ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, ЧТО В СОКОЛЬНИКАХ

Очерк

Ни про одну из московских церквей нельзя сказать, что она сколько-нибудь повторяет или напоминает другую. Храмы, украшающие нашу славную столицу, удивляют прежде всего своей оригинальностью. У каждого особый облик, своеобразная история. Они различаются местоположением, возрастом, архитектурным стилем, убранством, традициями. Свидетели многих выдающихся событий отечественной истории, они вместе с тем остаются вехами роста и развития города и занимают в его архитектурном ансамбле достойное место. Если два-три века тому назад храм, живописно расположенный на холме близ Успенского вражка, был виден на большое расстояние кругом и как бы доминировал над местностью, то теперь громадные дома и здания обступили его вплотную, и все-таки он не сливается с окружающим. Это представляет собой прекрасную иллюстрацию того положения, что каким бы динамичным и учащенным ни становился пульс жизни в наши дни, стремление человеческой души к Богу составляет прочную и незыблемую основу существования людей.

Нет надобности много писать о том, какими прекрасными и ценными источниками для изучения истории нашей Родины и «первопрестольного града» (так величают Москву старинные документы), русской военной техники, строительного искусства и живописи являются монастыри и храмы столицы. Одни только стены Новодевичьего монастыря могут сообщить внимательному и пытливому исследователю больше важных и интересных сведений, чем он сумел бы почерпнуть из нескольких объемистых книг.

Среди московских храмов есть древние и прославленные, как, например, Покровский собор XVI века, известный всему миру как шедевр русского зодчества, — есть молодые и не столь именитые, около которых не успели еще нагромоздиться наслоения легенд. Об одном таком храме, который начал строиться в самом конце прошлого века и освящен всего лишь в 1913 г., и пойдет речь в настоящем очерке.

Ничем внешне не выделяется окруженный низенькими деревянными домиками и строениями храм Воскресения Христова, что в Сокольниках. Не возвышаются над ним причудливые купола, или многоярусная колокольня, не подпирают его массивные колонны с тяжелыми карнизами, не замыкает длинная ограда с выстроившимися в шеренгу чугунными копьями. Простые добротные стены из красного кирпича, небольшие галлереи у боковых дверей, широкая деревянная паперть. Такой храм куда более характерен для тихого провинциального города или дачной местности, чем для громадной и оживленной столицы. И когда, глядя со стороны, получаешь такое невыгодное впечатление, то и остальное дорисовывается воображением примерно так: низкие мрачные своды, темные образа с плохо различимыми фигурами и ликами, теснота, мешающая молящемуся сосредоточиться.

Но стоит только открыть входную дверь, как невольно останавливаешься от изумления. Контраст между самым непримечательным внешним видом храма и его внутренней обстановкой необыкновенен. Первое, что поражает богомольца, — монументальность и простор. А затем — поразительное устремление вдаль, которое воздействует очень сильно. Точно поток подхватывает тебя с первого шага и несет плавно, чтобы опустить перед прекраснейшим алтарем, который завершает это устремление.

Алтарь — главная часть храма, и это выразительно подчеркнуто всей его композицией. Высокая ниша, где он расположен, как бы вырастает еще оттого, что иконостас доведен только до трети ее высоты. Небольшой по размерам, алтарь прозрачен, праздничен. Престол с находящимися на нем Евангелием и Дарохранительницей облачен в нарядные пелены и защищен у подножия стеклянным футляром. Повсюду знаки архипастырского достоинства: к красочному запрестольному образу — картине в позолоченной раме, изображающему снятие Спасителя с креста, осторожно прислонились рипиды. Под ним — маленькая тумбочка, на которой преосвященный восседает, слушая чтение Апостола. Ни одного лишнего предмета, ни одного упущения. Безукоризненный порядок и чистота делают честь тем, кто так любовно заботится о святилище.

Здесь же следует отметить архитектурную особенность храма — галлерею вокруг горнего места, благодаря которой все переходы прислуживающих совершаются незаметно и не мешают богослужению. Боковые двери соединяют главный алтарь с соседними, так что все три престола расположены почти на одной линии. В алтаре левого придела во имя Св. первоверховных апостолов Петра и Павла сооружена оригинальная звонница. Искусно подобранные, маленькие медные колокола, перебираемые опытными руками, возвещают молящимся о приближении того или иного момента богослужения.

Иконостас кипарисового дерева, увенчанный множеством крестов, необычайно изящен. Изображения ангелов, апостолов и пророков четки и многоцветны. Розовые, голубые и оранжевые тона переливаются в темнокоричневой оправе. Будто верные стражи в начищенных доспехах, вытянулись на амвоне подсвечники.

