ИЮЛЬ

1. День кончины Амвросия (Протасова), архиепископа Тверского и Кашинского. Родился в 1762 г. в городе Боровске, учился в Перервинской и Троице-Лаврской семинарии. По окончании Московской духовной академии был преподавателем риторики, поэзии и философии, а затем и префектом ее. В 1788 г. возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Троице-Сергиевской пустыни под Петербургом. В 1799 г. — ректор Александро-Невской академии, в 1800 г. — архимандрит Юрьева монастыря; в 1804 г. хиротонисан во епископа Тульского. В 1816 г. возведен в сан архиепископа и перемещен в Казань. Святитель был одним из красноречивейших и знаменитейших проповедников своего времени. Слово его отличалось необычайной яркостью, непосредственностью и производило на слушателей потрясающее впечатление. Некоторые из его слов приобрели такую популярность, что вошли в хрестоматии. Митрополит Московский Платон, человек, как известно, острого ума и прекрасный оратор, услышав однажды речь преосвященного Амвросия, воскликнул: «Если бы я так писал, как Амвросий, меня сходилась бы слушать вся Россия». Будучи в высшей степени гуманным, проникнутый христианскими идеалами, святитель отличался прямотой характера, не льстил сильным мира сего, не потакал их порокам и прихотям, но с амвона со всей силой своего таланта бичевал зло, невзирая на лица, чем нажил себе немало влиятельных врагов. В 1826 г. последовало «Высочайшее повеление» Св. Синоду о назначении на Казанскую кафедру «другого епископа», святитель же был перемещен в Тверь, степенью ниже. Он окончил свою многоскорбную жизнь и почил в 1831 г.

2. День кончины Антония* [1] (Кловыни) инока Чудова монастыря, богоугодной жизни, павшего смертию храбрых на Кремлевских стенах при осаде Москвы татарами в 1451 г.

3. День кончины Патрикия*, ключаря Успенского собора во Владимире. Родом грек, он прибыл в Россию с митрополитом Фотием и был мученически убит при нашествии татар в 1411 г.

В тот же день кончина Анатолия (Зерцалова), иеросхимонаха и скитоначальника Оптиной пустыни. Родился в 1824 г. в селе Боболи Калужской губернии в семье дьячка. Окончил Калужскую семинарию и в 1857 г. вступил в братство Оптиной пустыни. В 1862 г. был пострижен, в 1868 г. рукоположен во иеродиакона, в 1870 г. — во иеромонаха; в 1874 г. назначен скитоначальником и братским духовником. В 1876 г. был награжден набедренником, в 1880 г.— наперсным крестом. Ближайший ученик о.о. Макария и Амвросия, неуклонно хранивший иноческие заветы, он шел тернистым путем, всецело предавшись созиданию внутреннего человека. Духовно преуспев, много послужил окружающим даром совета и рассуждения, особенно много уделяя внимания окормлению юной Шамардинской обители. † в 1894 г.

4. День кончины Амвросия (Келембета), архиепископа Тобольского и Сибирского. В 1791 г. — префект Киевской духовной академии, в. 1793 г. — ректор Воронежской, а в 1796 г. — Новгородской семинарии. В 1797 г. возведен в сан архимандрита и назначен в Юрьев монастырь. В 1799 г. хиротонисан во епископа Оренбургского, в 1806 г.. возведен в сан архиепископа и перемещен на кафедру Тобольскую и. Сибирскую. После 16 лет трудов, в 1822 г. удалился на покой в Лубенский монастырь. † в 1825 г.

В тот же день кончина Иоанна* иеросхимонаха, первоначальника. Саровской пустыни. Родился в 1670 г. в селе Красном, Арзамасского уезда, Нижегородской губернии в семье причетника. Начало монашеству полагал в Арзамасском Введенном монастыре, где в 1689 г.. был пострижен, а в 1692 г. при Патриархе Адриане был рукоположен. Митрополитом Сарским и Подонским Евфимием во иеромонаха и впоследствии избран в строители монастыря; но, стремясь к. пустынному безмолвию, отошел в дремучие, непроходимые в ту пору Саровские леса и поселился там в крайней скудости и молитвенном уединении. Лишь через несколько лет к нему собралось немного единомысленной братии. Тогда, положив начало строжайшему общежитию и составив устав для него, иероехимонах Иоанн обратился к преосвященному Стефану, Митрополиту Рязанскому и Муромскому, испрашивая благословение и дозволение построить церковь и соградить монастырь. Получив от владыки просимое, старец с братией приступили к постройке в самой чаще бора деревянной церкви в честь иконы Богоматери. «Живоносный Источник», освященной в 1706 г. Кроме того, им были ископаны в полугоре пещеры, простиравшиеся под землей до половины монастыря. Там. были устроены келии для братии, а посредине — церковь во имя свв. Антония и Феодосия и всех чудотворцев Печерских, освященная в 1711 г. Скончался старец 67 лет, много потерпев от клеветы, в 1737 г.

