НЕОБХОДИМЫЕ ИТОГИ

(К годовщине смерти Патриарха Сергия)

Сейчас, когда обновленческое движение в Православной Церкви почти прекратило свое существование, когда лучшие представители его и индивидуально и коллективно принесли покаяние и вновь со- делались членами Церкви Христовой,—уместно бросить взгляд на прошедшее и сделать некоторые выводы.

Что было причиной обновленчества и иных, подобных ему, течений?

В основном,— это, 1) желание модернизировать дисциплинарно- канонические церковные постановления, 2) несогласие с Патриархом Тихоном в его первоначальных ошибочных установках в отношении советской власти и 3) стремление к руководящей роли в церковной жизни.

Модернизация дисциплинарно-канонических установлений пошла по линии наименьшего сопротивления. Женатый епископат, двоебрачие духовенства и другие подобные притязания сразу же показали легкомысленность и несерьезность обновленческого «модерна».

Признание Патриархом Тихоном своих ошибочных установок в отношении к советской власти, его призывы воздать «кесарево кесареви» — выбили из рук обновленцев одно из важных оружий против Православной Церкви.

Стремление к руководящей деятельности в церковной жизни выродилось в «самочинное сборище», которое явочным порядком решило взять на себя всю полноту власти в нашей Церкви.

По существу это движение носило пресвитерианский характер. Подавляющее большинство епископата пошло за Патриархом Тихоном и продемонстрировало свою верность Вселенской Церкви. Но и большинство духовенства, под влиянием почти всего верующего народа, так же отрицательно и недоверчиво отнеслось в обновленцам и их демагогическим приемам, осталось верным Православному Патриаршему епископату. В народной среде обновленчество не имело абсолютно никакого успеха. В общем, и теоретически и практически обновленчество оказалось зданием, построенным на песке, а потому и развалилось.

Поворотным моментом в истории обновленчества и вообще всей нашей Церкви явилась знаменитая декларация Патриаршего местоблюстителя Митрополита Сергия от 1927 г. В этой декларации была дана идеальная по точности, ясности и церковности формулировка того, что «лойяльными к советской власти должны быть и все те», для которых православие «дорого как истина, как жизнь со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом».

Правда, некоторые лица, имевшие «ревность не по разуму» возражали против этой декларации, даже откололись от нашей Церкви, возглавляемой Митрополитом Сергием, но это были единицы и на церковную жизнь они не оказали сколь либо существенного влияния.

Велико значение Святейшего Патриарха Сергия в искоренении обновленческого раскола и других подобных течений. Всю свою жизнь он твердо и мудро вел Церковь Российскую, основываясь на принципах декларации 1927 г. И словом, и делом он никогда не изменял принятому решению. И кровопролитнейшая война, навязанная нам фашистскими людоедами, воочию всем и ближним и дальним, и у нас и за границей — доказала его любовь к Церкви и Родине, доказала правильность его принципов и поведения. Он был «не кабинетным мечтателем», а верным хранителем и выразителем лучших традиций Русской Православной Церкви. Все верующие люди — епископы, клирики и миряне — пошли за ним и сохранили чистоту и неповрежденность Вселенской Истины, заключенной в нашей Поместной Церкви. «Хранитель благочестия» — верующий народ увидел в Патриархе Сергии своего действительно пастыря и пошел за ним. Увидели в нем истинного пастыря и обновленческие руководители и с раскаянием начали возвращаться в лоно Церкви.

Деяния Патриарха Сергия принадлежат истории. Его значение безусловно огромно, но и значение, в деле искоренения обновленчества, ближайших соратников почившего Патриарха — Митрополитов Алексия (теперь Святейшего Патриарха) и Николая, а также и других архипастырей и пастырей — тоже велико и плодотворно. Особенно велико значение нашего верующего народа, который своим верным религиозным чувством, преданностью догматико-каноническому укладу Церкви — не только дал возможность нашим Архипастырям избавить Церковь от раскола и сохранить ее в чистоте, но и заставил многих «колеблющихся» быть верными отеческим преданиям.

Не имея никаких корней в нашем верующем народе, молчаливо признавая неканоничность своего отделения от Православной Церкви, не дав абсолютно ничего ценного для развития церковной жизни, «модернизации» ее, обновленчество оказалось «пустоцветом» и в церковной и в гражданской жизни. Сейчас это ясно не только для нас, но и для самих обновленцев.

Та линия поведения, какая усвоена Православной Церковью в отношении советской власти, тот патриотизм и любовь к своей Родине, ее народам, какой мы видим во всех посланиях и выступлениях наших архипастырей и пастырей, все это нашло свой отклик в верующих и в их беспрерывных материальных пожертвованиях на дело обороны СССР, в их верности догматам и канонам нашей Церкви, в их нежелании признавать какие-либо группировки, идущие в разрыв с древне-отеческими церковными установлениями и нашим Православным епископатом во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием.

Доказательством этой церковной монолитности, этого «единения духа» архипастырей, пастырей и верующего народа является Поместный Собор Русской Православной, Церкви 1945 года, который происходил в присутствии представителей почти всех православных автокефальных Церквей. Этот Собор является торжеством правильности поведения почившего Патриарха и его преемника.

Вывод: не разъединение (я — Павлов, я — Апполосов, я — Кифин; I Кор. 3, 4), а единение (Все мы Христовы; I Кор. 3, 23) давало, дает и будет давать несокрушимую силу Русской Церкви в ее борьбе с разными раскольничьими группировками и полнейшую убежденность в своей нелицемерной и беспредельной любви к нашей Родине и советскому правительству.

Это «единение духа в союзе мира» да подаст Господь нашей Церкви во главе с ее Первоиерархом Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Ибо только оно—это единение — обеспечивает нам нормальную церковную жизнь «со всем догматикоканоническим и богослужебным укладом» в рамках Сталинской Конституции.

ПРОТОИЕРЕЙ Н. Х-ОВ

Система Orphus