ЛЕТОПИСЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

МАРТ (добавление)

17. День кончины Иоакима, девятого патриарха Московского и всея Руси. Родился в 1620 г.; происходил из рода Савеловых. Постриженник Киевского Межигорского монастыря; в 1657 г. перешел в Иверскую обитель; в 1664 г. — архимандрит Чудова монастыря; в 1673 г. возведен в сан Митрополита Новгородского; в 1674 г. посвящен в Патриархи Московские и всея Руси. Много содействовал объединению Церкви, уничтожению местничества; заводил школы, богадельни, дома для нищих. † в 1690 г.

АПРЕЛЬ (добавление)

15. День кончины Иосифа, пятого патриарха Московского и всея Руси. Из архимандритов Симонова монастыря; посвящен в Патриархи Московские в 1642 г. По вступлении на патриарший престол издал обращенное к духовенству «Поучение; в 1646 г. — «Наказ» по поводу различных нестроений в русской жизни. При нем было напечатано немало богослужебных книг, но с некоторыми неправыми раскольническими мнениями о двоеперстии и пр., и состоялось посольство на Восток для сличения веры. Принимал меры к насаждению школьного образования в Москве. † в 1652 г.

МАЙ

4. День кончины Феодосии* [1], великой княгини Владимирской, матери св. Александра Невского и св. Феодора, в иночестве Ефросинии. † в 1244 г. Погребена в Юрьевом монастыре, близ Новгорода. В минувшем году исполнилось 700 лет со дня ее праведной кончины.

5. День кончины Адриана* Монзенского, строителя Благовещенского монастыря в Костромских пределах. † в 1619 г.

В тот же день кончина Пахомия (Симанского), епископа Устюжского и Тотемского. Из архимандритов Волоколамского Иосифова монастыря; в 1758 г. хиротонисан во епископа учрежденной в этом году Тамбовской и Пензенской епархии. В 1766 г. перемещен на кафедру Устюжскую и Тотемскую; в 1767 г. удалился на покой в Новоспасский монастырь. † в 1789 г.

8. День кончины Ефросинии*, княгини Псковской, в монашестве Евпраксии. † в 1243 г., убитая пасынком. Погребена в Иоанно-Предтеченском монастыре во Пскове.

9. День кончины Иосифа (Литовкина), иеросхимонаха Оптиной пустыни. Родился в 1837 г. в с. Городище, Старобельского уезда, Харьковской губернии, в крестьянской семье. В 1861 г. вступил в Оптину пустынь, в 1872 г. пострижен в монашество, в 1877 г. последовательно посвящен в сан иеродиакона, а потом иеромонаха. В 1891 г. награжден набедренником. Верный делатель на ниве Божией, стяжавший истинный дух молитвы, был достойным преемником о. Амвросия. В 1893 г. сделан общебратским духовником; труды его были отмечены; в 1896 г. был награжден наперсным крестом. † в 1911 г.

10. День кончины Дионисия*, архимандрита Радонежского; уроженец Ржева, постриженник и впоследствии настоятель Старицкого Успенского монастыря. В 1610 г. свт. Гермоген вверил ему управление Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. Деятельность его в Смутное время отмечена смелым патриотизмом и глубочайшим милосердием. Будучи продолжателем после кончины святителя его дела, он развернул, кроме того, широкую помощь голодавшим, открыв для них монастырские житницы, учредив странноприимные дома и больницы в подмонастыр- ских слободах. В 1616 г. ему было поручено исправление требника. † в 1633 г.

12. День кончины Антония (Медведева), архимандрита, наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Родился в 1792 г. в с. Лыскове в семье вольноотпущенных крестьян. Грамоте обучался дома, работал фельдшером в сельской больнице, а в 1812 г. — при Нижегородском ополчении. В 1818 г. вступил в Саровскую пустынь, откуда в 1820 г. перешел в Высокогорскую Арзамасскую, где в 1822 г. был рукоположен во иеромонаха, а в 1826 г. назначен ее строителем. Пустынь под его управлением прославилась добрым монашеским устроением и украсилась храмами. В 1831 г. по желанию святителя Филарета принял в управление Свято-Троицкую Сергиеву лавру с возведением в сан архимандрита и 46 лет проходил свою многотрудную должность, вникая во все отрасли многосложного лаврского хозяйства. Он содействовал изданию первого жизнеописания преподобного Серафима, Паисия Величковского и других, открыл Гефсиманский скит с весьма строгим уставом. Выполняя завет преподобного Сергия, стал безвозмездно предлагать трапезу нищим и убогим; во время голода в 1839 г. помощь эта достигла огромных размеров. В 1838 г. основал дом призрения с больницей и церковью при ней. Исполненный духовного рассуждения, всегда деятельный и бодрый духом, он проявлял особую любовь к благотворению.† в 1877 г.

