ПУТЕШЕСТВИЕ ЮГОСЛАВСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ ИЗ БЕЛГРАДА В МОСКВУ НА ВЫБОРЫ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

Из Белграда делегация отправилась 23/I 1945 г. и пробыла в Москве до 10/II 1945 г. По пути в Москву была остановка в Бухаресте и Киеве, а обратно только в Бухаресте. Всюду нас встречали представители советской власти и обставляли наше путешествие наибольшими удобствами и заботой. В Москве мы посетили много церквей и видели в них массы народа; присутствовали на торжественных богослужениях при интронизации Патриарха и на духовном концерте в Государственной филармонии.

Участие во всех этих религиозных торжествах приводило нас в умиление и рассеивало ту ложь и клевету, которую враги Советской России распространяли за границей. Мы видели открытые храмы, мы наблюдали толпы молящихся, много священников, драгоценные облачения, прекрасные хоры певчих и торжественное богослужение. А между тем нас здесь убеждали, что вся религиозная жизнь в России подавлена и замерла. А ведь это ложно навеянное убеждение и было главным козырем в руках фашистов, собиравших народы Европы на крестовый поход против безбожной, якобы, Советской страны нашей. Теперь только лично мы убедились, насколько цинична и ложна была вся эта заграничная пропаганда. Кроме религиозной, мы ознакомились и с культурно-просветительной стороной жизни русского народа и его военными достижениями.

Мы посетили Исторический музей, дворец Шереметьева, музей Красной Армии и военных трофеев. Все, что мы здесь видели, превзошло наши ожидания. Мы поражены были колоссальным количеством собранных предметов и их культурно-исторической ценностью. Но больше всего нас удивило то, как советские люди могли собрать такое богатство экспонатов в столь тяжелый послереволюционный период и за время второй Отечественной войны, когда, казалось бы, все силы народного гения обращены были на борьбу с коварным врагом.

Во-вторых, нас изумляло и то, как сумели оценить русские люди столь драгоценные памятники народной старины, как их сохранили и с какой любовью их преподносят посетителям. Осмотр этих памятников мы закончили посещением метро. Здесь во всем блеске и художественной красоте проявился гениальный ум советских работников, сочетавших современные достижения техники с удивительным изяществом и эстетикой, а все это в целом проникнуто глубокой идеей жизненности русского народа, его богатых дарований и стремлением возвысить человеческий дух от обыденных явлений жизни в мир изящества и красоты.

Внимание наше уделено было и театральному искусству. С этой целью мы посетили Большой театр, где присутствовали на нескольких операх и балете, были в Драматическом театре, кинематографах и в кинематографической студии. Здесь мы видели фильмы: «Похороны Патриарха Сергия», «Иван Грозный» и «Родные поля», где представлена была жизнь колхоза зимой. Все это также производило на нас самое благоприятное впечатление.

Несколько раз мы удостоились быть на приеме у вновь избранного Патриарха Алексия и дважды присутствовали у него на торжественной трапезе. Во время этих посещений преподнесены были Патриарху от Сербской делегации древнее Мирославлево Евангелие и икона Св. Саввы и его отца — Симеона Мироточивого, как символ единства Церкви и государства, служащих благу своего народа. От Русской Белградской Церкви преподнесены были художественной работы священные сосуды и два золотых венца с драгоценными камнями для помощи сиротам воинов Красной Армии, а также прочитан был приветственный адрес.

6 февраля мне лично был назначен прием у Георгия Григорьевича Карпова, с которым беседовал о моей личной жизни, о церковных делах и настроении оставшихся беженцев. Ему я подал доклад о необходимости передать русский дом в Белграде в распоряжение военной миссии.

7 февраля к нему приглашена была на обед вся югославская делегация, здесь присутствовал Патриарх Алексий и Митрополит Николай. Перед обедом около часу Митрополит Скоплянский Иосиф говорил о церковном положении в Карпатской Руси, о желательности иметь в Белграде русское церковное подворье и по ряду других церковных вопросов. 9 февраля мы с грустью оставили Москву, с которой связано было столько духовных переживаний и на самолете отправились в обратный путь. По дороге остановились переночевать в Бухаресте, где взяли почтовый багаж. 10 февраля в 13 часов дня мы прибыли в Белград, где нас встретили чины военной миссии, и на автомобилях отправились по домам.

Итак, три недели, проведенных в Москве, промелькнули в нашем сознании как дивный сон. Мы буквально подавлены были всем пережитым и согревали в сердце своем самое искреннее и глубокое чувство благодарности всем московским учреждениям и людям, которые наше пребывание у них сделали столь приятным и радостным.

