9. ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» И «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»

Очерк

В творении знаменитого витии и учителя нашего св. Димитрия Ростовского, которое он назвал «Руно орошенное», собраны 24 сказания о милостях, бывших от образа Царицы Небесной Черниговской, находившейся в Черниговском Ильинском монастыре. Среди этих сказаний Святитель приводит две древние повести, послужившие основанием для написания икон Божией Матери «Нечаянная Радость» и «Целительница», ныне прославленных, широко распространенных и тепло чтимых верующими.

Обе эти иконы при всем внешнем различии сродны по духу и, благодаря особо редкой тематике, ярко выделяются среди прочих изображений Богоматери. Особенность их заключается в том, что на них запечатлено самое событие милостивой помощи Владычицы, в то время как многие другие образа Ее являются как бы иконами-портретами.

На иконе, именуемой «Целительница», перед нашими взорами — простая храмина, может быть келья, на правой стороне которой помещено ложе и на нем — распростертый юноша, тяжко болящий. Сказание сохранило имя его — Викентий Бульвиненский — и краткое указание, что был он клириком Наварнинской церкви, отличался благочестием и пламенным усердием к Матери Божией. Он имел добрый обычай каждый раз при бое часов, а также при входе в храм и выходе из него благоговейно преклонять колена перед образом Пречистой и говорить архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»... И даже когда его объял жестокий недуг (у него заживо начал гнить язык), временами теряя сознание от невыносимой боли, он все же твердил с умиляющей верой слова своей любимой молитвы...

С правой стороны близ ложа изображена Небесная Гостья, скорая к услышанию Целительница, исполненная высочайшей материнской любви и сострадания к преданному Своему слуге и сыну. Лик Ее кроток и обращен к больному, правая рука протянута к нему в знак готовности помочь страждущему. На некоторых подобных иконах Богоматерь держит в левой руке скипетр, а на главе Ее надета корона—символ небесного Ее могущества.

Композиция образа проникнута горячей, несумненной верой: в немногих чертах, с реализмом, присущим эпохе, художник четко и прямолинейно выразил мысль: смиренное упование и терпеливый зов юного страдальца приклонил к милости Богоматерь и привел Ее к одру умиравшего.

Содержание иконы «Нечаянная Радость» иное. На ней изображена внутренность какого-то дома. Справа на стене — образ Черниговской Божией Матери, но в несколько необычном виде: лик Богомладенца суров, обе ручки Его подняты вверх; из язв, открывшихся на ладонях, ногах и груди, потоками течет кровь. Владычица указывает правой рукой на это явление и, склонив голову, со скорбью и укором взирает на человека, стоящего перед Ней на коленях. Поза грешника выражает неизъяснимый ужас и раскаяние. Кто был этот человек?—купец ли, живший обманом, злой ли обидчик убогих, грабитель с большой дороги, убийца, — неизвестно. Сказание скупо сообщает, что он «беззаконен бе», но что каждый день, идя на свое злое дело, он имел обычай молиться перед Черниговской иконой Царицы Небесной и говорить Ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»... Грешны были уста, произносившие святые слова, слаба была молитва, не останавливавшая от темных деяний, но и этот малый светлый порыв оказался достаточным, чтобы преклонить милосердие Создателя. Матерь Божия вымолила грешнику прощение и даровала ему нечаянную радость покаяния, ибо он, как повествует сказание, после пережитого ужаса и потрясения «поживе богоугодно».

Так, на иконе «Целительница» запечатлен случай милости к праведнику, исцеление телесное, обретение утраченного здоровья и самой жизни, а на образе «Нечаянная Радость» — милость к грешнику, возрождение духовное, обретение души его для вечности.