13. День кончины Макария, игумена Глушицкого. † в 1462 г. В тот же день кончина о. Алексия* Бортсурманского. Родился в 1762 г. в семье пастыря. Окончив Нижегородскую семинарию, был рукоположен во священника к церкви Успенья Пресвятой Богородицы села Бортсурман и всецело посвятил себя Богу и людям. Был широко известен милосердием и благодатными дарами, так что преподобный Серафим многих направлял к нему, называя его «звездой, горящей на христианском горизонте». † в 1848 г.

14. День кончины игумена Пахомия*, основателя Кенского Спасского монастыря в Каргопольском уезде. † в 1492 г.

15. (2 мая) день кончины Сергия (Страгородского), двенадцатого патриарха Московского и всея Руси. Родился в 1867 г. в Арзамасе, в семье протоиерея, где получил глубоко религиозное воспитание. К 1880 г. поступил в Нижегородскую семинарию, а в 1886 г. — в С.-Петербургскую духовную академию, которую и окончил в 1890 г. со степенью кандидата богословия. В год окончания был пострижен и рукоположен во иеромонаха. В том же году ((1890 г.) последовало его назначение в Японию в качестве члена Православной духовной миссии. В 1893 г. вызван в Петербургскую духовную академию и назначен доцентом по кафедре Св. Писания Ветхого Завета. В 1894 г. назначен инспектором Московской академии и в том же году — настоятелем русской посольской церкви в Афинах с возведением в сан архимандрита. В 1897 г. последовало вторичное назначение его в Японию в качестве помощника начальника Православной духовной миссии. В 1899 г. был назначен инспектором С.-Петербургской академии, а в 1901 г. — ректором ее и хиротонисан во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургского. В 1905 г. состоялось назначение его на кафедру архиепископа Финляндского. В 1906 г. участвовал в сессии Св. Синода, председательствовал в Учебном комитете, занимался исправлением текста богослужебных книг. Во время Собора 1917—1918 гг. возведен в сан митрополита; последовательно занимал кафедры во Владимире на Клязьме и Нижнем-Новгороде. В 1925 г. к нему перешло управление Православной Русской Церковью. В 1934 г. ему был присвоен титул «Блаженнейшего Митрополита» с правом ношения двух панагий и преднесения креста при богослужении. 8 сентября (26 августа) 1943 г. Собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября (30 августа) состоялась его интронизация в Московском кафедральном Богоявленском соборе.

Перу Святейшего Сергия принадлежит несколько превосходных трудов по богословию, обличающих высокую эрудицию, глубокий ум и чистейшие православность и каноничность. Из них надлежит отметить диссертацию его «Православное учение о спасении», за которую он был удостоен степени магистра богословия, а также «Вопросы о личном спасении» и «Вечная жизнь, или высшее благо». Заслуги почившего Патриарха перед Церковью и Родиной неизмеримо велики; мудрое правление его принадлежит истории. От великих и славных трудов своих почил о Господе в 1944 г.; погребен в Николаевском приделе Кафедрального Богоявленского собора в Москве.

16. День кончины Феофании (Готовцевой), игуменьи Петербургского Новодевичьего монастыря. Родилась в 1787 г. В 1818 г. пострижена в Горицком монастыре, откуда как прекрасный организатор и умудренная опытом подвижница была призвана в 1845 г. к устроению новой общины в Петербурге. † в 1866 г.

17. День кончины Амвросия (Юшкевича), архиепископа Велико- Новгородского и Велико-Лукского. Питомец Киево-Могилянской академии; в 1734 г. «за утеснение от Польши» взят из Виленского Св. Духова монастыря в Петербург; в том же году — архимандрит Симонова монастыря, а затем Ипатьевского монастыря. В 1736 г. хиротонисан во епископа Вологодского и Белозерского. В 1740 г. перемещен на кафедру Велико-Новгородскую и Велико-Лукскую; возведен в сан архиепископа, назначен первоприсутствующим членом Св. Синода. Непримиримый враг немецкой придворной клики, с воцарением Елисаветы Петровны стал видным ее сторонником. Один из замечательнейших иерархов того времени; с именем его связаны две попытки (5 апреля 1742 г. и 10 мая 1744 г.) восстановления патриаршества. † в 1745 г.

