ПАСХАЛЬНЫЕ ДНИ В КИЕВЕ

Весна в этом году в Киеве была поздняя и холодная. На Страстной неделе, то есть в первых числах мая, деревья только-только начали распускаться и с разлившегося Днепра дул свежий ветер. Редкий день не выпадал дождь.

В храмах зябко и сыро — зимой они плохо топились. С икон сняты украшения и цветы, — идет уборка к Пасхе. Великопостные службы тянутся долго, сменяясь одна другой. Храмы открыты почти целый день и в течение целого дня в них заходят верующие помолиться. Лица грустные, сосредоточенные. Повествование о земных страданиях Спасителя мира трогательны и поучительны, молитвы покаянны и печальны. Много исповедующихся и причастников.

Однако такого переполнения, как в московских храмах, в Страстную неделю в Киеве я не наблюдала. Народу приходит много, священники с трудом справляются со своими обязанностями, но все же имеют возможность каждому уделить Должное внимание. Службы проходят чинно, в соответствии с уставом, без торопливости. Киевляне требовательны к тому, чтобы все совершалось «как положено». За литургией «Верую» и «Отче наш» поют все присутствующие.

Священники сопровождают богослужение проповедями, в память каких событий совершается тот или иной обряд, раскрывают смысл евангельских чтений. Притча о бесплодной смоковнице, иссушенной словом Господа, — это образ человека, «украшающегося листвием обрядового закона, но не приносящего плодов добродетели». Песнопения, которые поются во вторник на Страстной неделе и содержание которых взято из двух притчей: о Десяти девах и о Талантах, являются поучением о том, что надо быть всегда требовательными к себе, хранить чистоту веры и жизни, творить дела милосердия: «в любую минуту всякий человек может предстать перед лицом Всевышнего и дать отчет о своих земных деяниях». Притча о Талантах становится всем понятной, когда священник говорит: «мы должны трудом и прилежанием развивать данные от Бога таланты, способности души и силы телесные...»

Образ Иуды, его гнусное предательство не нуждается в особых толкованиях. Даже среди неверующих Иудой называют того, кто ради мелкой корысти предает своего ближнего.

И так каждый день в течение Страстной недели верующие слушают те поучения о добродетелях, которые стали идеалом людей, принявших христианство.

В Великий Четверг Святитель Украины Митрополит Иоанн служил в храме Флоровского монастыря. Это было тогда, когда война еще не кончилась, когда молитва, читаемая за литургией в дни Великой Отечественной войны, звучала в устах православных пастырей не только как призыв к борьбе за правое дело, но и как вера в победу: «Ты бо еси заступление и победа и спасение уповающим на Тя...»

Если посмотреть сверху на молящихся, то увидишь больше всего женщин в белых ситцевых платках, мужчин с седыми усами, и отдельными группами, на хорах и ближе к амвону — монахинь в черных одеяниях. Иконостас светлый, покрашенный в белую краску, иконы без риз, написанные яркими тонами. Здесь Украина. Богатая живописная южная природа воспитала в здешних людях любовь ко всему светлому, красочному. Это чувствуется всюду и везде, чувствуется и в. храмах. И печаль здесь похожа на облако, закрывшее небо в преддверии ясного дня.

Все присутствующие сегодня в храме причащаются. Причащаются и монахини. После обедни Владыка, поздравляя верующих с приятием св. Тайн, говорит о той благодати, какой они удостоились, и об укреплении этой благодати в себе добрыми делами. «Как пламя свечи, которую сегодня вечером вы постараетесь донести к себе домой, чтобы возжечь лампаду, так старательно и бережно храните вы в себе чувство веры и благости, сознание своего христианского долга перед ближними». Владыка говорит о наступающей Пасхе, особенно радостной в этом году, потому что близится окончание войны, принесшей нам победу. «Сегодня в ночь по радио было сообщено, что Красная Армия овладела Берлином...»— говорит он. Многие, вероятно, услышали об этом событии здесь, с амвона, впервые. Осеняя себя крестным знаменем, они облегченно вздыхают — пройден еще один трудный этап, все яснее и яснее вырисовывается будущее.

Богослужение заканчивается благодарственным молебном.

