ПОСЛАНИЕ СОФИЙСКОГО МИТРОПОЛИТА СТЕФАНА К РУССКОМУ НАРОДУ [1]

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Слава Богу! На страх врагам, на радость друзьям в последние два года величественно, в беспримерной силе и славе выявилась несокрушимая мощь Русской страны: русский человек прославил себя новыми подвигами; русское воинство увенчано новыми лаврами блестящих побед; сила жестокого врага сломлена; кровожадный зверь смертельно ранен и, истекая кровью, ползет в свою берлогу; Русская Армия вступила в пределы Болгарии, чтобы еще одним освободительным подвигом увековечить себя; удивленный мир переживает знаменательнейший момент своей истории, стоя пред началом новой эры, новой жизни; уверенный не только в военной мощи, но и в возвышенности стремлений и послевоенных планов союзных держав-победительниц, он спокойно, со светлой надеждой смотрит на будущее.

В этот исключительный момент я, благоговеющий пред Освободительницей моей Родины, обязанный ей и своим богословским просвещением и своим вторым, духовным рождением, испытываю настоятельную потребность, чувствую священный долг обратиться ко всегда мною чтимому, любимому, славному русскому народу.

Великие в страданиях и подвигах, беспримерные в великодушии, самоотвержении и жертвенности, русские люди!

Последние три года, годы вашей борьбы с могущественнейшим в мире врагом, годы ваших тяжких испытаний и страданий, блестящих побед и бессмертной славы, огненными буквами будут записаны на страницах не только вашей, но и всемирной истории.

Отныне из рода в род, из поколения в поколение, как дивная, волшебная сказка, будет передаваться повесть о том, как гордый и надменный, жадный и ненасытный западный враг быстро разгромил ряд соседних армий, заполонил земли соседних народов и ограбил их достояния; как затем всей своей силой обрушился он на Русскую землю, грабя и уничтожая все на своем пути, дошел он до Москвы и Ленинграда, до широкой Волги и высокого Кавказского хребта; и как потом, почуя смертельную опасность, откликнулся Русский народ на призыв своего Вождя, сплотился в дружную рать... И сражен был враг, и погибла слава его с шумом.

Тем величественнее и славнее ваша, русские люди, победа, чем могущественней и страшней ваш враг.

За время войны этот враг достаточно проявил себя. Если в течение трех лет вы, русские люди, наблюдали его, как врага-разбойника, жестокого и дерзкого, кровожадного и бесчеловечного, то мы за четыре года узнали его, как друга-хищника, узурпатора, коварного и бессердечного, жадного и ненасытного, поедающего не только противников, но и друзей своих, признающего только свое право на жизнь и пользование земными благами.

За три года войны с вами он обратил в пустыню плодоноснейший юг и запад вашей страны, превратил в груды развалин тысячи ваших сел и городов, ограбил даже Стоявшие на площадях ваши монолитные исторические памятники, одних замучил, других угнал в рабство миллионы ваших граждан. В течение веков его имя будет произноситься у вас с ужасом и проклятиями; матери будут пугать им своих детей. Но за четыре года дружбы с нашими правителями ограбил он и поработил материально и духовно и нашу, называвшуюся им дружескою, страну. Эти четыре года запишутся в болгарской истории, как годы тягчайшего, разорительнейшего для нашей державы рабства, опустошившего ее материально и развратившего ее морально. Правда, большинство наших городов и сел не сожжены и не разрушены, как ваши, по. которым с огнем и мечом прошел этот враг, но наша, текущая молоком и медом страна им обобрана, жители ее обречены на недоедание и голод. В это самое время тевтонскими агентами пресса наша была развращена, все честное, правдивое и сильное придушено, выдвинуто безвольное, безличное, продажное. Гордящиеся своей культурой германцы показали себя у нас духовными дикарями; назывались друзьями, а были насильниками.

Это враг лживый в своих заверениях, всегда корыстный в своих действиях. Он и доселе продолжает уверять, что вторгся в вашу страну, чтобы спасти мир от якобы угрожавшего ему советского шовинизма, когда действительною целью тевтонов было ограбление, разорение вашей страны, захват и порабощение лучших ее областей.

