ИЮНЬ

3. День кончины Порфирия (Соколовского) епископа Томского и Семипалатинского. Пострижен в 1835 г.; окончил Московскую духовную академию в 1836 г. Последовательно проходил должности ректора Тобольской и Костромской семинарий. В 1858 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московского, и уже через год, в 1859 г., получил назначение на самостоятельную кафедру — Уфимскую. В 1860 г. наименован епископом Томским и Енисейским, а с 1861 г. — Томским и Семипалатинским. Архипастырь уделял много внимания делу миссионерства, особенно на Алтае. В 1864 г. удалился на покой. † в 1865 г.

В тот же день кончина Иоасафа (Миткевича) епископа. Белгородского и Обоянского. В 1748 г. — префект, а в 1750 г. — ректор Новгородской семинарии; в 1756 г. — архимандрит Хутынского монастыря; в 1758 г., через два года, хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. † в 1763 г.

4. День кончины Елеазара* [1] и Назария* Олонецких, игуменов Предтеченского монастыря. Были выходцы из Греции. † в 1492 г.

5. День кончины Сильвестра* II (Черницкого) митрополита Смоленского. Уроженец города Полоцка, возведен в сан митрополита в 1699 г. из архимандритов Саввина Звенигородского монастыря. Отличался любовью к храмозданию и праведной, святой жизнью. Память его благоговейно почитается смолянами. † в 1706 г. и погребен в Троицком монастыре.

В тот же день кончина Сильвестра* III (Крайского) митрополита Смоленского. Воспитанник Киевской академии, был архимандритом Заиконоспасского монастыря и ректором академии. В 1708 г. хиротонисан во епископа Холмогорского и Важского; через два года перемещен на Смоленскую митрополию. Святитель был одним из просвещеннейших людей своего времени: он с особой любовью посвящал свои досуги занятиям математическими и естественными науками и даже астрономией; уделял много внимания храмозданию. Чистая и святая его жизнь светит и последующим поколениям. † в 1712 г.; погребен в Троицком монастыре.

В тот же день кончина Дорофея* (Короткевича) митрополита Смоленского. Родом из Киева. Возведен в сан митрополита Смоленского из архимандритов Московского Симонова монастыря в 1713 г. Правление его было кратковременно: f в 1718 г., оставив благоговейную по себе память.

8. День кончины Арсения (Могилянского) митрополита Киевского и Галицкого. Из архимандритов Троице-Сергиевой лавры возведен в сан архиепископа и назначен в 1744 г. на учрежденную в этом году епархию Переславскую и Дмитровскую. В 1752 г. удалился на покой в Новгород-Северский монастырь, но в 1757 г. был призван снова к епархиальной деятельности: возведенный в сан митрополита, назначен на митрополию Киевскую, Галицкую и всея Малыя Руси. † в 1770 г.

9. День кончины Макария (Булгакова) митрополита Московского. Родился в 1816 г. в селе Суркове Новооскольского уезда. Воспитывался в Курской семинарии и Киевской духовной академии, где в последний год студенчества был пострижен (1841 г.); по окончании академии в 1842 г. со степенью магистра IX к. посвятил себя педагогической деятельности и около 15 лет занимал кафедру догматического богословия в Петербургской духовной академии, одновременно с 1849 г. занимая пост инспектора, а с 1851 г. по 1857 г. — ректора ее В 1847 г. за свои работы удостоен степени доктора богословия. В 1851 г. состоялась его хиротония во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольского. В 1857 г. был перемещен на самостоятельную кафедру в Тамбов, в 1859 г. — в Харьков, в 1862 г. возведен в сан архиепископа и в 1868 г. назначен в Вильну архиепископом Литовским. В 1879 г. в сане митрополита призван на кафедру Московскую и Коломенскую. Сорокалетняя плодотворная педагогическая и архипастырская деятельность святителя отмечена рядом ученых трудов, явившихся ценнейшим вкладом и составивших эпоху в отечественной богословской науке. Из них особенно известны история Русской Церкви (в 30 томах), Догматическое богословие, история русского раскола и др., а также ряд прекрасных проповедей, составивших три сборника. Просвещеннейший иерарх умел ценить и в других стремление к научной деятельности; труженики науки, даже светской, находили у него всегда не только моральную поддержку, но и щедрую материальную помощь. Все средства, вырученные от продажи его сочинений, в размере 120 тыс. рублей он пожертвовал Академии Наук на премии за лучшие ученые и учебные сочинения. † в 1882 г.

