10. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»

Очерк

В жизни, полной невзгод, кто не испытывал скорби? Кто может казать о себе, что в минуты горьких, невозвратимых потерь и страданий не искал где-либо опоры и утешения? Христианин во всех напастях и волнениях этой временной жизни мысленно обращается к Небу, к «Надежде всем концем земным» — Пречистой Деве... И в ответ на мольбу об утолении печалей, сокрушающих его сердце, по вере получает просимое.

Есть одна икона Богоматери, особо известная в наши дни, окруженная всеобщим поклонением. В тех московских церквах, где находятся чтимые списки с нее, можно видеть всегда длинную вереницу молящихся, терпеливо ожидающих возможности подойти и приложиться к чудотворному образу.

Матерь Божия изображена на нем о Предвечным Младенцем, сидящим у Нее на коленях справа. Он держит в руках, немного приподняв кверху, развернутый свиток со словами Божественного увещевания: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо ко искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Лик Спасителя полон светлого благоволения. Он обратил Его несколько в сторону, как бы прислушиваясь и милостиво приемля моление, в то же время увещевая притекающего к Нему за помощью быть справедливым и благосердным к ближнему.

Содержание образа достигает полноты раскрытия в фигуре Богоматери. Она придерживает правой рукой колени Своего Божественного Сына, а левую приложила к ланите и оперлась на нее в глубоком раздумье, устремив внимательный взор на предстоящего.

Сострадание, сквозящее в лике Спасителя, так ясно начертано во всей позе Матери Божией, настолько всеобъемлюще и действенно, что каждый молящийся, захваченный им и покоренный, чувствует себя перед Матерью, любящей именно его, опечаленной именно его печалями, скорбящей его скорбями и погруженной в трогательную думу о том, как лучше утолить его горе.

Трудно найти икону, равную этой по силе всепобеждающего воздействия. По-видимому, благодатный перелом в душе, который в той или иной мере происходит у каждого искренне и усердно молящегося, совершается именно благодаря огромной целящей и всеутоляющей материнской любви, с таким поразительным совершенством запечатленной в этом чудотворном образе.

Ибо, видя скорби свои отступившими и слезы отертыми, человек обращает взоры к Солнцу Правды, и на кроткий призыв Его к милости от полноты растроганного и благодарного сердца с теплым чувством покаяния обещает Ему исправление жизни.

Икону по достоинству именуют «Утоли моя печали» или «Утоление печалей».

Основанием для этого поэтического названия, тонко схватывающего идею образа, послужили, быть может, также слова молитв и песнопений, составленных в честь св. иконы: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли» (тропарь праздника). «Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякого зла и утоли паша печали» (конец кондака и припев акафиста св. иконе) «...утоли болезни души и тела... и печалью сокрушенное сердце утеши» (молитва ко Пресвятой Богородице). Надлежит отметить, что среди молитвословий Православной Церкви, обращенных к Богоматери, всегда прекрасных и возвышенных, песнопения в честь иконы «Утоли моя печали» выделяются своей благозвучной красотой и умиленностью.

По написанию образ этот не столь древен, как, например, Владимирская, Тихвинская или Смоленская иконы Божией Матери. Ему насчитывают, приблизительно, 300 лет и относят к XVII веку, когда в отечественную иконопись стали проникать западные веяния и наши изографы, особенно на юге Руси, стали перенимать итальянскую манеру живописи.

Икона «Утоли моя печали» происхождения, повидимому, южного и, несомненно, носит следы итальянского влияния: она выполнена в манере более реалистической, жизненной; тонко положенные тени намечают овалы, рельефы ликов, позволяя угадывать одухотворенную плоть в стопах Младенца, перстах Богоматери. В композиции образа замечается больше свободы: позы Владычицы и Спасителя более непринужденны и приближены к жизни, исполнены большего чувства и простоты, чем это допускалось русскими иконописцами до XVII века, следовавшими старинным византийским традициям с их величавой и строгой иератичностью изображений.

Образ «Утоли моя печали» прославился в Москве многими чудотворениями со второй половины XVIII века. Он был принесен в Первопрестольную в 1640 г. в царствование Михаила Феодоровича казаками и помещен в церкви св. Николы «на Пупышах» в Садовниках [1].

Одно время, вероятно, вследствие пожара и неоднократных перестроек храма об иконе забыли, она была заброшена и находилась в великом небрежении на колокольне среди всевозможного хлама, мусора и пыли. Но обильные милости, явленные через нее Богоматерью заставили вспомнить забытую святыню и отвести ей подобающее место в храме, в котором впоследствии был устроен придел в ее честь. Празднование ей, совершаемое ежегодно 25 января, было установлено в 1760 г.; к этому же времени относятся составленные ей служба и акафист.

В настоящее время чудотворный образ «Утоли моя печали» из. Садовников перенесен в храм св. Николы, что в Кузнецах, и составляет там заветную святыню, к которой совершается паломничество со всех концов Белокаменной.

Даже в тяжелые дни 1941 г., которые видятся ныне, как далекий сон, верующие продолжали стекаться в затемненный храм, и при свете одних лампад и свечей — вместе с пастырем верное стадо — преклоняли колени перед чудотворным образом; и ни сполохи ракет, ни грохот канонады, ни разрывы снарядов не прерывали акафиста. Только тверже и вдохновеннее звучал голос священника, только глубже делались поклоны и жарче становились молитвы присутствующих.

Минуты опасности и духовного подъема, пережитые под покровом родной святыни, остались, без сомнения, в памяти до конца жизни: и в блистательные дни славной победы привели верующего сложить к подножию чудотворного образа чувство благодарности и радости освобождения.

Местно чтимые списки с иконы находятся также в церкви Воскресения в Филипповском переулке, в храме «Нечаянной радости» в Марьиной роще, у св. Иоанна Предтечи на Красной Пресне, в Воскресенской церкви в Брюсовском переулке, в Преображенском храме села Богородского и Воскресенской церкви в Сокольниках. Находящаяся здесь икона особенно благодатна и невольно приковывает к себе внимание богомольца.

Т. М. БОГОСЛОВСКИЙ

[1] Историки Москвы считают, что название «на Пупышах» повелось от того, что церковь была построена на холме (между Краснохолмской набережной и Б. Садовнической улице в Замоскворечье), который не зализало даже в самые сильные разливы Москва-реки, и церковь стояла среди воды, действительно, как на «пупе».

Система Orphus