В ОГНЕННОМ КОЛЬЦЕ

Недалеко от Нового Иерусалима, в двух километрах от ст. Манихино, Калининской ж. д. находится древний поселок «Троицкий погост». В летописях XVII века сохранилось сказание о том, что царь Феодор Иоаннович купил у боярина Боборыкова деревянную церковь Св. Троицы, которую царь Алексей Михайлович подарил патриарху Никону, строителю Воскресенского монастыря. Еще далее, из глубины веков родной истории, сохранилось предание, что здесь останавливался преподобный Сергий на пути из своей обители к своему ученику преп. Савве Звенигородскому. От XIII века в Троицком храме хранится список чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери, принадлежавший внуку Александра Невского, князю Всеволоду Ярославичу, как гласит об этом надпись на иконе.

Военная буря не раз бушевала в долине реки Истры, около Троицкого погоста. Здесь происходили сражения московской рати при набегах литовских полчищ в XIV—XV веках. В конце XVII столетия здесь потерпели поражение сторонники царевны Софии в битве с войсками молодого преобразователя России, Петра Великого. В 1812 г. здесь были отражены отряды французской армии Наполеона, могильные курганы которых сохранились на правом берегу р. Истры.

Наступил ноябрь 1941 года... Гитлеровские полчища огненным потоком разлились по лицу земли русской... Огромным костром запылал г. Истра. Мерзость запустения водворилась на месте Нового Иерусалима: фашистские изверги взорвали храм Воскресения с кувуклией над гробом Господним и, таким образом, погиб этот шедевр мирового искусства и великий памятник христианской истории русского народа.

Всю окрестность около г. Истры злобный враг превратил в «зону пустыни». Исчезли селения: Качаброво, Высокое, Вельяминово, Троицкое, Санниково и др.

Среди моря огня одним чудом Божиим сохранились два храма в с. Троицкий погост: деревянный XVII века и каменный начала XX века, оба в честь Св. Троицы.

По рассказам участников этих прискорбных событий вся история немецкого вторжения и военных действий в районе с. Троицкий погост может быть восстановлена в следующих кратких чертах.

22 ноября 1941 г. танковые и моторизованные части противника появились на правом берегу г. Истры со стороны г. Руза, откуда они прошли лесами и проселками, благодаря сильным морозам, сковавшим осеннюю грязь. Завязалась ожесточенная борьба за г. Истру. Артиллерийскому обстрелу подверглись и ближайшие селения Троицкого прихода. Население искало защиты под массивными сводами в подвалах каменного храма. В старинном деревянном храме теплились лампады, горели свечи и совершались молебны протоиереем о. Александром Дмитриевичем Смородиновым.

26 ноября автоматчики противника на мотоциклах ворвались в с. Троицкий погост, который оборонялся стрелковым батальоном. Танки противника открыли огонь с северо-западной стороны по поселку и храму.

Под алтарем, где была квартира священника, находился командный пункт штаба Красной Армии; в пролетах колокольни стояли пулеметы. Немцы открыли минометный огонь по храму, но, по словам очевидца, «огненные нити снарядов проносились над храмом, не задевая его». В это время верующие собрались в одном доме за храмом на юго-восточной стороне, где протоиерей о. Александр Дмитриевич Смородинов служил молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Скоропослушницы», особым знамением незадолго перед этим благоволившей возвестить предупреждение и Свое покровительство верующим.

К четырем часам пополудни противник занял подвальное помещение храма, на ступеньках которого лежали убитые герои, защитники нашей Родины. Семь человек красноармейцев немцы вывели из подвала и с колокольни и расстреляли их на северной стороне кладбища, предварительно сняв с них обувь.

Несмотря на жестокий обстрел, храмы остались целыми. Более 14 снарядов попало в каменный храм; деревянного же храма обстрел не затронул...

Поразительное и вместе ужасное зрелище представляла внутренность главного храма. Среди щебня и обвалившейся штукатурки, на аналое, посредине храма лежал по-прежнему, как был оставлен, образ Скорбящей Божией Матери; направо от него, у южной стены, взорвался снаряд; четыре других снаряда, калибром в 75 мм найдены невзорвавшимися. Шестой взорвался на хорах и осколком пробил бетонный потолок над ризницей. Силой взрыва была снесена с перегородки верхних хор алтарная икона Божией Матери, принесенная из Истринского собора, и найдена в стоячем положении, прислоненной к стене на полу. Икона же Спасителя, стоявшая рядом с первой, чудесно осталась там же, на хорах.

Осколками снаряда в щепы был разнесен дубовый киот образа Святителя Николая. Лишь одна сквозная пробоина обнаружена над мечом, который держит Святитель в правой руке, защищая церковь, стоящую на ладони левой его руки. Образ найден в стоячем положении среди обломков киота. Также чудесно были сохранены при взрыве иконы Св. Троицы, Воскресения, св. Петра, Неопалимой Купины, св. мученика Пантелеймона. Пострадало несколько местных икон, стоявших на полу; разрушены старинные часы; осколками изуродованы все подсвечники и выбиты все стекла. Замечательно, что резной дубовый иконостас алтаря, а также северная сторона храма нисколько не пострадали, как бы подтверждая незримую защиту «печальника земли русской» преподобного Сергия; на его алтарной иконе имеется надпись: «Господи, охрани и защити место сие святое».