Утреня Великого Пятка с чтением 12 Евангелий о страданиях Спасителя, совершаемая в четверг вечером, в храме Покровского монастыря продолжается в течение многих часов. Скорбная повесть о Страстях Христа, слышанная присутствующими несчетное количество раз, снова и снова наводит на размышления о мудрости христианского учения. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» — вот смысл великой идеи, прожившей многие века и всегда звучащей по-новому свежо и убедительно. И тот, чье сердце проникнется скорбью и жалостью к страдающему Иисусу, легче сумеет перенести свое горе и найдет в себе силы помочь ближнему, если тот несчастлив.

Зажигаются и снова гаснут свечи в руках молящихся. Дети, смутно улавливая смысл этого длинного вечернего бдения, находят удовольствие в том, чтобы благоговейно подносить старшим огонек в ту минуту, когда начинается чтение следующего Евангелия.

Отец Феодор, старший священник в монастырском храме, очень усталый, после богослужения неторопливо, привычными словами объясняет молящимся, какое значение для христиан имеет Великая Пятница, рассказывает, в котором часу и каким порядком будет происходить вынос плащаницы. Все слушают спокойно. Но стоило ему провести сравнение со страданием нашего народа в дни Отечественной войны, как у многих на глазах появились слезы. «Избитый, израненный, оскорбленный, оплеванный Христос нес Свой крест, — сказал он.—Сын Божий жестоко страдал. Заранее зная, какая мука Ему предстоит, Он, молясь в саду Гефсиманском, просил: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Так и вы, печалясь о тех, кто на войне, или потеряв надежду их видеть, молитесь о том, чтобы вас миновало горе. Надо положиться на волю Господа и молить лишь, чтобы помог Он вам перенести страдания. Не ропщите и мужайтесь. Бог не оставит вас и пошлет вам день радости, как Сыну Своему послал он воскресение из мертвых, воспоминание о котором для нас есть «Праздник праздников и торжество из торжеств».

Видя, какое впечатление эти простые слова производят на верующих, как благодарно они шепчут: «спасибо», я подумала об ответственности священника и огромных возможностях его морального воздействия.

Обнесение плащаницы вокруг храма совершалось почти везде и сопровождалось крестным ходом. И храмовые служители, и верующие, приходящие приложиться к плащанице, приносят много живых цветов. В некоторых храмах возле плащаницы я видела густую зелень фикусов и филадендр и других комнатных растений.

Несмотря на то, что в Великую Субботу богослужение очень удлиняется чтением паремий с пророчеством и прообразами воскресения Спасителя, везде в храмах было много причастников. Затем началось освящение пасх. На Украине существует обычай святить не только кулич, и пасху (здесь пасхой называют кулич) и яйца, но все пасхальные блюда, вплоть до хрена. Все это приносят в корзинах и чего; тут только нет! Освящение продолжается непрерывно, по мере того, как заполняются специально для этого приготовленные столы.

В пасхальную полунощницу и утреню киевские храмы были переполнены. Но я здесь не видела того, чем характерна пасхальная ночь в Москве. Люди, не попавшие в храм, бродили вокруг. Но это не были молящиеся. Они приходили, толкались, громко разговаривали, уходили. В Москве те, кто не имеет возможности попасть в храм, остается на улице, но Он вместе с молящимися в храме зажигает свечу, вместе с ними поет «Христос Воскресе», вместе с ними отвечает на приветствие священника «Воистину Воскресе». Нигде в другим месте я не видала лирической красоты московской пасхальной ночи.

Особенно памятными остались для меня службы Страстной и Пасхальной недели в монастырях. Монахини соревнуются в совершенстве пения. У киево-печерских монахов особый напев, который можно услышать только там.

Женских монастырей в Киеве три: Покровский, Фроловский и Введенский; мужских два: Киево-Печерский и Михайловский.

Женские монастыри многочисленнее. В Покровском двести пятьдесят монахинь, во Флоровском — двести тридцать пять, в Введенском полтораста. Большинство сестер совсем старые, находятся на инвалидности, молодежи почти совсем нет. И тем не менее женские монастыри во время войны, после освобождения Украины от немецких оккупантов, вложили свою посильную лепту в дело обороны Советской страны.

Монахини Покровского монастыря на третий день после освобождения Киева собственными силами организовали госпиталь для красноармейцев. Позднее, когда в город приехали эвакогоспитали, монахини остались работать в них в качестве обслуживающего персонала и добровольных помощниц. Раненые были очень довольны уходом монахинь. Трудно найти более терпеливых и приветливых сестер и сиделок.