10. День кончины Ивана* (Босого) Киевского. Отличался суровым подвижничеством, неподкупной прямотой обличений и крайним нищелюбием. Не имея лично никаких средств, ходя зиму и лето босиком, в убогом и холодном нанковом халате, он ежедневно кормил и покоил до 200 нищих-калек. Скончался в 1849 г.; при кончине его присутствовал митрополит Киевский; погребен, согласно завещанию своему, на Щекавике, «поближе к бедненьким».

13. День кончины Александры* (Мельгуновой) первоначальницы Дивеевской обители. Послушница Саровских старцев, своей высокой подвижнической жизнью положила крепкое начало обители и оставила после себя святую молитвенную память. † в 1789 г.

14. Открытие в 1944 г. в Москве в Новодевичьем монастыре Богословского института и Богословских пастырских курсов.

В тот же день кончина Платона (Малиновского) архиепископа Московского и Коломенского. В 1722 г. — префект Киевской академии, в 1724 г. — Славяно-греко-латинской; в том же году—архимандрит Ипатский. В 1742 г. хиротонисан во епископа и назначен на кафедру Сарскую и Подонскую. В 1744 г. возведен в сан архиепископа и через 4 года перемещен на кафедру Московскую и Коломенскую. † в 1754 г.

15. День кончины Симеона* архиепископа Новгородского. В миру Сампсон. Избран из иноков Хутынской обители; хиротония его была совершена в 1416 г. св. митрополитом Фотием. † в 1421 г., погребен в Мартириевской паперти Софийского собора.

16. День кончины Моисея* (Путилова) архимандрита и настоятеля Оптиной пустыни. Полагал начало иночеству в Брянских лесах; в 1826 г., по настоянию преосвященного Филарета, будучи уже иеромонахом, принял в управление Оптину пустынь и 37 лет неуклонно стоял на страже вверенной ему паствы, душу свою полагая за нее. При нем. пустынь процвела старчеством и благоустроилась внешне. Это был образец настоятелей: правил снисходительно и мудро, был строг, но до крайности нищелюбив, в личной жизни — великий подвижник. Имел многие награды и знаки отличия. † в 1862 г.

17. День кончины Григория (Постникова) митрополита Новгородского и Олонецкого. Магистр I к. Петербургской академии, назначен в 1816 г. инспектором, а в 1819 г. — ректором ее. В 1817 г. за ученые труды удостоен степени доктора богословия. В 1822 г. возведен в сан епископа Ревельского, викария С.-Петербургского. В 1826 г. переведен на самостоятельную кафедру — в Калугу; в 1829 г. возведен в сан архиепископа и назначен в Рязань; в 1831 г. перемещен в Тверь, в 1848 г. — в Казань. В 1856 г. возведен в сан митрополита и назначен в Новгород. † в 1860 г.

В тот же день кончина Анании* Новгородского, подвижника и иконописца Антониева монастыря. † в 1581 г.

В тот же день кончина Никиты*, Кирилла*, Никифора*, Климента* и Исаакия* Алфановых, посадников Новгородских. Родные братья, преп. Сокольницкие, жили, по преданию, в XV веке. Новгородская летопись говорит о них: «На Соколиной горе поставиша церковь древяну св. Николы и монастырь девичий устроиша». В 1775 г. по случаю пожара останки праведных были перенесены в Антониев монастырь, где и почивают под спудом.

20. День кончины Павлины* (Овсянниковой) игумении Белевской. Родом крестьянка Орловской губернии, с юных лет вступила в обитель; кроткая и смиренная послушница Оптинских старцев. За свои неусыпные труды по обители и высокую духовную опытность удостоилась награды от Св. Синода—наперсного золотого креста. † в 1877 г.