Это враг не только ваш, но и наш; это враг всего славянства, которое он ненавидит, как опасную для себя силу, смотрит на него, как на навоз для немецкой земли, и не перестает мечтать о полном поражении и порабощении его.

На всем протяжении свыше тысячелетней истории славянства он всегда строил козни, сеял смуту, ставил разные преграды, чтобы обессиливать, разъединять славянские народы, препятствовать их культурному развитию и прогрессу.

Чтобы исторически представить сложную сеть тевтонских интриг, подвохов и коварных преступлений против славянства, потребовалось бы много времени. Ограничусь несколькими моментами.

На заре славянской истории, когда славянские страны, принимая христианскую веру, начали входить в семью культурных народов, просветителями их явились св. братья Кирилл и Мефодий. Их злейшими врагами, пытавшимися остановить их дело, выступили швабы. Св. Мефодий, после смерти своего брата (ум. в 869 г.), трудясь в Моравии, испытал на себе всю силу их злобы. Швабами был восстановлен против него Моравский князь Святополк; швабами же св. Мефодий был оклеветан пред папою; ими же в 872 году он был заточен в тюрьму, в которой томился два с половиною года.

Драгоценною ценою, ценою жизни двухсот тысяч своих сынов Россия заплатила за дарованную моей Родине свободу. Сан-Стефанский договор открывал для моей Родины возможность светлой жизни. Германия на Берлинском конгрессе свела этот договор к тому положению, которое стало потом причиною нескончаемых смут, волнений и войн.

Германия Вильгельма и Бисмарка играла в дружбу с русским царским правительством и в то же время не переставала подкапываться под Русскую державу, между прочим, всячески поддерживая и денежно субсидируя разных русских сектантов и немецких колонистов, чтобы иметь авангард при нападении на Россию.

Тайно и явно, подкупами, подпольными интригами и открытой пропагандой, наветами и ложью Германия не переставала сеять рознь между нашим народом и его освободительницей, святою Русью, стараясь убить в нем веру не только в силу и мощь, но и в честь и бескорыстие вашего народа, даже в деле беспримернейшего по бескорыстию и братолюбию освободительного подвига 1877—1878 годов.

Но наветам поддались — одни наивно, другие корыстно—отдельные лица, а не целый наш народ. Слишком крепки узы, соединяющие его с освободительницей.

В пору турецкого рабства привык наш народ возлагать все свои надежды только на Дедо Ивана, как он называет Россию, уповать на его защиту, от него ждать спасения.

Память об Освободительной войне 1877—1878 годов не умирает в сознании нашего народа. Никакие подделки истории, никакие усилия тевтонских клевретов не смогли поколебать веру болгар в Россию и их крепкую любовь к ней. И в эти годы, с начала ваших великих испытаний, а потом славных ваших побед, наш народ открыто скорбел вашими печалями и радовался вашими радостями, не считаясь ни с настроением и велениями правящих кругов, ни с угрозами немцев. Запечатанные во всей стране радиоаппараты, переполненные политическими тюрьмы, партизанские отряды и многочисленные казни были очевидным тому доказательством. Народ верил и верит, что Россия в союзе с великими державами — Англией и Северо-Американскими Штатами — сломит жестокого врага и спасет Болгарию от тевтонских цепей. Он прославлял вождей этих держав, нашедших язык, чтобы сговориться между собой для дружной борьбы с врагом мира и свободы. Он убежден, что мудрые вожди смогут преодолеть все трудности, доведут дело до победного конца и утвердят мир в мире, после чего и в международных и в общечеловеческих отношениях наступит новый порядок, которым будут руководить не эгоизм, неправда и всякие насилия, а свобода, справедливость, равенство и истинно христианское братолюбие.

И ныне наш народ радуется, что именно в Белокаменной Москве, под сенью священного Кремля, у Маршала Сталина собрались высшие представители союзных держав — Англии и Северо-Американских Штатов — для решения важнейших вопросов, связанных с окончательной победой над врагом и с водворением после победы благословенного мира на земле. Да поможет им Господь в их трудах и благих намерениях!