Эта редкая, единственная в своем роде, икона будит в каждом утешительное сознание, что нет такого струпа греховного, который в состоянии был бы отвратить от нас Владычицу, что нет греха, превышающего милосердие Господа, «иже праведные любяй и грешные милуяй, иже вся зовый ко спасению». Она приводит на память сильное слово св. отца нашего Исаака Сирианина: «Что горсть песку, брошенная в великое море, то есть грехопадение всякой плоти в сравнении с Божиим Промыслом и Божией милостью» (слово 89).

Обе иконы воспринимаются как некие благодатные теза и антитеза, противостоящие и вместе с тем дополняющие одна другую, сверкающие красотой безбрежной любви Христовой, явленной через св. Служительницу ее — Богоматерь.

В Москве прославленный многими чудотворениями явленный образ Владычицы «Нечаянная Радость» находился в церкви св. равноапостольных Константина и Елены на кремлевском Подоле.

В глубокую, седую старину, лет пятьсот тому назад, место это выглядело совсем иначе. Не было просторной и величественной перспективы, гранитных набережных с чеканом решеток, декоративных темных елей на гребне кремлевского холма и широкого зеленого ковра на склонах его... Все было по-другому.

Неподалеку от Свиболовской башни стояла деревянная церковка, около нее было кладбище, а вокруг, близко одна к другой, как грибы, жались деревянные лачужки, образуя кривые, узкие улочки и проулки. Место называлось Подол. На юго-востоке от него стоял «разбойный приказ», куда попадала буйная разбойничья вольница; там чинили над ней суд и расправу, а в церковь приводили увещевать, приносить присягу, а потом пытали в ближайшем застенке, не доходя Свиболовской башни. Страшное, мрачное было место. Ближайшие кремлевские ворота, впоследствии заложенные, назывались по имени церкви — Константино-Еленинскими. Через них св. Димитрий Донской выводил свою рать на Куликовскую битву к ним вела широкая улица, от которой не осталось следа. История маленького храма, который больше знали как «церковь Нечаянной Радости» весьма интересна. Он существовал уже в 1362—1372 гг., когда Димитрий Донской возводил каменный кремль. В большой московский пожар 1 августа 1470 г. выгорел до тла Подол, а с ним и церковь; ее отстроили вновь; Елена Глинская ее возобновила. При Алексее Михайловиче (в 1651 г.) зять царев боярин Милославский выстроил вместо деревянной каменную церковь, которая была перестроена в 1692 г. царицей Натальей Кирилловной. При Екатерине Великой ее решили было снести, но потом отдумали. В 1812 г. французы совсем разорили древний храм, так что он был предназначен на слом, но потом его все же возобновили, и 22 сентября 1837 г. его торжественно освятил Митрополит Филарет.

В левом приделе его, Николаевском, и находилась прославленная московская святыня. Перед нею горело множество лампад и бывало ежедневно большое стечение народа, особенно во время настоятельства известного духовника о. Валентина Амфитеатрова.

В связи с реконструкцией Москвы храм был разобран и св. икона перенесена в церковь Ильи Обыденного, где ей еженедельно служатся акафисты. Местночтимый образ «Нечаянная Радость» имеется еще в храме с престолом в честь ее имени в Марьиной роще. Кроме того, почти в каждом московском приходе можно встретить эту икону, одну из наиболее популярных и любимых икон нашего времени. Празднование ей совершается два раза в год: 9 декабря и в неделю Всех святых.

В конце XVIII века в Москве особенно прославился чудотворениями образ Божией Матери «Целительница», находившийся в Алексеевской женском монастыре, пребывающий теперь в церкви Петра и Павла на Преображенской площади. Празднование ей совершается ежегодно 18 сентября.

В наши дни ослепительной героики и жестоких испытаний, когда каждый из нас отдал Родине много, иногда все, особенно уместно вспоминать благую Целительницу и Нечаянную Радость нашу, да уврачует Она недуги телесные, да ниспошлет радость и мир в кровь и слезы точащие сердца и поможет нам на развалинах и пепле строить новую жизнь.

Т.М. БОГОСЛОВСКИЙ

Система Orphus