22. День кончины Ионы* (Васильевского) митрополита, экзарха Грузии. Родился в 1763 г. в Калуге, в семье бедного причетника. Учился в первоначальной духовной школе при Лаврентьевском монастыре, затем в Перервинской семинарии и Московской академии, которую и закончил в 1790 г. В 1792 г. был рукоположен во иерея Воскресенской церкви в Калугу; 15 лет продолжалось его служение приходу; в 1807 г. был пострижен, возведен в сан архимандрита и назначен в Калугу ректором семинарии и настоятелем Лютикова монастыря. В 1811 г. переведен инспектором Петербургской академии и настоятелем Волоколамского монастыря. В 1812 г. хиротонисан во епископа Тамбову. Как архипастырь он был спокоен, ровен, бережен и снисходителен даже и виновным, но, где требовалось, — строг и взыскателен. Испытав в детстве и юности много горькой нужды, с редкой отзывчивостью относился к нуждам духовенства и паствы. Попечения о воспитании и образовании духовенства, заботы о материальном обеспечении вдоВ и сирот, благоустройство, украшение существующих и постройка новых храмов — вот краткий перечень излюбленных дел святителя. Не щадя своих сил, он старался во все дела вникать сам, разбирая и выясняя все лично. В личной жизни — строгий инок, он ценил подвижников, а с преп. Серафимом был в близком духовном общении. В 1821 г. был возведен в сан архиепископа и назначен в Астрахань, в том же году —экзархом Грузии. В 1832 г. был вызван для присутствия в Св. Синоде. Извествуя упадок сил, святитель пожелал отойти на покой, но его с трудом уволили от епархиальных дел, не освободив от участия в трудах Св. Синода, которые он и нес с великой пользой до своей праведной кончины. † в 1849 г.

22. День кончины Феодора* князя Стародубского, мученически умерщвленного в орде в 1330 г. ханом Узбеком. Погребен при церкви села Алексино.

В тот же день кончина Антония* и Иоанникия* Вологодских; преемники преп. Иосифа, подвизались и скончались в Заиоанникиевой пустыне в XVII веке.

23. Избрание в 1619 г. митрополита Ростовского Филарета Патриархом Московским и всея Руси. Он был третьим Патриархом от начала Патриаршества на Руси. Правил Церковью с 1619 по 1633 г.

В тот же день кончина Иоанна* (Борисова) Елецкого, священника Преображенской церкви в г. Ельце. В прохождении пастырского служения пользовался наставлениями Св. Тихона Задонского и был достойным его учеником: благоговейный и усердный к службе, милостивый и нестяжательный, прямой и справедливый в обличениях; жизнь вел строго подвижническую, возложив все упование на Бога, стяжал многие духовные дары, коими служил ближним. † в 1824 г.

27. День кончины Авраамия* Кожеезерского, в схиме Антония, ученика и преемника преп. Серапиона. † в XVII веке.

28. День кончины Илиодора* (Голованицкого) схиархимандрита Глинского. Родился в 1795 г. в семье священника села Староселье Черкасского уезда, Киевской губернии. Учился в Киевской семинарии, но не окончил ее, так как движимый любовью к родине, во время войны 1812 г. ушел в Нижегородское ополчение. Закончив кампанию, вступил в монастырь, где после многолетних подвигов стяжал дар рассуждения и совета, коими преданно и благотворно служил ближним. † в 1879 г.

29. День кончины Петра (Вельяминова) священника церкви 40 мучеников близ Новоспасского монастыря в Москве. Патриот, верный пастырскому долгу, не покинул города и с крестом в руке пытался защитить родной храм от поругания неприятелем. Зверски убит на пороге его французами в 1812 г.

В июне 1672 г. состоялось избрание Питирима митрополита Крутицкого Патриархом Московским и всея Руси. Он был восьмым Патриархом Московским от начала Патриаршества. † в 1673 г.

Т. ПРЕЧИСТЕНСКИЙ

[1] Звездочкой отмечены имела усопших, не канонизованных, но почитаемых за свою праведную и богоугодную жизнь.

Система Orphus