Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы
«Иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. И, 30).
Вы часто слышите эти слова. Господа Иисуса Христа в наших храмах. Этими словами заканчивается евангельское чтение в дни памяти преподобных.
Когда мы слышим слова «иго», «бремя», мы связываем с ними представление о чем-то тяжелом, подавляющем нас, подрывающем наши силы. Мы знаем «иго рабства», когда одни люди подчиняют себе других и их трудом и свободой пользуются для своих личных целей и выгоды. Это иго — тяжелое иго. Есть бремя всяких жизненных испытаний и войн. Мы все только что несли на себе бремя ужасной, кровавой войны с врагом-людоедом и переживали порожденные этой войной нелегкие лишения и страдания, теряя в войне тех, кого уже никогда не увидят наши земные очи и не прижмут к сердцу наши объятия. Это. бремя — скорбное бремя. Не легко и бремя труда, особенно когда труд — напряженный, изнурительный, нередко — непосильный.
Но есть иго, которое Господь называет благим, и бремя, которое легко! Он часто напоминает нам об этом через Свое слово в Своих святых храмах. Это — иго заповедей Христовых, это — бремя исполнения воли Его в земной жизни каждого из нас. Христос зовет нас: «возьмите иго Мое на себя» (Мф. 11, 29).
Это иго — благое, потому что несение его приближает нас душой к святым угодникам Божиим, роднит с ними, с нашей Небесной Матерью, с самим нашим Спасителем. В прежнее время, в некоторых кругах населения считалось счастьем бедной невесте выйти замуж за богатого или знатного жениха и бедным породниться с богачами. Все это, конечно, было мелко и суетно. Но какое истинное счастье стать нам родными с теми, кто богат духовно, богат своей святостью, велик своей вечной славой! И каждый из нас, исполняя заповеди Христовы, украшаясь добродетелями, стремясь к спасению своей души, все теснее и теснее связывает вечными связями душу свою с своим Небесным Отцом и всею небесной Церковью, наслаждающейся блаженством жизни вечной.
Иго, под которое зовет нас Господь, — иго благое, потому что приносит нам подлинное, вечное счастье. Никакие богатства и сокровища земли, ни слава, ни почет, ни ум, ни красота, ни таланты, — ничто в сравнении с тем счастьем, какое дает бессмертной душе человека вечная жизнь с ее радостями, завещанными Господом каждому Его верному рабу, исполнителю Его заветов в земной жизни, тому, кто живет с верою и с нею умирает.
Иго Своих заповедей Спаситель называет благим потому, что оно дает мир и покой многомятежной человеческой душе. «Возьмите иго Мое на себя, научитесь от Меня, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29)— обращается Он к каждому живому сердцу. Когда человек подымается на вершину горы или на крышу очень высокого здания, ему оттуда кажутся малыми точками люди, животные. Так, чем пламеннее стремится дух человека к Богу, тем выше верующий дух подымает человека над мелочами жизни, над неизбежными в жизни испытаниями, скорбями и страданиями: иго заповедей Божиих дает этому духу, вместе с переживаниями всей мимолетности жизни земной, вкушать всю сладость жизни с Богом на земле, предощущать вечное счастье в стране нескончаемой жизни. Тот человек приучается смотреть на все на своем пути уже очами вечности и то, что еще недавно казалось ему тревожным, волнующим, скорбным,— сегодня уже не тревожит сердца, отдавшего себя в руки Божий, подобно тому, как младенец успокаивается в своих страхах и слезах на руках матери.
О, иго благое, пусть и моя душа возьмет тебя на себя! Я пламенно хочу того блага, какое даешь ты душе!
Бремя Христово — легкое бремя, по неложному слову Отца. Почему? Потому что никто из нас, кого Он зовет взять иго Его на себя, не оставлен Им одиноким в несении этого ига. Господь окружает нас на всех путях жизни нашей помощью Своею, Своей Матери, всех святых, кому мы воздыхаем своими сердцами. Ведь когда мы поем или слышим молитвенные зовы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», или: «Св. благоверный великий княже Александре, моли Бога о нас»,— мы не только произносим положенные слова молитвы, но мы веруем в то, что Божия Матерь Своей Материнской заботой о нас поможет нам в самом дорогом для нас деле спасения души и что святые угодники Божий будут нашими молитвенниками и проводниками Божественной помощи нам во всех наших земных нуждах. О, мы богаты помощью Неба, и тысячи незримых рук протянуты к нам оттуда, чтобы нас подкрепить, поддержать, повести за собой, облегчить жизненный крест к труды ради спасения души и ради Царства Божия.
Время заповедей Господних — легко потому, что все эти заповеди не являются чем-либо чуждым нашей духовной природе, налагаемым на нее совне, но отвечают самым сокровенным чаяниям и стремлениям человеческого духа, — тому, что врождено в нас и составляет насущную потребность нашей души. Когда человеку, привыкшему к физическому труду, надо бывает работать в области труда умственного, ему нелегко приучить себя к новому виду труда. И наоборот: для работника умственного труда физический труд может быть слишком тяжелым и нередко вовсе непосильным. Но труд выполнения заповедей Божиих — всем по силам, всем доступен и легок, потому что он составляется именно из того, чего требует наша природа: милосердие, неосуждение, телесная и духовная чистота, безгневие, правдивость, — да, ведь, этим хочет жить и дышать каждая живая душа! Ведь ложь, злоба, гнев, блуд — чужды нашему духу, им противится дух, как тому, что сквернит и пятнает его. Каждый из нас знаком хорошо с муками обличающей нас совести после таких грехопадений своих.
И, наконец, тому, кто взял на себя бремя исполнения воли Божией, и жизненное бремя становится легче! Яркий пример этого дает нам небесный покровитель нашего придельного храма св. Александр Невский. В своей земной жизни он нес на плечах тяжкое бремя правления русской землей: он сражался на берегах Невы со шведами, он бился с немецкими рыцарями на Чудском озере, он вел войну с литовцами; многократно он ездил на поклонение к татарским ханам, чтобы своими поклонами и просьбами облегчить участь своего народа; он вынес обиды от новгородцев, временно восстававших против него... Но он взял на себя добровольно и другое бремя: бремя заповедей Христовых. Он был примерным христианином: милостивцем-нищелюбцем, смиренным в своем внешнем величии, молитвенником перед Богом; как отец-христианин, он воспитал и семью в благочестии, и его сын Даниил, князь Московский, причислен к лику святых. Он искал Божьего благословения при каждом своем жизненном шаге, перед каждой битвой с врагом, и Господь отзывался на его молитвы Своим небесным благословением. И бремя жизненных трудов легко пронес через земной свой путь тот, кто отдал свою душу под благое иго воли Божией.
Будем же все мы с любовью склоняться перед заветом Господним: «возьмите иго Мое на себя», веруя в непреложную силу Божьего слова. Это иго, это бремя приведет и нас к вечной жизни; только это иго и может привести нас туда, где наслаждается вечной славой св. Александр Невский вместе со всей семьей святых Божиих людей.
С Богом будем итти к жизни вечной. Не забудем никогда: иго Божие — благо и Его бремя легко!
МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