С. М. СОЛОВЬЕВ

(К 125-летию со дня его рождения)

14 (1) июня 1945 г. исполняется 125 лет со дня рождения знаменитого историка России Сергея Михайловича Соловьева.

Его монументальный труд — «История России с древнейших времен» — занимает одно из самых первых мест среди исследований о жизни нашей родины, нашего народа. Но, помимо своего специального — в сфере науки — значения, личность С. М. Соловьева замечательна и вообще как большого общественного деятеля и верного сына родины и как человека большой моральной высоты и религиозной настроенности.

Вся жизнь и ученая деятельность С. М. Соловьева, действительно, были замечательным явлением по своей содержательности, по всецелой проникновенности высокой идеей, по определенности своего направления.

Как на всякого большого деятеля, на С. М. Соловьева были и есть разные взгляды, но все должны одинаково признать, что это был прежде всего — человек труда, убежденный, вдохновенный, идейный. «Если фактами в жизни ученого являются его труды», — говорит его биограф, — «а событиями — его мысли, то в истории нашей науки и литературы было немного жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь Соловьева» [1]. Это был воистину избранник Божий, и Господь наделил его полными десятью талантами, из которых он ни одного не зарыл, а все возрастил и преумножил.

В С. М. Соловьеве проявилось редко удающееся совмещение в одном лице качеств, которым и удивлялись, и которые дали возможность так полно проявить ему себя, — это основательная научная подготовка, широта исторического взгляда, любовь и способность к непрерывной умственной работе, уменье беречь время, сила воли и, наконец, запас физических сил [2]. Но ко всему этому он сам совершенно определенно и с ясным сознанием ставил себе идеал жизни — строгое исполнение- долга, и всю жизнь неуклонно ему следовал. Когда в тяжелое время жизни Московского Университета его стали просить принять на себя обязанности ректора, он, подумав, ответил: Принимаю, потому что трудно» [3]. Он не боялся работы. «Великая русская земля требует и работы великой», говорил он, и в течение всей своей жизни служил этой высокой идее [4].

Исследователь минувших веков и разнообразных отношений русской жизни, — области, где так легко осветить то или другое явление под углом предвзятой мысли, Соловьев был в высокой степени честен в этой своей специальной сфере: это был, — по отзыву другого знаменитого нашего историка Ключевского, — ученый со строгой, хорошо воспитанной мыслью, не смягчавший «черствой правды действительности в угоду патологическим наклонностям времени».

«Русский до мозга костей, он никогда не закрывал глаз, чтобы не видеть темных сторон в прошедшем и настоящем русского народа. Живее многих и многих патриотов чувствовал он великие силы родного народа, крепче многих верил в его будущее, но... он не творил из него кумира [5] и в своей «Истории России», внеся недостававшую до него ясность в понимании русской жизни, дал возможность русскому обществу познать самого себя и тем самым найти более твердую опору в дальнейшем ходе развития жизни и деятельности — заслуга высоко патриотическая.

Колоссальная энергия умственных интересов поддерживалась в нем всецело нравственной бодростью. «Книга для него была задачей жизни, а для таких людей задача жизни имеет значение иноческого обета». Его нравственный характер очень поучителен: никаких сделок в нравственном отношении он не допускал, в вопросах нравственных вообще был решителен, потому что «основные правила, которыми он руководился при решении этих нравственных вопросов, имели в его создании значение не какой-то теории, а простой математической аксиомы» [6]. И этот его нравственый характер весь сказался в его «Истории России». Это был, как называет его Ключевский, — историк моралист: он видел в явлениях людской жизни руку исторической Немезиды, или, выражаясь языком летописей, «знамение правды Божией» [7]; он не только не исключал из сферы своих наблюдений мотивов и явлений нравственной жизни, но обыкновенно рассматривал и прочие явления с точки зрения их нравственной ценности. «Основа общества есть жертва, писал он; для успеха всякого общего святого дела необходимо принести самую тяжелую для человека жертву — пожертвовать страстями своими» — таков основной взгляд Соловьева на условия жизни и крепости общества [8].