5. День кончины Неофита (Соснина), архиепископа Пермского и Верхотурского. В 1820 г. он — кандидат II класса Московской духовной академии, в 1825 г. был пострижен, в 1826 г. назначен ректором Архангельской, а в 1830 г. Владимирской семинарии. В 1836 г. хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверского. В 1838 г. получил в управление Вятскую епархию. В 1851 г. возведен в сан архиепископа и назначен на кафедру Пермскую и Верхотурскую. † в 1868 г.

6. Избрание в 1606 г. св. Гермогена, Митрополита Казанского, Патриархом Московским и всея Руси. Св. Гермоген был вторым Патриархом от начала Патриаршества на Руси. † в 1612 г.

В тот же день кончина Евгения (Баженова), архиепископа Псковского и Порховского. В 1811 г. из Славяно-Греко-Латинской академии назначен ректором Тобольской, а в 1819 г. — Костромской семинарии. В 1829 г. хиротонисан во епископа Тамбовского. В 1832 г. перемещен в Минск; через. 2 года, в 1834 г., возведен в сан архиепископа и назначен на Кавказ на кафедру Карталинскую и Кахетинскую. После десятилетнего управления получил назначение в Астрахань, а в 1856 г. был перемещен во Псков. † в 1862 г.

8. День кончины Прохора* пустынника и преемника его Вассиана* священноинока; владимирские подвижники. † в 1592 г.

13. День кончины Моисея (Богданова-Платонова), Экзарха Грузии, епископа. Карталинского и Кахетинского. Пострижен в 1808 г.; в 1814 г. — магистр I класса Петербургской духовной академии, в 1817 г. — ректор Киевской семинарии, в 1819 г. — Киевской академии. В 1822 г. за ученые труды удостоен звания доктора богословия. В 1824 г. хиротонисан во епископа Старорусского викария Новгородской епархии. В 1827 г. перемещен на самостоятельную кафедру—в Вологду; в 1828 г. переведен в Саратов, в 1832 г. назначен экзархом Грузии, епископом Карталинским и Кахетинским. † в 1834 г.

18. День кончины Леонтия *, основателя Кариховското монастыря в пределах Новгородских. † в 1429 г.

В тот же день кончина Маврикии (Ходневой), схиигумении Воскресенского Горицкого монастыря. Родилась в 1778 г., в 1801 г. вступила в Горицкий монастырь, один из древнейших в Белозерском крае. В старину это было место ссылки и заточения многих царственных узниц. В 1810 г. Маврикия Ходнева была посвящена во игумении и в течение полувекового управления привела обитель в большое духовное процветание. † в 1867 г.

19. День кончины Иова*, первого Патриарха Московского и всея Руси. Родился в первой четверти XVI века в городе Старице. Пострижен в Успенском Старицком монастыре; впоследствии переведен архимандритом в Московский Симонов, а затем Новоспасский монастырь. В 1581 г. состоялась его хиротония во епископа Коломенского; в 1586 г. он был возведен в сан архиепископа Ростовского. В 1587 г. собором русских иерархов поставлен на Московскую митрополию, а в 1589 г. избран Патриархом. Московским и всея Руси. Современники чтили его за безупречную жизнь и высокую одаренность. При появлении Лжедимитрия I Патриарх твердо выступил против него, предал анафеме и рассылал повсеместно грамоты, убеждая народ не верить ему. При воцарении самозванца в 1605 г. был низвергнут с патриаршего престола и заточен в Старицкий монастырь, откуда в царствование Василия Шуйского, в 1607 г., был вызван в Москву для принятия всенародного покаяния. Скончался в Старице в том же 1607 г. Останки его, по указу Алексия Михайловича, были перевезены в Москву и положены в Успенском соборе. Имеются указания, что во второй половине XVIII века среди настенных изображений святых в этом соборе было также изображение Патриарха Иова.