Надо сказать, что в свое время, когда этот монастырь был основан в 1889 году), его строительница и основательница, особа царствующего дома, открыла при монастыре больницу и инвалидный дом. Постепенно больница разрасталась, открывались новые отделения, и в послушание монахинь Покровского монастыря входила обязанность ухаживать за больными.

Но, кроме того, во время войны монахини обстирывали раненых, штопали белье, помогали на кухне, производили уборку помещений. В монастырской трапезной питалась часть медицинского советского персонала госпиталей, расположенных на монастырской территории.

Игуменья Архелая, попавшая восьмилетней сиротой в этот монастырь и воспитанная в нем, старается поддержать старые традиции.

Флоровский монастырь — древний. По преданию он основан в первые годы распространения христианства на Руси. В период татарского ига сведения о нем теряются, но уже в 1566 году есть документальные данные о существовании Флоровского монастыря. Славился он всегда рукоделием; славится он им и сейчас. Настоятельница монастыря игуменья Флавия — настоящая художница. Вышитые ею портреты посылались на выставки и приводили в восхищение самых искушенных знатоков этого рода искусства. Будучи монахиней, она не стремилась к тому, чтобы ее имя стало известным, и не интересовалась, куда передают ее работы. В миру ее имя — Елена Тищенко.

При немцах в монастыре скрывалось много гражданского населения, которое вынуждено было прятаться, боясь угона в германское рабство или смерти. После освобождения Киева монахини добровольно взяли на себя обязательство обстирывать бесплатно госпитали и воинские части. Занимались они также и починкой, штопкой, вязали теплые вещи.

Починкой и штопкой занимались и в Введенском монастыре.

Мужские монастыри малочисленнее женских. В Киево-Печерской лавре живет сейчас свыше пятидесяти монахов, конечно, преимущественно старики. Помимо положенных богослужений в храме, на их обязанности еще лежит забота о хранении Ближних и Дальних пещер.

Пещеры по-прежнему посещаются и богомольцами, и экскурсантами. Монахи сопровождают желающих посетить пещеры и охотно рассказывают о жизни святых, чьи нетленные останки покоятся здесь в течение многих веков. Для тех, кто знаком с историей Киевской Руси, повествование монахов является поэтической иллюстрацией давних событий: войн, набегов диких орд, борьбы за веру и просвещение... И в жизнеописании каждого святого найдешь пример любви к Родине, отречение от себя ради блага родного народа, мученичество, принятое за высокую идею. Мощи летописца, мощи врача, мощи воина, мощи подвижника, личным примером и словом учившего скромности, любви к ближнему, справедливости...

Пещеры и два храма Нижней лавры да еще немногие монастырские постройки. — все, что осталось от знаменитого, богатого драгоценными памятниками архитектуры, живописи, уникальной церковной утварью и ризницей монастыря-музея. Верхняя Лавра — груды развалин.

Верхняя Лавра была разрушена немцами дней десять спустя после того, как они заняли Киев. Киевляне, жившие поблизости от Лавры, рассказывают, что музеи, библиотеку, архивы древнейших документов, ризницы и ценности киевских храмов и монастырей, хранившиеся в Лавре, немцы грабили по ночам, вывозя награбленное в крытых грузовиках. Когда Лавру заминировали, то немцы предупредили окрестных жителей, чтобы они отошли подальше, что «Лавра может взорваться: большевики оставили мины, а мы не можем их найти». Очередная немецкая провокация. После взрыва немцы сняли большое количество меди с куполов и тоже вывезли в Германию. Таков рассказ о гибели Киево-Печерской Лавры, который я слышала не от одного, а от нескольких людей.

По-прежнему светит весеннее солнце. Зазеленели уцелевшие деревья, среди безмолвия развалин громко звенят птичьи голоса, ласточки свили гнезда у свода обнаженной внутренней стены Успенского собора, где отчетливо видна роспись «Сошествие св. Духа на апостолов».

«Все, взявшие меч, от меча погибнут»—такова евангельская истина. И я вспоминаю военнопленных, работающих на Крещатике, и покоренный Берлин, над которым развевается советское знамя.

В 1856 году в рескрипте Киевскому Митрополиту император Александр II писал: «Киев должен быть почитаем Иерусалимом земли Русской».

Это забытое выражение снова зазвучало теперь, когда очищенная от бюрократизма юрисдикции и самодержавного владычества Русская Православная Церковь вернулась к основной своей сущности — вопросам духовным.