Многоступенчатая лестница ниспадает отсюда в среднюю часть храма. Словно четыре кариатиды, поддерживают мощные устои купол с благословляющим Христом. Свет, струящийся через высокие и узкие окна, мягко озаряет громадную площадь, точно предназначенную для большого и важного Собрания деятелей Церкви и торжественных обрядов. Даже в один из двунадесятых праздников, когда молящихся было так много, что если бы собрать их в других стенах, они не смогли бы пошевельнуть рукой, храм оставался далеко не заполненным.

Гигантские ниши алтарей, остроконечные зубцы на вершинах иконостасов, прорези окон, стрелки бра вдоль стен, умелая экспозиция святынь и утвари, как бы почтительно раступившихся по сторонам, помыслы и молитвы собирающихся здесь людей органически дополняют друг друга и сливаются в одном мощном аккорде: «Горе имеем: сердца!»

Отсутствие живописи нисколько не нарушает этого единства цели, .а, напротив, еще больше содействует ему. Из отдельных фрагментов ее, разбросанных в нескольких местах, можно отметить наиболее крупный — панно «Нагорная проповедь» на западной арке храма.

В Воскресенском храме обитает одна из самых чтимых нашим народом чудотворных икон — Иверская икона Божией Матери. Только отлично знакомые верующим москвичам линии и краски прославленной иконы да белоснежный навес, вышитый неизвестной почитательницей, останавливают внимание молящегося: Высокая Гостья разместилась в одном ряду с обыкновенными образами простого письма. Исключительно скромно и удачно, в полном соответствии с господствующим в храме стилем возвышенной простоты. Поблизости же, в уютном уголке придела установлена другая чудотворная икона Божией Матери, Боголюбская, некогда украшавшая Варварские ворота Китай-городской стены.

Как любая из московских церквей, храм живет полнокровной жизнью. Службы, совершаемые высокопреосвященным Виталием, архиепископом Тульским и Белевским, протекают неспешно и стройно. Владыка Виталий — высокий и бодрый старец с пышной седой бородой — словно забывает о немалом грузе лет, лежащем за его плечами, и служит легко и благолепно. Лирические и задушевные стихи владыки, которые часто помещаются на страницах нашего журнала, как нельзя более гармонируют с его добрым, располагающим лицом.

Особенно большое стечение верующих наблюдается в воскресные и праздничные дни. Местное духовенство, вдохновляемое прекрасным примером преосвященного, служит с подъемом и старанием, усердно исполняет требы богомольцев. После литургии одна группа людей окружила настоятеля о. Андрея Расторгуева и молебствует перед Иверской иконой. В правом приделе творит поминовение усопших о. Иоанн Флерин. Среди воспреемников и сопровождающих их лиц возвышается фигура о. Клеоника Вакуловича, с большим тщанием совершающего таинство крещения. Третий час дня уже на исходе, а люди точно позабыли о своих домах, семьях, заботах и все продолжают молиться...

История храма напоминает до некоторой степени человеческую жизнь. Напоминает тем, что ее медленное и однообразное течение прерывается порой яркими и насыщенными эпизодами. События 31 января—2 февраля с. г. представляют собой самую красочную страницу в небольшой еще летописи храма. Сюда, под эти высочайшие своды со всех концов необъятного Союза и из-за его рубежей стеклись выдающиеся архипастыри на Поместный Собор Русской Православной Церкви. На радость всему православному миру, а особенно верующим нашей Родины, Собор возвел на вдовствовавшую кафедру Патриарха Московского и всея Руси самого достойного кандидата — ныне Святейшего Алексия и принял решения по многим важным вопросам церковной жизни. Возглавление Русской Православной Церкви новым, умным и деятельным Патриархом-патриотом является прочным залогом того, что еще ярче и многообразнее засияет светоч православия в нашем отечестве.

Поэтому еще светлее и просторнее стало в славном храме, после того как Благодать Святого Духа собрала в нем тех, кому поручено «право править слово Его Истины». Поэтому еще теплее и задушевнее льются молитвы верующих перед его святынями. Каждый из нас, очутившись в этих уютных стенах, как бы видит перед собой сонм великих мужей православия, поющих вдохновенно «Аксиос!», видит застенчивую улыбку на знакомом и дорогом лице Патриарха и еще сильнее испытывает радость по поводу свершившегося. А православные люди во многих уголках земного шара с восхищением любуются снимками храма Воскресения Христова, бывшего в эти приснопамятные дни лоном важнейшего и славного, дела.

Такая лучезарная глава, которую вписали в историю храма Воскресения Христова, что в Сокольниках, деяния Поместного Собора, послужит к его украшению во сто крат больше, чем фрески самого прославленного художника.

ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВ

Система Orphus