ЛЖЕГУМАНИЗМ ВАТИКАНА

Газеты «Правда» и «Известия» от 6 сентября 1944 г. опубликовали интересный факт: Римский папа обратился к жителям Лондона с увещанием простить немцев за причиненные ими разрушения Лондона в жертвы во время воздушных налетов.

Такой неожиданный «сверхгуманизм» римской курии заставляет вспомнить несколько штрихов из истории прошлых взаимоотношений между Англией и папским престолом. Обладать целым миром, а в том числе и Англией, являлось всегдашним желанием римских пап, стремившихся ко всемирной теократии.

Профессор Е. Трубецкой в своем исследовании о Григории VII пишет: «Мы будем поражены необычайной широтой той исторической перспективы, которая служит папе ареной деятельности. На Севере — Скандинавское государство., на Юге — Северная Африка, на Западе — Испания, на Востоке — Киев, Константинополь, Армянские Церкви Малой Азии — таковы географические кругозоры Григория» [1]. К тому же стремился и в XIII столетии папа Иннокентий III. В XVI столетии мы замечаем наглядные попытки со стороны Англии освободиться от власти папы. При Эдуарде VI (1547—1553) была провозглашена «Королевская Супрематия» и Англия выработала свое, уклоняющееся от римско-католической системы, «англиканское исповедание». Притязания Рима на Англию теперь уже не имеют силы. Англия в настоящее время не желает быть «послушной дщерью» апостолического римского престола. Газета «Правда» (6/IX) приводит текст письма англиканского священника Бейкера на обращение папы.

Священник Бейкер пишет: «Папа может посылать послания католикам, но мы, англичане, не хотим, чтобы папа призывал нас к прощению, благотворительности и милосердию по отношению к нацистам за все, что они совершили против нас. Мы получаем христианские наставления от нашего собственного архиепископа, и мы не хотим, чтобы итальянский папа советовал нам, что нам нужно делать, в. особенности, поскольку он весьма положительно относился к фашистам и нацистам в прошлом до тех пор, пока англичане не дали ему возможность спасти свою шкуру и его мирские владения».

Мы не имеем точных указаний, что это за «письмо папы», имеет ли оно форму буллы или бреве, но как бы то ни было, оно является формой «послания». Содержание его очень симптоматично: оно обращено не к немцам с осуждением причиненных и причиняемых ими зверств, а к англичанам, с призывом «простить»(!?) немцев. Ведь, по словам Герберта, папа не осуждал вторжения немцев в Польшу, Россию, Францию, Голландию, не осуждал систематических убийств и истязаний поляков и евреев, повсеместных грабежей, бомбардировок Варшавы, Роттердама, Белграда, Лондона («Правда» от 6/IX 1944 г.).

Статистика сброшенных немцами на Лондон бомб, число убитых и раненых поистине ужасны. Цифры, приводимые в «Британском Союзнике» (№ 38, стр. 26), кровавы и страшны. Старый итальянский профессор Омедо обнаружил больше морального чутья, чем духовный патрон Италии, когда «громил варварство гитлеровских гуннов и призывал к мести немцам за всех мучеников свободы, за все высшие школы, за университеты польский и богемский..., за вторично сожженный Лувенский университет, за каждый очаг науки от Норвегии до Греции, от Голландии до России» [2].

О папе в данном случае можно сказать то же, что сказал недавно Эренбург о сентиментальных англичанах, присоединившихся к протесту против налетов на Германию. «Это не гуманизм и не пацифизм, а лицемерие, ибо самый фанатичный вегетарианец, наипочтеннейший член общества «Покровительства животных» застрелит волка, напавшего на ягнят, а не станет кричать: «Осторожно! Вы наступите волку на хвост» [3].

Если устранить принцип мести, то немцы должны понести ответ по закону справедливости, и они его несут и понесут [4]. Этой справедливой каре немецкие захватчики должны будут подвергнуться со стороны нас и наших союзников, так как наше дело правое, а фашизм несет с собой смерть свободе и, культуре. Можно ли прощать тех, кого так выразительно И. В. Сталин назвал «фашистским зверем»? (Речь от 23/11 1943 г.).

Движущая пружина современной войны глубока; здесь борются) не одни экономические факторы, а идеологические полюсы жизни и смерти. Писатель Пристли очень хорошо подметил это, когда сказал: «Настоящая война идет между теми, кто верит в народ и любит его, и теми, кто верит только в идеал фашизма. И Сталин в течение многих лет делает все, чтобы создать народу лучшую жизнь». (Пристли. Затемнение в Гретлье, ОГИЗ, 1943 г., стр. 103).

Предшественники римского папы часто повторяют лозунг, что Церковь «non sitit sanguinem» (не хочет крови). Почему же этот лозунг должен быть обращен только к англичанам в их поведении по отношению к немцам?

Ряд исторических аналогий заставляет сделать предположение, что указанный «сверхгуманизм» папы имеет подосновы не в области христианских начал, но в области материально-экономических отношений— юрисдикции земной власти и авторитета. Таковы в конечном счете традиционная теория и практика Рима.

ПРОФ. ПРОТ. Т. ПОПОВ

[1] См. Виноградов. Книга для чтения по истории средних веков, т. II, стр. 315.

[2] Морев. Поврежденная Италия. «Война и рабочий класс», 1944 г. № 7, стр. 30.

[3] Эренбург. Справедливость. «Война и рабочий класс», № 12, стр. 9.

[4] См. книгу проф. Трайнина «Уголовная ответственность гитлеровцев».

Система Orphus