18. День кончины архимандрита Макария* (Глухарева), основателя Алтайской духовной миссии. Родился в 1792 г. в Вязьме, в семье священника. В 1813 г. окончил Смоленскую семинарию, а в 1817 г. Петербургскую академию со степенью магистра и был назначен инспектором Екатеринославской семинарии; в 1821 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Костромской семинарии и настоятелем Богоявленского монастыря. Стремясь к созерцательной жизни, в 1825 г. уволился в Киево-Печерскую лавру, но в 1829 г. по призыву архиепископа Тобольского Евгения (Казанцева) уехал миссионером на Алтай, где 15 лет ревностно проходил подвиг апостольского служения. В 1844 г., вследствие крайнего упадка сил, удалился в Троицкий Волховский монастырь Орловской епархии. † в 1847 г.

19. День кончины Димитрия* Донского, великого князя Московского. Воспитанный св. Алексием, Митрополитом Московским, прославился победой над Мамаем в 1380 г. По словам летописи, «зело добродетелен бысть, в посте пребывая, под царскою багряницею на теле своем власяницу имея». † в 1389 г.

В тот же день кончина Михаила* (Доброва), епископа Оренбургского и Уфимского. Родился в 1795 г. в семье причетника. В 1818 г. окончил академию со степенью баккалавра; в 1820 г. назначен инспектором Московской семинарии и преподавателем словесности и философии; возведен в сан архимандрита; в 1821 г. — ректор Смоленской семинарии и преподаватель богословия. В 1825 г. назначен в Тверскую семинарию и настоятелем Острого-Успенского монастыря. В 1831 г. хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. В 1835 г. удалился в Уфимский Успенский монастырь, где, подобно св. Тихону Задонскому, продолжал неленостно служить людям. Один из иерархов, горячо поддерживавших отмену крепостного права. † в 1858 г.

В тот же день кончина великого князя Владимира* Всеволодовича Мономаха. Из рода князей Черниговских; прославился победами над врагами; много трудов и сил положил на умиротворение Руси, примиряя враждовавших удельных князей. † в 1125 г.

20. День кончины Иакова* (Вечеркова), епископа Нижегородского и Арзамасского. Родился в 1792 г. в селе Серебровке, Курской губернии в семье дьякона. В 1814 г. окончил Белградскую семинарию, в 1819 г. — С.-Петербургскую академию; назначен инспектором Орловской семинарии и ректором Севских духовных училищ. В 1823 г. состоит ректором Екатеринославской семинарии; в 1827 г. возведен в сан архимандрита. В 1832 г. хиротонисан во епископа Саратовского. В 1847 г. перемещен на Нижегородскую кафедру. Много потрудился по искоренению раскола в своей епархии; красноречивый проповедник, он ласково и любовно убеждал заблудших вернуться в лоно Матери-Церкви; труды святителя увенчались блистательными успехами. Заботился также о храмоздании, оказывал помощь бедным и больным, раздавая неоскудную милостыню. В 1849 г. возведен в сан архиепископа. † в 1850 г.

В тот же день кончина Сильвестра (Головатского), митрополита Суздальского. Из архимандритов Свияжских в 1749 г. возведен в сан митрополита и назначен в Сибирь. В 1755 г. перемещен в Суздаль. † в 1760 г.

21. День кончины Кирилла*, епископа Ростовского. Из архимандритов Рождественского монастыря. Был хиротонисан во епископа Ростовского в 1231 г., в нашествие Батыя проявил себя истинным отцом своей паствы, предпринимая опасные путешествия в Орду и склоняя хана к милости. Летопись именует его «блаженным и учительным». Ему принадлежит известное в рукописи «Поучение попом». После тридцатилетнего подвижнического служения † в 1262 г.

В тот же день кончина Амвросия (Подобедова), митрополита Новгородского и С.-Петербургского. В 1771 г., состоял префектом, в 1774 г. — ректором Славяно-греко-латинской академии. В 1778 г. хиротонисан во епископа и назначен викарием Севским. В 1782 г. — епископ Крутицкий. В 1785 г. возведен в сан архиепископа и пере

[1] Звездочкой (*) отмечены имена усопших, неканонизованных, но почитаемых за свою богоугодную жизнь.

Система Orphus