Подвижник науки, убежденный проводник высоких нравственных принципов в сферу личной и общественной жизни, С. М. Соловьев почерпал силы и находил твердые основы для этого в искренней и глубокой религиозности. «Я с ранних лет был пылким приверженцем христианства», говорит он о себе [9]. «Внутри меня было много религиозности, выражавшейся в набожности; я ничего не начинал без молитвы; вера была сильная» [10]... Эта релегиозность была воспитана в нем еще с детства, всем домашним укладом в доме отца — человека высокой по чистоте жизни... Правда, Сергей Михайлович говорит о себе, что «религиозности было много, а христианства — мало: успехи, первенство воздымали дух, высокое мнение о самом себе, гордость, эгоизм;... о нравственном преуспеянии, о внутреннем мало думалось» [11]. Но уже в самые молодые годы в нем поражает крепость его религиозных убеждений, он победоносно выдерживает натиск протестанствующей мысли в себе и горит ревностью о религии, готовый защищать ее всеми силами [12].

И действительно, он защищает христианство в тех трудах, которые касаются этого предмета, с необыкновенною силой убеждения и энергиею опровергая все «странности материализма и мечты пантеизма», и не только защищает христианство по существу, но решительно отстаивает и отдельные явления жизни христианства (как, например, монашество) и все это делает, стоя на своей исторической почве [13].

Преданный душою религии, он везде ищет подтверждения своих религиозных взглядов и с восторгом подчеркивает это, когда находит: «Бельгия, говорит он, служила для меня утешительным доказательством, что свобода совместима с религиозностью и крепче от этого соединения, — что народ, дельный по преимуществу, религиозен» [14].

Православием он дорожит как наиболее истинною и именно народною формою религиозного исповедания и провидит его важное и благодетельное значение для народов, его исповедующих. «Это наш верный спутник», говорит он: при настоящем состоянии русского общества «оно страдает вместе с нами; при перемене к лучшему на нем отразится эта перемена, оно не помешает ей, и тогда оно будет радоваться и будет довольно вместе с нами» [15].

Так, С. М. Соловьев при большом таланте, необычайном трудолюбии и глубокой любви к науке и родине умел сочетать в себе любовь к св. вере с сильным высоким умом, с самым обширным образованием, и уберег ее непоколебимою посреди всех отрицательных влияний современного ему общества.

Такова цельная, как монолит, духовная личность Соловьева. Такие люди составляют гордость нации, к которой принадлежат. Они показывают своим примером всем остальным, как надо служить родине, как надо трудиться на пользу родного народа, как любить свое призвание, как хранить свою веру — эту основу и условие успеха всей прочей работы и полной жизни.

Действительно, у С. М. Соловьева есть чему поучиться и есть чему подражать... И главным образом потому что, к сожалению, в русской мысли обыкновенно преобладало печальное равнодушие к великим интересам религии как результат проведенной некогда резкой черты, отделившей высшие интересы веры от живой мысли и живого слова образованного русского общества. Ведь русский ученый и писатель обыкновенно не решался говорить публике тоном такого религиозного убеждения, каким могли говорить писатели других стран и каким говорил тогда С. М. Соловьев.

На интеллигентной части русского общества сейчас лежит великая нравственная обязанность оживлять и держать на высоте высшие нравственные интересы в народе, если мы хотим видеть наш народ нравственно здоровым и если желаем ему дальнейшего духовного роста и культурного подъема. И чем больше талантов вверено кому Господом, тем больше нравственной ответственности будет лежать на том...

Таков завет, который оставил нам своей жизнью и своими трудами С. М. Соловьев.

АРХИЕПИСКОП ГРИГОРИЙ

[1] Ключевский. Очерки и речи. М. 1913 г., стр. 22.

[2] Ключевский. Очерки и речи. М. 1913 г., стр. 46.

[3] Бестужев-Рюмин. Биографии и характеристики, стр. 271.

[4] Прав. Обозр. 1879 г., т. III, стр. 368.

[5] Ключевский. Очерки и речи, стр. 39—40.

[6] Там же, стр. 43.

[7] Там же, стр. 33.

[8] С. М. Соловьев. Древняя Россия, стр. 43.

[9] Записки С. М. Соловьева, стр. 34.

[10] Там же, стр. 35.

[11] Там же, стр. 35.

[12] Записки С. М. Соловьева, стр. 35, 60.

[13] С. М. Соловьев. Прогресс и религия, стр. 290—293.

[14] Записки С. М. Соловьева, стр. 70.

[15] Там же, стр. 20—21.

Система Orphus