СЛОВО, СКАЗАННОЕ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ СЕРГИЕМ, ЕПИСКОПОМ КИРОВОГРАДСКИМ, 7 МАЯ 1945 г. В ИЛЬИНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ г. ОДЕССЫ

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Вчера и сегодня мы торжественно поем эту чудную Пасхальную песнь, мы радуемся славе Св. Христова Воскресения, мы не только в этом году торжествуем Св. Пасху, — наша радость усугубляется блистательными победами на всех фронтах. Сказать радуемся — мало, мы ликуем и веселимся. После Куликовской битвы князь Московский Дмитрий Донской воскликнул: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Хотя тогда Не было Пасхи, а была осень, а на душе у князя и его дружин была Пасха, ибо Русь одержала первую победу над Монгольскими завоевателями.

Кончились дни Св. Поста, кончилась Св. седмица страстей Христовых, миновала и Великая Пятница, а после Великой Пятницы наступило Светлое Христово Воскресение. Прошла Великая Пятница и Родины нашей, окончились страдания нашего народа и союзных с нами стран. Наша Церковь болезненно и тяжело переживала народные испытания и страдания. История нашей Церкви тесно связана с историей нашего Отечества, а временами они переплетаются. Лучшие представители нашей Церкви одновременно были великими патриотами Русской земли: преп. Сергий, Авраамий Палицын, Митрофан Воронежский, Платон Левшин, Филарет Московский, Августин и многие другие. Судьбы России для них были далеко не безразличны. Наша Церковь, руководимая в Бозе почившим Митрополитом, а затем Святейшим Патриархом Сергием, с первого дня Отечественной войны стала на страже интересов Родины, стала активно помогать Отечеству. Более 300 миллионов рублей собрано Церковью на нужды Отечества. Много пролито слез в молитвах, когда для Родины воистину была Великая Пятница, когда, под натиском хорошо вооруженных немецких войск наши войска временно оставляли город за городом. Святая Церковь' призывала всех верных своих чад постоять за Отчизну, не щадя жизни, даже до смерти. И наша общая молитва была услышана. Господь благословил оружие наших ратей блистательными победами.

Русская Армия непобедима по своей внутренней силе духа и дисциплины, солдаты которой являются образцом выносливости, топорности в безропотном стремлении умереть, но победить. Армия, прославившаяся на льду Чудского озера, под Москвой, на полях Полтавы, Азова, Кунненсдорфа, потом Ларге и Кагула, на Дунае, под Систовом, Кайнарджи, Измаилом, под Фокшанами и Рымником, на полях Италии — при Тревии Нови, на Альпийских вершинах; на Сен-Готарде, Чортовом Мосту в Клавентальской долине и у Глариса; армия, умевшая умирать и побеждать при Аустерлице, Фридланде и Шенгравине, выдержавшая наполеоновский удар при Бородине, разбившая Наполеона при Смоленске, Березине, Лейпциге и Кульме; армия, пред знаменами которой склонялись: Берлин, Будапешт, Варшава, Вена и Париж; самое поражение которой под Севастополем обратилось в славу; армия, не раз освобождавшая славянские народы, геройски боровшаяся под Порт-Артуром; армия, одержавшая победы в Восточной Пруссии в 1914 г., блистательно выполнившая знаменитый брусиловский прорыв в 1916 г. и разгромившая немцев; армия, освободившая нашу страну от интервентов и белогвардейцев, в прошлом у которой были Дунай, Шипка, Плевна и Перекоп, во главе которой стояли такие полководцы, как Св. благоверный князь Александр Невский, Димитрий Донской, Димитрий Пожарский, Богдан Хмельницкий, император Петр Великий, Румянцев, великий Суворов, Багратион, Кутузов, Ермолов, Нахимов, Паскевич, Дибич, Скобелев, Кондратенко, Брусилов, Чапаев, Фрунзе; наша победоносная армия под водительством. Богом данного Вождя и великого полководца гениального стратега современности Маршала Иосифа Виссарионовича Сталина золотыми буквами вписала в свою славную историю много новых и невиданных побед. Наша Армия, доканавшая современного Атиллу под Сталинградом, Москвой, Ленинградом, на Кавказе, в Крыму и Одессе, под Будапештом и Варшавой, при Кенигсберге и Данциге и, наконец, в блистательном победном шествии вошедшая в Берлин и занявшая его. Имена славных наших современных полководцев: маршалов Жукова, Конева, Рокоссовского, Малиновского, Толбухина, Воронова, Новикова и других дополнят блистательную плеяду русских полководцев.

Нависшая угроза нашей Родине миновала, разбиты в прах дивизии немцев и пресловутая теория о непобедимости немецкой армии. Пройден путь колоссального расстояния от Сталинграда до Берлина, предначертания Вождя народов исполнены: Берлин взят, над ним гордо реет знамя нашей Страны.

Каждый верующий человек, каждый священник, каждый гражданин нашей Родины лелеял эту заветную мечту о взятии Берлина; и пастыри в молитве и патриотическом подвиге, и ученые в кабинетах и аудиториях, и солдаты на фронте, и рабочие на заводах, и крестьяне в поле — все мы желали этого. Каждый верующий лично и вся Русская Церковь в целом молили Господа о победах, — и молитвы их услышаны.

Теперь наша Церковь радостно возносит благодарственные моления миродержавному Господу сил.

Наши намерения существенно отличаются от фашистских. Если немецкий фашизм хотел поставить антихристианскую, расовую теорию о превосходстве одного народа над другим, наша Церковь, осуждая данные концепции, отнюдь не имеет в виду проводить подобную теорию по отношению к побежденной Германии. Мы стоим на точке зрения христианского гуманизма, основанного на великом учении Господа нашего Иисуса Христа. Но мы должны позаботиться о перевоспитании в христианском духе и морали самих немцев. Еще задолго Гейне писал: «Немец похож на раба, повинующегося своему господину без помощи веревок, кнута, только по его слову, даже взгляду. Рабство в нем самом, в его душе: хуже материального рабства, духовное рабство. Немцев нужно освободить внутренне, внешне их освобождение не принесет никакой пользы». Когда я говорю о христианском гуманизме, я не имею в виду пресловутый «ватиканский гуманизм» современного римского Первосвященника, заключившего конкордат с Гитлером и Муссолини в целях закабаления Православной Церкви, а также имеющего очень большие экономические интересы в фашистском режиме. Я имею в виду христианский гуманизм, основанный на принципах равенства всех людей пред Богом, заповеданный нам св. Апостолом Павлом. Почтим молитвою и тех: «Которые угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр., гл. XI, ст. 34). Тем из них — нашим воинам и военачальникам, которым суждено было отдать жизни за нас, за Отчизну, — вечная память, вечная слава.

Истинно слово Божие, ибо оно исполняется, так на наших врагах исполняется слово Господне: «Коснись нечестивых несчастье и нет их, а дом праведных стоит» (Причт. Солом, гл. XII, ст. 7). Где нечестивый вождь, где его эфемерная слава и непобедимость? Все миновало. «А ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы как попираемый труп. Не соединишься с ними во могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой, во веки не помянется племя злодеев» (Исаия, гл. XIV, ст. 19—20).

По милости Божией мы сможем торжествовать полную счастливую и славную победу. Да укрепит же Господь и да дарует нам много славных счастливых дней. Еще раз приветствую вас, дорогие, радостным пасхальным — ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Система Orphus