всего выражал радость, что Господь ему судил не только поклониться древним Святыням Сиона, но и совершить в этом историческом храме Божественную Литургию вместе с Первосвятителем-Католикосом Грузии — Каллистратом. Далее Патриарх подчеркнул, что в его лице весь русский православный народ склоняется перед святынями Иверии, поблагодарил всех присутствующих за совместные молитвы и послал благословение от лица Русской Православной Церкви всему грузинскому народу. По окончании слова Святейший начал преподавать свое святительское благословение собравшимся молящимся. Долго Святейший благословлял народ, который покидал храм, унося в душе молитвенное настроение, навеянное этим большим церковным торжеством.

В дни своего пребывания в Грузии Патриарх Алексий посетил многие церкви Тбилиси: Квашедскую Георгиевскую, Дидубийскую, Александро-Невскую, Иоанно-Богословскую, Михайловскую и Давида Гореджийского. Везде Патриарха встречало духовенство и большое количество верующих, которые выражали много уважения и любви к Святителю Московского града и всея Руси. Храмы специально убирались к встрече высокого гостя. Дорога, по которой должен был пройти Святейший, усыпалась живыми цветами. Церкви были ярко освещены и усиленные хоры исполняли церковные песнопения, в то время как Святейший после молебна или святой службы благословлял собравшихся. В каждом храме Святейший находил особые слова к молящимся, беря под покров своих святительских молитв и многообильной христианской любви прихожан этих святых храмов. Святейшего сопровождал любимый архипастырь Тбилисской паствы — Блаженнейший Католикос — Каллистрат, которого весь православный грузинский народ чтит, как родного отца и горячего молитвенника. Мы видели, как каждое слово, каждое благословение обоих Святителей, их отеческая ласка и улыбка вселяли в душу молящегося твердость веры, утешение и радость.

Особо хотелось отметить посещение храма Давида Гореджийского, который возвышается на довольно высоком горном плато, над самым центром Тбилиси, в удивительно живописном месте. Вокруг храма расположено небольшое кладбище с красивыми и порой поэтически вдохновенными памятниками, которым особую прелесть придает красавица-природа, тихо напевая о вечном покое. Уходящие далеко ввысь скалы, с одной стороны, и крутые обрывы — с другой, прозрачный и чистый воздух создают в душе и сердце гамму музыкальных напевов, хочется стать на колени и горячо, горячо молиться пред Господом Богом...

9 октября из Сочи прибыл председатель Совета по делам Русской Православной Церкви — Георгий Григорьевич Карпов.

В среду, 10 октября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий после окончания Божественной Литургии в Сионском соборе совместно с Митрополитом Мелхиседеком и епископом Димитрием совершил торжественный молебен по случаю дня Ангела Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата. По окончании молебна Патриарх Алексий обратился к ангелу Грузинской Церкви — Святейшему Каллистрату с сердечным поздравлением и преподнес ему икону св. Алексия, Митрополита Московского со вложенною в нее частицею его мощей. Католикос со слезами на глазах благодарил сначала Патриарха Московского, а потом и всех присутствующих «от самого большого и до самого малого», как он сказал, за молитвы, любовь и внимание к нему, глубокому старцу. Раздалось мощное и от всей души произносимое Мравалжамиер. Пожелаем же и мы русское «Многая лета» Святителю Грузинской Церкви.

В этот же день Святейший Патриарх Алексий был принят Председателем Совета Народных Комиссаров Грузинской ССР т. Бакрадзе.

11 октября Патриарх Алексий и Патриарх-Католикос Каллистрат, а также Г. Г. Карпов и К. И. Кадагишвили выезжали в Гори, где и посетили дом, в котором родился и жил первые годы своего детства И. В. Сталин, и музей-выставку, посвященную революционной работе Сталина в Закавказье. По дороге в Гори был осмотрен Сантаврский храм в женском монастыре, построенный в IV веке грузинским царем Мирианом, где и находится могила его и его супруги.

В дни своего пребывания в Тбилиси Святейший осмотрел достопримечательности этого красивейшего города Кавказа. Святейший Патриарх в сопровождении Патриарха-Католикоса, Г. Г. Карпова и К. И. Кадагишвили осмотрел Ботанический сад, парк Культуры имени Сталина, расположенный на вершинах высоких и богатых природой местных гор, откуда открывается панорама столицы Грузинской ССР с широкими европейскими проспектами и кривыми переулками старой, восточной, части города с извивающейся мутной и шумной Курой, церквами и соборами, мечетями, парками и садами. Вдалеке, у горизонта, виднеются вершины Кавказских гор, красота, величие, живописность которых воспевались великими поэтами нашей страны — Пушкиным и Лермонтовым. Патриарх также посетил с сопровождающими его лицами Авлабарскую типографию, кустарный и исторические музеи. С особым вниманием Святейший осматривал богатейшие экспонаты музея истории Грузии, свидетельствующие о высокой культуре грузинского народа в те времена, когда еще большая часть Европы находилась в стадии варварства.

В воскресенье, 14 октября, в день праздника Покрова Пресвятыя Богородицы и Животворящего столпа Святейшие Патриархи Алексий и Каллистрат в сослужении Митрополитов Мелхиседека и Ефрема, епископа Димитрия и многочисленного духовенства совершили Божественную Литургию в Мцхетском патриаршем соборе Свети-Цховели в день храмового и национального праздника. После окончания службы у собора состоялось большое традиционное народное гуляние. Описание древнейшего Мцхетского собора, выдающегося памятника старины, богослужения в нем в день праздника и массового гуляния будет дано отдельным очерком. В этот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий вечерним поездом с сопровождавшими его лицами отбыл в Москву.

С. Л-ИЙ

Система Orphus