Особенно опасно было попадание снаряда в купол храма: к счастью, он взорвался в обшивке, повредив осколками шпангауты, крестовую балку и проделал в потолке над паникадилом две небольшие пробоины. Волной взрыва снесена крыша шатра колокольни, а над всем храмом она буквально изрешечена и требует полной замены. В стенах храма до сего времени торчат снаряды, разбиты две рамы, наполовину разрушен один из столбов шатра колокольни и частично повреждены оба железных креста над храмом.

Фашистские захватчики пробыли в Троицком поселке две недели. За это время в обширных подвалах храма нашли себе приют более тысячи жителей, лишившихся крова. Все эти дни священник о. Александр Смородинов служил молебны, а в праздник Введения во храм и воскресенье отправлял установленные службы, несмотря на присутствие немцев. Можно себе представить, как горячо и искренно молились собравшиеся за свою многострадальную Родину, за правителей ее и воинов на поле брани!

Во время оккупации в Троицкий поселок приехал комендант немецкого гарнизона в г. Истра вместе с лютеранским пастором, который предложил о. Смородинову совершать богослужение, на что им было указано, что «служба здесь никогда не запрещалась и беспрепятственно совершается».

Немцы забрали с собой свечи и вино. Следует отметить, что на третий день фашистской оккупации был обнаружен взлом деревянного храма; на престоле оказался разорван антиминс, сломан крест, брошено на пол Евангелие, сорвана с петель южная дверь алтаря, имеются пулевые пробоины в алтаре.

Отношение немцев к местным жителям было издевательское: они не только заставляли их работать на себя, но открыто взламывали замки, расхищали имущество и раздевали людей на улице. Священника о. Смородинова и его дочь они заставили снять валеные сапоги, а члена Церковного Совета И. Я. Федорова избили прикладом.

6 декабря под нажимом частей Красной Армии фашисты стали отступать. Исчезли с площади Троицкого храма восьмитонные грузовики с награбленным имуществом... В ночь на 8 декабря Троицкий погост оказался в огненном кольце горевших кругом селений, подожженных немецкими извергами. Вопли женщин, мычание угоняемого скота напоминали об ужасах отдаленной эпохи монгольского ига...

От зарева горевших селений прихода Качаброво, Санниково, Вельяминово троицкие храмы были освещены, как днем.

9 декабря фашисты согнали всех жителей поселка в подвалы храма. Изверги хотели его взорвать, как они это сделали в с. Ершове, в с. Александровское и в Новом Иерусалиме, но замыслы их были рассеяны Небесной Скоропослушницей, перед образом которой заключенные под храмом вместе с о. Смородиновым со слезами просили о помощи. Таким образом, промысел Божий вторично сохранил храмы и молящихся в нем. Немецкие факельщики приступили к поджогу селения, которое вскоре представило собой грандиозный костер.

Особенно величественную и грозную картину представлял собой деревянный храм XVII века, окруженный пылающими домами, до ближайшего из которых было не больше 30 шагов. Несмотря на открытые пролеты деревянной колокольни, расшитые сухие доски в карнизах с мусором от гнездовья птиц, — пожар не затронул храма; искры и головни, летевшие от взрыва заложенных мин, не коснулись его.

Это был третий факт чудесного спасения храма на протяжении 2 недель фашистской оккупации.

11 декабря в Троицкий поселок вступили части Красной Армии. Стоял двадцатиградусный мороз при северном ветре. С согласия настоятеля воины в белых халатах со своим оружием нашли себе приют в теплом деревянном храме. Сам же о. Смородинов ночевал в алтаре в целях охраны святыни. Под алтарем каменного храма вторично поселился воинский штаб Красной Армии одной дивизии.

8 декабря в Троицкое прибыл командующий фронтом маршал Рокоссовский, который дал приказание оберегать храмы.

9 декабря враг совершил воздушное нападение, сбросив с самолета четыре фугасные бомбы большой взрывной силы, которые упали в 200 м к северо-западу от храма. Воздушной волной были выбиты только что вставленные в подвале стекла. Таким образом, это была четвертая попытка разрушить храмы с. Троицкого, не имевшая успеха, благодаря небесной защите Архистратига Михаила, образ которого все время находился в открытом притворе храма...

Вскоре шум битвы удалился на запад...

Прошло с тех пор три года; враг изгнан из пределов нашей Родины и, таким образом, сбылось предопределение Божие: «Поднявший меч от меча погибнет» (Мтф. 26, 52).

Неизреченно всемогущество и правосудие Божие, которое «и среди самых побед предопределяет к поражению неправое оружие» (акафист Св. Троице).

В знак благодарности к чудному проявлению Промысла Божия Церковный совет постановил ежегодно праздновать день 26 ноября в память чудесного сохранения храмов и жителей окрестных селений и начала победоносного наступления нашей Красной Армии.

И. ВИНОГРАДОВ

Система Orphus