20. День кончины протоиерея Валентина (Амфитеатрова), настоятеля Архангельского собора. Отличался высокой духовной настроенностью и был известен как отличный пастырь и искусный руководитель душ. † в 1908 г.

23. День кончины Василия*, архиепископа Новгородского. В миру Григорий, по прозванию Колека или Колейка, сын священника Козьмодемьянской церкви в Новгороде. Рукоположен в 1331 г. св. Митрополитом Феогностом. Получил от Митрополита Всероссийского в 1341 г. полиставрий. Во время моровой язвы, которую называли «черной смертью», движимый пастырским долгом, ездил во Псков успокаивать паству и на обратном пути скончался в 1352 г. Был погребен в Корсунской паперти Софийского собора.

24. День кончины Тимофея* (Котлярева), архиепископа Смоленского и Дорогобужского. Родился в 1782 г. в селе Котлярах Рославльского уезда Смоленской губернии в семье сельского священника. Обучался в Смоленской семинарии, а затем в Московской академии, которую и окончил в 1806 г. Назначенный преподавателем в Смоленскую семинарию, в течение 10 лет усердно проходил эту должность и в 1817 г., после преобразования ее, был определен ректором ее и профессором философии. В 1821 г. был пострижен, рукоположен во иеродиакона и иеромонаха; в следующем 1822 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Смоленского Троицкого монастыря. По ходатайству епископа Харьковского Павла, знавшего отличные душевные качества и ученость архимандрита, был переведен в Харьков ректором коллегиума. В 1828 г. был вызван в С.-Петербург на череду священнослужения и хиротонисав во епископа Старорусского, викария Новгородского. В 1834 г. состоялось назначение его на Смоленскую кафедру. 25 лет продолжалось его служение Смоленской церкви; особое внимание он уделял распространению церковной грамотности в народе, ослаблению раскола путем проповеди слова Божия, храмозданию и украшению ризницы. Усердные труды святителя были отмечены возведением его в 1856 г, в сан архиепископа. Подвижнически и созерцательно настроенный, высокопреосвященный Тимофей соблюдал крайнюю умеренность в пище и сне, простоту в одежде, обстановке и всем домашнем обиходе. В 1859 г. удалился на покой в Ордынскую пустынь Смоленской епархии. † в 1862 г.

25. Избрание в 1652 г. Митрополита Новгородского Никона Патриархом Московским и всея Руси. Правил Церковью с 1652 по 1658 т. Он был шестым Патриархом от начала патриаршества. † в 1681 г.

26. Избрание в 1674 г. Иоакима Митрополита Новгородского Патриархом Московским и всея Руси. Он был девятым Патриархом от начала патриаршества. Правил Церковью, с 1674 по 1690 г. † в 1690 г.

27. День кончины Евгения (Казанцева), архиепископа Ярославского и Ростовского. В 1804 г. пострижен, в 1809 г. назначен инспектором Петербургской академии. В следующем году — он ректор Троицкой семинарии, а в 1814 г. — Московской, в 1817 г. — архимандрит Донского монастыря. В 1818 г. хиротонисан во епископа Курского. В 1822 г. возведен в сан архиепископа и назначен во Псков, в 1825 г. перемещен в Тобольск, в 1831 г. — в Рязань, в 1837 г. — в Ярославль. В 1853 г. удалился на покой с управлением Донским монастырем и званием члена Св. Синода. † в 1871 г.

В тот же день кончина Пульхерии (Сазоновой), итумении Христо-Рождественского монастыря. Глубоко чтившая преподобного Серафима, она пользовалась его советами. Благоговейное ее управление оставило светлую память в обители. † в 1890 г.

28. День кончины Дарии* (Кутуковой), первоначальницы Сезеновского Иоанно-Казанского монастыря, до последних минут жизни мудро и ревностно трудившейся для блата обители. † в 1858 г.

29. День кончины Романа* Киржачского, строителя Введенского монастыря, ученика преп. Сергия. Был примером подвижнической жизни для братии устроенной им обители. † в 1392 г.

30. День кончины Паисии, игумении Севского Троицкого монастыря, некоторыми чертами своей строгой и чистой жизни напоминающей древних восточных подвижниц благочестия. Праведно почила в 1838 г.

Т. ПРЕЧИСТЕНСКИЙ

[1] Звездочкой отмечены имена усопших, не канонизованных, но почитаемых за праведную и богоугодную (жизнь.

Система Orphus