В середине мая этого года произошло большое событие в Русской Православной Церкви: Святейший Патриарх Московский и всея Руси посетил Киев. Первый свой выезд после избрания Патриарх Алексий совершил именно сюда — в Иерусалим земли русской.

Патриаршее богослужение на Украине состоялось во Владимирском соборе в Фомино воскресенье 13 мая.

После хозяйничанья немцев на Украине и их попытки «увлечь православную паству из церковной ограды на распутье раскола и всякого самочиния», «прикрываясь якобы служением чаяниям украинского народа» — так определил покойный Святитель Сергий политику украинских автокефалистов, — прием, который оказали киевляне Патриарху Алексию, со всей очевидностью показал неразрывное единство православной паствы и духовенства Украины со всеми православными верующими Советского Союза.

Владимирский собор—краса Киева. Он столь чудесен, столь величественен, что, входя в него, невольно испытываешь чувство трепета. К началу богослужения в Фомино воскресенье он был полон молящимися. Собралось многочисленное киевское духовенство. От алтаря до архиерейской кафедры двумя рядами стояли монахини Покровского и Флоровского киевских монастырей. На богослужении присутствовал Георгий Григорьевич Карпов, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви, и Павел Семенович Ходченко, Уполномоченный Совета по делам Православной Церкви на Украине.

Патриарху сослужили: Экзарх всея Украины Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, Архиепископ Полтавский и Кременчугский Стефан и епископ Житомирский и Овручский Антоний. Во время литургии происходила хиротония епископа Винницкого Варлаама.

Пространным и проникнутым искренней теплотой словом встретил Патриарха Московского и всея Руси Алексия Экзарх всея Украины. Митрополит Иоанн. «Господь даровал нам одновременно тройную радость— радость празднования Воскресения Христова, радость окончательной победы над германскими войсками и твое прибытие в святой город Киев»,— сказал Митрополит Иоанн. — В знак особой твоей милости прими икону Владимира Равноапостольного, дабы он своим предстательством перед Господом помог тебе управлять нашей Святою Апостольскою Церковью на благо народа».

Настоятель храма о. Дмитрий Введенский поднес Патриарху хлеб-соль.

В конце торжественной службы Протопресвитер Николай Колчицкий, приехавший вместе с Патриархом, поздравил верующих киевлян с праздником Пасхи и с победным окончанием войны и зачитал послание Патриарха ко всем пастырям и верующим Русской Православной Церкви.

«Если в военное время, — говорится в послании, — в непоколебимой вере в конечное торжество правого дела мы победоносно преодолели все трудности, все лишения и тяготы на фронте и в тылу, то с какой же удвоенной силой мы примемся за восстановление наших городов, из. которых каждый — герой войны, наших священных памятников, всего того, что создала могучая воля и державная мощь нашего великого народа».

Вряд ли нашелся бы в храме человек, мысли которого были бы :не созвучны этим словам. Со времени освобождения Украины от немецких оккупантов украинский народ трудится не покладая рук над восстановлением своего хозяйства и своей культуры. Уже работают многие фабрики, заводы, электростанции, засеяны поля и растет молодой скот. Стахановцы промышленности и сельского хозяйства снова дают высокие показатели труда. Украинская Академия наук широко развернула работу. Снова открыты университеты, институты и техникумы. В школах, детских садах, яслях звенят веселые голоса детей. Но еще мрачной пустотой зияют провалы разрушенных зданий. Еще не высохли слезы осиротевших детей, которые тщетно надеются разыскать родителей. И много женщин плакало в День победы, зная наверное, что их близкие никогда не вернутся.

Когда после благодарственного молебна по случаю победы

была провозглашена вечная память воинам, погибшим на поле брани, сдержанные рыдания раздались в разных концах храма.

После молебна, вкладывая в свои слова особую теплоту и ласку, Патриарх Московский и всея Руси сказал верующим киевлянам:

— Приветствую вас, мои дорогие братья и сестры, и радуюсь, что мне удалось помолиться вместе с вами и возблагодарить Господа за дарованную нашей стране и нашим союзникам победу. Я радуюсь тому, что нахожусь в этом городе — колыбели христианства нашей страны, где Владимир Равноапостольный сделал седой Днепр Иорданом для русского народа. Да будет благословение Господне над светлой, теплой, прекрасной Украиной. Да поможет Господь ей залечить поскорее раны, нанесенные вероломным врагом».

Толпы народа окружали автомобиль Патриарха, когда он уезжал из Владимирского собора.

