В ЛЕНИНГРАДЕ

(27 марта — 2 апреля)

На мою долю выпало счастье сопровождать святейшего Алексия Патриарха Московского и всея Руси, в Ленинград. Духовенство и паства этого города давно уже имели желание соединить свои молитвы с особенно дорогим им владыкой и отцом, который в течение одиннадцати лет как митрополит Ленинградский являлся их церковным наставником и руководителем, пока Господу не угодно было призвать его на служение Церкви Божией в новом сане — Патриарха Московского и всея Руси. Святейший часто с особой теплотой говорил о своей ленинградской пастве и в словах его всегда чувствовалась большая любовь к своим духовным чадам. Мне пришлось быть свидетелем того ответного чувства любви и преданности, которое питают верующие Ленинграда к своему Святителю. Везде, где бы мне ни приходилось упоминать о Святейшем — в храмах, музеях, на выставке и, наконец, даже на почте и в гостинице, на лицах моих собеседников появлялась особая теплота и мягкость, под которыми, безусловно, скрывалось не только чувство глубокого уважения, но и заповеданная нам Господом нашим Иисусом Христом любовь к доброму пастырю. Зная об этих чувствах своей паствы, Святейший не захотел пышных встреч и потому он прибыл в Ленинград накануне того дня, в который его ожидали в Ленинграде.

Я снова вижу родной нашему русскому сердцу героический город Ленинград, который вызвал восхищение всего мира своей беспримерной в истории почти трехлетней оборонительной борьбой с немецкими захватчиками. На подступах к великому городу Ленина нашли себе могилу десятки и десятки тысяч немецко-фашистских солдат и офицеров. Несокрушима была наша оборона, кольцо которой буквально превратилось в кладбище вражеской техники. Красавец Ленинград с его бесчисленными дворцами и храмами, музеями, театрами, памятниками, одетой в гранит Невой, прекрасными мостами, улицами и площадями подвергался варварским налетам фашистской авиации и разрушениям от артиллерийских обстрелов. Еще и сейчас можно видеть на многих улицах и площадях разрушенные дома, но нельзя найти ни одного переулка, где бы жизнь не кипела ключом. Каждый ленинградец принимает участие в восстановлении своего любимого родного города. На улицах плакаты, призывающие жителей Ленинграда ликвидировать последствия блокады, залечить нанесенные раны городу-герою: «Мы отстояли тебя, Ленинград; мы и восстановим тебя». В один из дней своего пребывания в Ленинграде Святейший посетил вместе с духовенством выставку «Героическая оборона Ленинграда», которая ярко воссоздает картину обороны и жизни в городе в дни блокады. Святейший с большим интересом прошел все залы выставки, внимательно рассматривая представлен экспонаты. Очень сильное впечатление на посетителей производит мертвая теперь техника врага, обезоруженного и покоренного нашей славной и победоносной Красной Армией. Здесь можно видеть те самые дальнобойные орудия, из которых немцы обстреливали город. Из жерл этих холодных стальных пушек летели снаряды, убивая детей и мирных жителей, разрушая один из красивейших городов мира. По просьбе дирекции выставки Святейший записал свои впечатления и отзыв о выставке в специально предназначенный для этого альбом, дав высокую оценку этой грандиозной выставки, которая, по мнению Святейшего, правдиво и просто рассказывает о повседневном массовом героизме жителей города-героя и красноречивее всяких слов отвечает на вопрос «почему немцы не могли взять Ленинграда?» В то время, когда враг буквально стоял у ворот Ленинграда, Святейший лично сам видел и наблюдал этот всенародный патриотический героизм.

В самые тяжелые дни блокады, когда голод и бомбы сеяли смерть, Святейший, будучи тогда митрополитом Ленинградским, ежедневно совершал молебны в своем Никольском соборе, моля Господа Бога, Пречистую Матерь Божию, Святителя Николая и всех Святых сохранить град от нашествия иноплеменников, дать победу русскому оружию, спасти жителей от гибели. Эти молебствия совершались высокопреосвященнейшим митрополитом Алексием перед чудотворной иконой Святителя Николая в Никольском соборе, — и вот теперь в этом же соборе православные собрались, чтобы вместе с приехавшим Святейшим Алексием, Патриархом Московским и всея Руси, вознести Господу Богу свои горячие и полные благодарности Богу молитвы.

