ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

Святая Церковь горячо и ревностно продолжает дело Христа. Как Великий Учитель и Друг человечества поучал, утешал и врачевал тех, кому выпало счастье испытать прикосновение Его Божественных рук или внимать Его дивным речам—так неукоснительно действует и достойная Наследница Господа. Поэтому вся жизнь истинного христианина неразрывно связана с Церковью. Она, как многодетная и любвеобильная мать, встречает благословениями начинающих свой земной путь и провожает напутствиями сделавших здесь последний шаг. Устами и руками своих священнослужителей Святая Церковь освящает души и сердца верующих благодатью таинств. Многогранный человеческий дух ищет и обретает под Божественным Кровом все ему необходимое: скорбный находит пристанище и помощь, радостный спешит с благодарностью и уносит в груди сугубое ликование, сомневающемуся возвращается твердость и убежденность. Словом, каждый, в ком теплится хоть малая искорка веры, не может уйти отсюда неисцеленным, и необновленным.

Вопреки измышлениям непрошенных защитников Церкви, пустословящих нередко о том, что ее деятельность в нашей стране подвергается всяческому стеснению, — течет этот неисчерпаемый живоносный Источник широко и свободно, так что всякий объективный наблюдатель может убедиться в этом в любой день и час.


Храм Воскресения Словущего, что в Брюсовеком переулке. Одиннадцатый час утра. Отошла ранняя обедня. Тихо догорают свечи на поминовенном столике, на краях которого лежит несколько неразобранных записок. Последние отзвуки песнопений молебна долетают к нам из главной части храма. Группа в 5—б человек расположилась на скамейках и терпеливо дожидается священника-. Пожилая женщина время от времени покачивает маленький сверточек, который она заботливо держит на руках. Если вы поинтересуетесь и попросите ее отогнуть уголок новенького ватного одеяльца, то увидите малюсенькую головку с темными и влажными волосенками, сморщенное личико с пуговкой-носом и глазами, цвет которых еще не определился. Младенцу всего восемь дней от роду, но восприемница-бабушка с некоторой гордостью поглядывает на окружающих, да и их лица не так суровы и озабочены, как обычно. Эти простые люди пришли сюда, чтобы быть участниками и очевидцами двух величайших таинств, которые совершаются в Православной Церкви над ее верными чадами — таинств крещения и миропомазания.

На аналое — раскрытый требник и ковчежец. В последнем — небольшие скляницы, содержащие миро и елей, кисти, ножницы. Рядом громадная посеребренная чаша на высокой подставке, — купель, тщательно прикрытая пеленой, чтобы сохранить теплоту воды. Священник в белой ризе усердно читает молитвы, часто крестятся и повторяют за ним слова восприемники, негромкое пение доносится до самых отдаленных уголков храма. Иногда в звучный мужской голос вплетается слабенький плач и попискивание. Это новорожденный выражает какое-то желание и просит помощи взрослых. Женщина снова качает ребенка, и он, чувствуя ласку, быстро успокаивается.

... Еще один человек пришел в этот мир. Он еще совершенно беспомощен и слаб. Пройдет порядочный срок, прежде чем он научится различать окружающих, ходить и говорить, но Святая Церковь с первых же дней жизни принимает нового христианина в свое лоно. «Да будут Очи Твои взирающе на него!» взывает ко Господу иерей. «Даждь ему во всех заповедях Твоих ходити и угодная Тебе сотворити».

Провидению известны все деяния, которые предстоит совершить этому человеку, и ни один волос с его головы не упадет без воли Божией. Только нам неведом талант, врученный Господом новому жителю земли. И мы не знаем, кем будет малютка через 25—30 лет: может быть, его имя обогатит науку каким-нибудь открытием, или он совершит во славу отечества не один отважный поступок, и о нем станут восторженно отзываться газеты будущего. А возможно, что он вырастет скромным и незаметным тружеником, и его дела будут известны только узкому кругу современников. Но если сокрыты от наших взоров извилины и повороты предстоящего пути, то несомненно одно: Господь простер над крошкой Свою Высокую Руку и ласково взирает с небес на принесенного и принесших.

Поэтому каждое слово и действие священника полны особого значения. Святая Церковь уже сейчас старается оградить доверяемого ей младенца от возможных соблазнов и пагубных влияний. Большой силой проникнуты слова запрещения, обращенные к злому началу: «Убойся, изыщи и отступи от создания сего!».

Мы видим совершенно отчетливо, что первой заботой Церкви о новом человеке является горячая мольба, чтобы из него получился добрый христианин и достойный своей Родины гражданин, и чтобы он не возрос смоковницей, не приносящей плода. При рождении человеку дается тело как некий инструмент, которым надлежит овладеть в совершенстве для прославления Творца всего видимого и невидимого. И, помазуя крещаемого елеем, напоминает священник, для чего созданы эти замечательные органы: «В слышание веры», «Во еже ходити ему по стопам заповедей Твоих».

В целом таинство крещения имеет глубочайший смысл. Апостол Павел (отрывок из послания которого к Римлянам читается при Таинстве крещения) трактует его как второе рождение для вечной жизни. Что это означает? Оставаясь вне веры, вне Церкви, человек при всем развитии, которого он достигает, не может окончательно осознать цели своей жизни, значения своих поступков и фактов, совершающихся вокруг него. Недаром такой тонкий мыслитель и эрудит, как Анатоль Франс, выразил это весьма отчетливо. В мире, где погашена (всякая) вера, говорит он, зло и страдания теряют всякий смысл и представляются нам отвратительными и глупыми фарсами. Через таинство крещения человек (взрослый — непосредственно, а ребенок с помощью наставников — восприемников) вступает в тесное общение с Церковью. Как светильник, зажженный в ночи, ярко освещает храмину, так Великое Учение Христа, которым Церковь вооружает своего нового адепта, озаряет все его существование, являясь замечательным ключом к пониманию любого события.

Таким образом крещение является одновременно и просвещением человека. Оттого, призывая благословение Божие на воду, куда предстоит погрузиться крещаемому, священник употребляет замечательную метафору, называя ее «баней пакибытия» т. е. источником второй, новой жизни для нас, назначение которой — воссоединиться с Всевышним).

О. Николай Бажанов, совершающий таинство, — пожилой и опытный священник. Скольких детей касались его бережные и умелые руки! Он вынимает младенца из пеленок и, защитив личико ладонью, трижды погружает его в воду. Это делается так быстро, что дитя не успевает даже расплакаться.

Оставаясь и после крещения склонным к греху, человек получает от Церкви новую помощь для укрепления его в заповедях веры. Эта помощь сообщается ему в таинстве миропомазания. Священник погружает кисточку в миро и налагает «печать дара Духа Святаго» на чело, грудь, ручки и ножки младенца. Ум, сердце и воля крещаемого, помимо личных усилий, которые он должен напрягать в стремлении к спасению, обретают еще действеннейшее подкрепление — благодатные дары Неба.


Как жизнь человека невозможна без дыхания, так немыслимо существование Церкви без общения с народом. Это общение с верующими и повседневное руководство ими составляют ее суть. Это общение тесное, кровное, плодотворное. В этой органической связи народа с православием и находит свое яркое воплощение смысл нашей религии — союз человека с Богом.

ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВ

Система Orphus