В тот же день вечером Патриарх посетил Андреевскую церковь. Чудесное создание великого Растрелли, к счастью, сохранилось нетронутым. Та же широкая чугунная лестница ведет к храму. И здесь Патриарха встретили толпы народа. Священнослужители и церковнослужители сердечно приветствовали Патриарха. В храме был отслужен молебен, после которого Патриарх, сказав несколько благодарных слов присутствующим, начал благословение, во время которого хор храма исполнял пасхальные песнопения на украинском языке. Перед отъездом Патриарх долго любовался прекрасной панорамой, открывающейся с цвинтеря Андреевского храма на Днепр, на Подол, на тенистые и правильные киевские улицы.

Киево-Печерскую Лавру Патриарх посетил в понедельник. Настоятель Лавры Экзарх Украины Митрополит Иоанн, приветствуя Патриарха, сказал, что Преподобные Печерские, которым он пришел на поклонение, воздадут ему воздаянием благодати. Патриарх обошел все пещеры, приложился ко всем мощам. Длинной вереницей растянулась процессия, сопровождающая Патриарха. Мелькают огоньки зажженных тоненьких свечей. Возле каждой гробницы раздаются возгласы: («Преподобный отче Пафнуше, мюли Бога о «ас... Преподобие отче Павле послушливый, моли Бога о нас...» и хор вторит им. Особое чувство волнения и умиления охватывает присутствующих. Вот она, та невидимая, но неразрывная и непреоборимая преемственная связь, протянувшаяся через века и пространства, терзаемая войнами и пленением, идеологическими распрями и забвением, но вечно живая и свежая, имя которой — Православие.

В тот же день Патриарх посетил и Софийский собор. Он долго ходил по храму, приглядываясь к каждой мелочи, внимательно слушая и расспрашивая сопровождавшего его научного сотрудника. Построенный в XI веке великим князем Ярославом Мудрым во имя св. Софии или Премудрости Божьей, храм этот, теперь имеющий пристройки и надстройки, свидетельствует о той высокой культуре, какой отличалась Киевская Русь. Мозаичный купол храма, «Нерушимая стена» с изображением Божьей Матери, уцелевшие плиты пола и мрамор древнего алтаря дают возможность воспроизвести в целом необычайную красоту Ярославова здания. Перед «Нерушимой стеной» можно стоять часами, поражаясь филигранностью работы золоченной мозаики, утерянному искусству неизвестных мастеров.

Посетил Патриарх и митрополичий дом, где теперь помещается архитектурный архив Украинской Академии наук, знакомился с проектами планируемых в Киеве построек, гулял в митрополичьем саду.

Вечером Патриарх был в Покровском монастыре. Несколько часов Патриарх здесь благословлял народ — так много собралось людей. В своем слове, обращенном к монахиням, он похвалил их за патриотическую Деятельность, вспомнил, как юн здесь был в молодости, сорок девять лет назад.

Во вторник, 15 мая, в день годовщины смерти Патриарха Сергия, Святейший Патриарх Алексий служил заупокойную литургию в храме Флоровского монастыря. Монахини старательно приготовились к встрече, усыпали дорожку от монастырских ворот до храма зеленью и цветами. Едва показался за углом улицы автомобиль, в котором ехал Патриарх, радостно затрезвонили на колокольне...

Посетил Патриарх и Введенский монастырь, и Аскольдову могилу.

В Киево-Печерской Лавре он служил всенощную во вторник и литургию в среду — день Феодосия Печерского, престольный праздник в Лавре. В своем слове монахам Патриарх напомнил заветы преподобного Феодосия и монастырский устав, принятый им. Вспомнил он о подвигах благочестия, смирения и трудолюбия основателя этой Лавры и наставлял монахов следовать их примеру. «И увенчает Господь ваши труды, и воздвигнется на месте разрушенного новое, совершенное, украшение Православной Церкви...»

Всюду Патриарху подносили хлеб-соль — знак приятия его управления и покровительства, всюду искали его благословения. Верующие целовали подол его мантии.

Пребывание Патриарха Алексия в Киеве было радостным и безоблачным. До его приезда стояли холодные, дождливые дни. С его приездом установилась хорошая погода. Киев показался Патриарху во всей красе и очень ему понравился.

Если встречали Патриарха с уважением, то провожали его киевляне и представители украинского духовенства о любовью; вагон-салон, в котором ехал Патриарх, был буквально, заполнен цветами.

АНТОНИНА ШАПОВАЛОВА

Система Orphus