(Мысли и чувства христианина)
Исторический год,
В этом. 1945 г. в Светлые дни Пасхи христианской получена радостная весть о Победе на фронтах.
Две Победы...
Победа Христа над смертию: «Смертию смерть поправ», и победа оружия миролюбивых народов над врагом мира.
Пасха христианская — как Воскресение: Христос — Истинам Жизнь (Иоан. 14, 6)—восстанием из мертвых победил зло и смерть, и победа на фронтах — как торжество правды и справедливости, торжество жизни, культуры и прогресса человечества над фашистским насилием и злобою, аморализмом и зоологическим национализмом неметчины.
Две Победы...
Победа Царства не от мира сего (Иоан. 18,36) и Победа земных царств мира сего,— но обе Победы — победы жизни и созидания над смертию и разрушением.
Случайны ли они? Только ли одно время сблизило и сроднило их? Только ли внешняя лучезарность конечных благих целей их влечет к себе одновременно сердца христиан и сердца патриотов Родины?
Из евангельских повествований мы знаем, что Воскресению Христа предшествовали Голгофа, величайшие мучения и страдания, крестное распятие и смерть.
А что было, как не «Голгофа» нашей дорогой Родины, когда враг дошел до Волги и Кавказа, когда родная земля наша обильно полилась кровью замученных отцов наших, жен, матерей и детей, когда сплошной кошмар насилия звериной поступью шагал по городам и весям нашим, все подвергая огню, разрушению и смерти! Это ли было не распятие врагом нашего Отечества!
Но тогда, в Иерусалиме, после позорного креста и смерти Христос воскрес... А теперь, в Берлине, после непомерных мук, страданий и жертв кровавых, водружено знамя воскресения России, знамя нашей славной гражданской Пасхи. Но не случайны и эти совпадения: Голгофы Христа и «Голгофы» нашей Родины, Воскресения Христа и воскресения России.
Христос утверждал, что Он есть не только Истина и Жизнь, но и Путь. И прежде всего Путь...
«Я есть Путь и Истина и Жизнь» (Иоан. 14, 6). Как Всемогущий Бог, Он мог бы одним словом уничтожить своих врагов, не допустить позорной смерти на кресте и чудом спасти человечество.
На этот легкий путь и соблазнял Христа в пустыне сатана перед началом Его общественного служения. «Если Ты Сын Божий», — как бы так говорил Христу искуситель,— то зачем Тебе страдать, подвергать Себя мукам, проливать кровь и умирать на кресте. Поклонись мне, сатане, признай меня, и все будет Твое». Как известно из Евангелия, Христос с негодованием отверг искушения сатаны (Мтф. 4, 8—11) и после сего часто и много учил, что Ему должно пострадать... и быть убитому и в третий день воскреснуть (Мтф. 16, 21). Таков «путь» Христа Бога: сначала подвиг и страдания, а потом уже Победа и радость Воскресения. «Се бо прииде Крестом радость всему миру», — поет Св. Церковь.
Этот же «Путь» Христа есть путь Церкви Православной и путь каждого спасающего себя христианина.
Как известно, Церковь росла и крепла на крови мучеников и подвижников веры, а Своим последователям Христос говорил: «Вы печальны будете, но печаль ваша обратится в радость» (Иоан. 16,20).
Общественная и государственная жизнь есть организация людей для достижения общего блага на земле. Но все земное есть лишь часть целого, вселенского, как временное есть часть вечного; отсюда блага земные — лишь в какой-то степени (положительной или отрицательной) минимум Домостроительства и Царства Божия на земле. А если так, то, ставя себе хотя ограниченные и чисто земные цели в достижениях идеалов человеческих и правды в людях,— государства и народы неизбежно хотят они этого или нет) идут путем Христа: тяжкий труд, муки творчества, страдания и крови, — и только после этого радость достижения, рост в развитии и победы...
Гитлеризм неметчины, поставивший себе дьявольскую цель подчинения себе всего мира во имя сатанинского эгоцентризма, думал молниеносной войной заставить наше Отечество поклониться ему и насилием принудить народы признать власть его. Но в первый же день разбойничьего нападения на нашу Родину, враг получил достойный и грозный ответ советского правительства: «Наше дело правое. Победа будет за нами. Враг будет разбит». С величайшим негодованием народ наш отверг сатанинскую власть насильников,—и началась во имя свободы и правды трудная многолетняя борьба. Тяжелый, подвижнический путь прошел народ наш. Но при самых тяжких испытаниях он все же верил в правоту своего дела и... победил. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Иоан. 5,4).
Не склонилась Россия и не склонили миролюбивые народы колени перед звероподобным врагом, а убили зверя...
Правда победила!
И еще существенная деталь.
Победитель смерти Христос, в деле спасения человечества, был в совершенном единении с Отцом Своим. «Я и Отец одно» (Иоан. 10,31). Абсолютное единство Бога христианского — в Троичности Лиц есть идеальный образ и подобие единения человечества в достижении им благих целей. Христос молился: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино» (Иоан. 17, 21). «В единении сила», — говорит и народная мудрость.
И Россия победила, потому что она есть ныне необъятный. Союз наших многочисленных народов, выявивших в эту войну полную монолитность единства. Победили миролюбивые народы, потому что были также едины, ибо были в союзе с нами и между собою.
И теперь, когда победа достигнута, благо нашего Отечества и благо всего человечества будут исключительно зависеть от того, сохранят ли миролюбивые народы единство.
Надо помнить, что единство Бога в Троичности есть вечная норма и прототип человеческого единства, если люди искренно стремятся к добру и миру во всем мире. Как известно, в наши дни истина эта осознана большинством и полагаются уже первые камни в основание общечеловеческого союза.
«Да будут все едино» — молил Христос.
И сие буди, буди!
ПРОТ. ФЕОПЕМПТ КОМИССАРОВ