Величествен и прекрасен собор, сооруженный в XVIII веке. Особенно великолепна внутренняя отделка верхнего храма: праздничный и нарядный иконостас, покрытый золотом и небесной лазурью; вогнутые переходящие линии с изящными витьеватыми украшениями, которые дополняют и подчеркивают общий замысел художника. Собор залит потоком света, проникающим. через громадные окна с типичными для барокко барельефами, имеющие много общего с лепными украшениями Зимнего дворца. Еще более роднят собор с дворцом его прекрасные и легкие наружные колонны, данные архитектором для украшения фасада и придающие собору особую архитектурную собранность, гармоничность и изящество. На нас, москвичей, этот собор производит впечатление скорее дворца, чем церкви. Верхний храм в честь Богоявления Господня до отказу заполнен молящимися, которые собрались сюда со всех концов города. Открываются громадные церковные врата и все духовенство во главе с преосвященным Григорием, архиепископом Псковским и Порховским, выходит на встречу Святейшего Патриарха. В храме царит образцовый порядок и абсолютная тишина. Все ждут Патриарха. Наконец, в храм входит Святейший. Все оживает, все хотят быть ближе к дорогому Первосвятителю земли русской. Преосвященный Григорий встречает Патриарха теплыми словами, приветствуя его вхождение в этот святой храм в новом и самом высоком церковном сане Патриарха Московского и всея Руси. Раздается прекрасное и стройное пение. Святейший медленно направляется к солее. Так началась эта торжественная церковная служба, прошедшая в атмосфере сердечных и теплых молитв, которые исходили из глубины души всех присутствующих. В конце литургии особенно мощно прозвучало многолетие Патриарху, с большим внутренним подъемом произнесенное отцом архидьяконом Георгием, прибывшим вместе со Святейшим из Москвы, после чего Святейший произнес слово, тронувшее своей глубиной, простотой и особенной искренностью. Чувствовалось, что собравшийся народ вновь и вновь переживает те тяжелые дни, о которых вспоминает и говорит Святейший: на глазах собравшихся, жадно ловивших каждое слово, появились слезы, — послышались рыдания, дрогнул голос и у самого Святейшего и все увидели доброго пастыря, душу свою полагающего за овцы своя. Долго будет помниться трогательная и задушевная речь Владыки, который начал свою проповедь со следующих слов:

«Вспоминается мне, как под грохот орудий, под страхом смерти вы спешили притти в этот святой храм, чтобы излить перед Господом свои скорбные чувства. Вспоминаю я, как однажды вечером народ не мог разойтись после богослужения из-за артиллерийского обстрела и долго находился в храме. Вспоминаю я, как мы совершали богослужения под грохот разрывов, при звоне падающих стекол, и не знали, что с нами будет через несколько минут. Вспоминаю я, как в Пасхальную ночь враг предпринял особенно жестокий налет, и обрушились снаряды на храмы Ленинграда; и только потому, что пасхальное богослужение было перенесено на ранний час утра, мы избежали смертельной опасности. Вспоминаю я, как ежедневно по вечерам совершал я молебны перед чудотворной иконой Святителя Николая о всех вас, возлюбленные братия, о граде нашем, вспоминаю, как с иконой Царицы небесной «Неопалимая Купина» мы обходили наш храм с мольбой о сохранении нашего города и храма. Все это и многое другое вспоминается мне теперь, когда я вижу нас всех собравшихся сегодня в этом же святом храме.

Я вижу многострадальный наш город и теперь еще носящий язвы и раны пережитых страданий. Вместе с тем я вижу и помощь Господню, излившуюся на нас. И хочется мне сказать: Град возлюбленный! Много горького пришлось пережить тебе, но теперь ты, как Лазарь, восстаешь из гроба и залечиваешь свои раны, а скоро и предстанешь в прежней красоте.

Возлюбленные братие! Это время научило нас находить единственное утешение у Господа. Мы сердцем чувствовали над собою милость Божию. Но многие из нас и сейчас носят в своем сердце безграничную скорбь о потере близких. Сколько родных и близких людей мы потеряли! Сколько людей из тех, которые приходили в этот храм молиться с нами, ушли от нас! Теперь их нет с нами. Это время научило нас смиряться перед праведным Судом Божиим, который ведет нас через скорби к вечному спасению.

Я много мог бы еще сказать вам, много мог бы говорить о той любви, которую чувствую к вам, моей бывшей возлюбленной пастве; мог бы сказать, что с радостью хотел бы попрежнему продолжать свое служение среди вас, что хотел бы, чтобы Святейший Патриарх Сергий был жив, чтобы не случилось со мною того, что случилось. Но меня останавливает слово Христово: «Кто любит отца своего или матерь свою паче Мене, несть Мене достоин».. И я преклоняюсь пред волей Божией и только прошу Его небесной помощи. В первый день моего Патриаршества я обратился ко всей пастве Всероссийской и просил ее помолиться обо мне. С этой же просьбой обращаюсь и к вам. Вы лучше и больше других знаете меня. Я больше других знал и любил вас. И я надеюсь, что ваши молитвы будут духовной помощью в несении моего подвига.

Я призываю благословение Божие на град сей, на братий сопастырей моих, о которых сохраняю самые теплые воспоминания. Они разделяли со мной все труды, испытывали много скорбей, еще больше, чем я, и теперь несут тяжелый подвиг. Я надеюсь, что Господь подаст им силы в продолжении их пастырского служения. Я призываю Божие благословение на всех вас, братие и сестры, на ваши домы, на ваши семейства и на всех, кто прибегает к помощи Божией. Мы молились вместе с вами о наших дорогих воинах и о ставших в боях за. Родину, увенчанных за свой подвиг венцом славы в Царствии Небесном. И будем молиться, чтобы Господь простер благословение Свое над всей Русской Церковью и над дорогой Родиной нашей. Аминь».

По окончании слова Святейший начал преподавать благословение народу. Молящимися был сохранен полный порядок, каждый подходил тихо и спокойно, получая благословение Святейшего с особым благоговением и любовью. Более двух часов Владыка благословлял собравшихся.

Вся атмосфера храма была проникнута такой теплотой и искренностью, какая бывает в семье, долго ждавшей своего любимого человека и дождавшегося того радостного дня, когда, наконец, он приехал и находится здесь среди членов этой единой и дружной семьи. В таком близком единении было закончено это молитвенное собрание.

На следующий день Святейший отбыл в Москву.

Система Orphus