НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ

«На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом» (136 псалом).

Какая трогательная картина из жизни еврейского народа, встает при этих словах, какая знаменательная открывается страница из истории Израиля, когда он, уведенный в качестве пленника в далекий Вавилон, горько оплакивал на чужбине свою судьбу! Там в туманной дали несчастные иудейские пленники видели развалины родного Иерусалима, пред их взором вставали очертания дорогого их сердцу храма, служившего оплотом национального единства. К этому Иерусалиму были устремлены все взоры пленников, к этому храму были направлены все их помыслы. Напрасно «пленшии» их вавилоняне предлагали пленникам спеть им «от песней сионских». Как? Петь им, несчастным изгнанникам на далекой чужбине, петь для услаждения своих поработителей?! Да разве не значит это изменить дорогой родине, «забыть родной Иерусалим»?! О, нет, пусть их органы спокойно висят «на вербиих»: их звонких струн не коснется уже рука пленников, ибо «аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя».

С тех пор прошли века, но не кажется ли вам, что мы являемся свидетелями «варианта» истории, когда на реках нового Вавилона, на Шпрее, Одере, Майне и Рейне собраны многотысячные толпы несчастных пленников, юношей и девушек, уведенных жестоким врагом из Украины и Белоруссии? В противоположность вавилонским, эти пленники не могут сидеть на берегу реки, свободно предаваясь своей печали. Нет, прикованные к станкам заводов и фабрик, брошенные в мрачные подземелья шахт и коней, они изнемогают от голода и непосильной работы. Эти пленники не плачут, подобно вавилонским, но значит ли это, что они забыли свою «солнечную» родину?! О, нет; их полные грусти взоры неудержимо влекутся на восток, где в туманной дали они видят родные села и города, очертания далеких храмов. Таборы этих пленников нового Вавилона в противоположность иудеям нередко оглашает хватающая за душу украинская или печальная, как и ее природа, белорусская песня. Но значит ли это, что новые пленники изменили родине, забыли свои родные села и города? О, нет, ибо это не — песня, это — стон молодых душ, изнемогающих от тоски по далекой родине, это — вопль юных сердец, насильственно оторванных жестоким врагом от горячо любимой отчизны.

Слышите ли, однако, этот стон вы сражающиеся на бесчисленных фронтах отцы несчастных пленников? Так еще крепче сожмите в руках ваши винтовки, ибо от вашего мужества зависит ускорить миг освобождения бедных узников. Слышите ли этот стон вы, отцы их, стоящие у станков, работающие на оборону? Так удесятерите вашу энергию, ибо каждый лишний снаряд, каждая лишняя винтовка, выпущенные вами, приближают момент свободы для измученных «белых невольников». А вы, несчастные матери, вы своим материнским сердцем не перестававшие мучительно чувствовать эти стоны насильственно оторванных от вас детей, вы усильте ваши молитвы о «страждующих и пленных», увеличьте вашу лепту на нужды обороны, чтобы скорее наступил желанный час освобождения из неволи ваших несчастных детей.

СВЯЩЕННИК ЕВГЕНИЙ САДОВСКИЙ

г. Харьков

Система Orphus