Все мы видим счастливое предзнаменование в том, что в Москве, в сердце нашей Освободительницы, а не в другом каком месте, при участии нашей делегации, будет совершен суд над нашим народом, оказавшимся на скамье подсудимых за преступления своих правителей, игравших его судьбою, не считавшихся ни с его волею, ни с влечениями его сердца. Болгарский народ уповает, что на этом суде не одна будет соблюдена правда, но и проявлена милость, что не будет на него наложено бремя, превышающее и его вину и его силы и возможности.

Наш народ надеется, что прославленный и возвеличенный русский народ отныне станет в семье славянских народов действительно старшим братом, под мудрым и мощным воздействием которого меньшие славянские народы, не теряя своей самобытности и своих национальных идеалов, сплотятся в дружную семью, сильную сознанием своего славянского единства и общности своих врагов, и уже более не повторятся между ними те несогласия и раздоры, которые раньше заканчивались непримиримой враждой, а иногда и братоубийственными кровопролитиями.

Под благодетельным воздействием русского народа заря такого единения славянских народов уже занялась. Возглавляемые маршалом Тито юго-славянские народы и наш болгарский народ только что, предав забвению вражду и совершенные неправды, протянули друг другу руки и ныне совместно, братски борются с врагом славянства.

Верим мы, что русскому народу Промыслом указано и иное, мессианское назначение. Только ему одному свойствен особый мистицизм, в прошлом проявлявшийся в стремлении русских людей к высшим идеалам, в их неудовлетворенности земным и искании небесного, в самоотвержении и жертвенности для спасения ближнего, страдающего брата, а в настоящем выявляющийся в восприятии ими материализма как стремления к правде, как насаждения в душах советских граждан честности, верности, гуманности, строгого отношения к долгу, уважения к человеческой личности, почтения к старости, преклонения пред дарованием и подвигом. Скорбящие об оскудении идеализма в мире возлагают свои надежды на русский народ, что он своим мистицизмом сможет спасти осуетившийся, погрязший в эгоизме, одряхлевший мир.

За последнюю четверть века творческие силы русского народа возросли во много раз. В прежнее время в интеллектуально-творческой жизни страны участвовала лишь незначительная, аристократическая часть русского народа, в прошлом имевшая большие заслуги, а к последнему времени изжившая себя, оскудевшая и в талантах и в любви к своей Родине, потерявшая способность к необходимому для страны плодоношению, как теряет такую способность зерно, в продолжение многих лет сеявшееся на одной и той же ниве. Многомиллионный же простой народ, богатый дарованиями, таивший в себе великие силы, уподоблялся целине, которую никто не хотел обработать и засеять. И только отдельные лица из простого народа — Ломоносовы, Кольцовы, Шевченки и другие, благодаря счастливым случайностям, получали возможность проявить силу своих талантов.

Ныне весь русский народ выведен на творческую работу. Отныне для всех талантов открыт полный простор. Уже за это одно, если бы и не было других достижений у Русской революции, нельзя не признать ее для России благодетельною и морально необходимою.

Теперь еще больше, чем в пору поэта, в Россию можно верить, — верить и в ее могучие силы, и в ее славное будущее.

Хочется верить и в то, что проявивший свое величие в легендарных подвигах и удививший весь мир победами, русский народ, во главе со своими вождями и правителями, проявит величие и во всегда украшавших русское сердце великодушии и всепрощении по отношению к своим соотечественникам, в прошлом волею или неволею согрешившим пред своей Родиной, а ныне горящим любовью к ней и желанием отдать ей все свои силы.

На это надеются, этого ждут все истинные друзья России.

Я кончаю свою речь.

Веруя и всегда исповедуя, что во власти Всевышнего и царства (Дан. 4, 14) и судьбы человеческие (Мф. 10, 29—30), я вместе со своей паствой усердно молю Господа, да укрепит Он силы союзных держав, да поможет Он им достигнуть скорой и полной победы и затем осчастливить исстрадавшиеся народы благословенным миром.

Пламенно молю Вседержителя да увенчает Он славою и честью освободительный подвиг великого русского народа; продолжительным миром, благоденствием и всякими земными и небесными благами да украсит Он всю его последующую жизнь.

Да здравствуют, растут и процветают народы Советского Союза!

Да здравствует славная, воистину победоносная Русская Армия и ее мужественный Вождь!

[1] Произнесено презъ м. ноемврий 1944 г.

Система Orphus