Теперь только нам стало понятно, что все это возможно было потому, что мы имели дело с людьми высокой духовной культуры и исключительной доброты. Митрополит Иосиф часто повторял слова Епископа Николая Велимировича при посещении московских церквей, что все, что есть в Европе, есть и в России, но что есть в России, того нет в Европе, это — душа русского человека.

Вот эту-то душу мы и ощутили на яву. Нужно заметить, что до революции в России было 3 человека: барин-аристократ, чиновник-интеллигент и крестьянин-рабочий. Сословная разница между ними создавала постоянную раздельность и отчужденность, часто доходившую до озлобления и вражды. Теперь мы нашли в России только одного человека без озлобления и вражды в отношении к окружающим его людям. Всякий чувствует себя равным среди равных, и это отсутствие сословного унижения вселяет в его душу какой-то мир и покой, а во взаимных отношениях — чувство национального достоинства и дружеского братства. В таком состоянии выплывает наружу свойственная русской душе исключительная благостность, радушие и доброта, в отличие от европейской вежливости и джентльменства, часто притворного и поверхностного, не оставляющего глубокого следа при взаимообщении. Поразила нас еще необыкновенная напряженность и единство в стремлении всего народа довести войну до победоносного конца. Думаю, что ни один народ не вложил столько упорного труда, как русский, и ни один народ не сопровождает этого труда таким радостным чувством, которое этот тяжелый труд делает для него столь желанным и легким. Это воодушевление в работе мы наблюдали всюду; и на улице, и в зданиях, и в предприятиях, и в учреждениях. Все для фронта и везде как на фронте, — вот что обусловливает в тылу победоносное шествие Красной Армии на фронте.

Наше внимание было обращено еще на отсутствие в Советской России взаимной эксплоатации. Там нет эгоистической корысти при торговле, а посему отсутствует раздражение и злоба между эксплоатируемым покупателем и обогащающимся на его счет продавцом.

Итак, в работе и торговле люди сохраняют мир в душе и взаимное благорасположение вместо постоянного раздражения и озлобления, подогреваемого в Европе капиталистической эксплоатацией.

Знакомство с колхозом также открыло перед нами всю выгоду этого типа сельского хозяйства в противовес единоличнику, доходящему до нищенства уже в третьем поколении при своей многосемейности.

Здесь уже не говорим о возможности применения всех усовершенствованных способов и средств для поднятия земельной культуры на самый высокий уровень совершенства. Всеобщее обучение и требование окончить минимум семилетку дополняют картину постановки просвещения в Советской России.

Этим и обусловливается драгоценная возможность в такой стране, как Россия, выдвинуть десятки миллионов людей обоего пола на государственное строительство, а из этих миллионов отделить выдающиеся таланты, которые являются наилучшими выразителями гениальности русского народа в его целом, а не только в одной его части, т. е. в интеллигенции или сословии, как это было раньше у нас и как это мы видим в других странах в настоящее время.

Итак, подводя итоги всему, что мы видели в России, можем смело утверждать, что русскому народу предстоит блестящее будущее, а русская государственность воссияет в таком блеске и величии, какого не достигало ни одно государство.

На чем основано такое утверждение?

Оно основано на сознании, что во главе русской государственности стоит всеми признанный гениальный вождь — Иосиф Виссарионович Сталин. Он со своим предшественником В. И. Лениным положили в основу создания государственности новые начала. Он указал пути, по которым эти начала должны проводиться в жизнь, основанную на правде и социальном равенстве. Он своею проницательностью предвидел все затруднения, какие могут встретиться на пути этого нового государственного строительства, и дал указания, как устранить эти препятствия. Он сумел объединить все народные силы и использовать их для создания мощного правительственного аппарата. Он подобрал себе выдающихся помощников, которые этот аппарат оживотворили своими исключительными талантами и дарованиями. Наконец, он создал Красную Армию, а для нее новую стратегию и тактику, где дух господствовал над материей, а время и пространство приносились в жертву ради главной цели — уничтожения врага. Он воспитал выдающийся командный состав, который эту армию сделал непобедимой. Все это вместе взятое и служит основанием для предвещания русскому государству светлого будущего.

Что же касается моих личных переживаний, то я могу их охарактеризовать словами одного из членов делегации, который на обратном пути через Трансильванские Альпы сказал: «если бы мы и погибли здесь, то не жалко было бы после всего, что мы видели в России».

По нашем возвращении вся публика обратилась с просьбой поделиться своими впечатлениями. Идя навстречу их желаниям, в белградских газетах («Политике» и «Борьбе») за 14 и 15 февраля 1945 г. были напечатаны краткие заметки; кроме того в церквах священники, члены делегации, сделали подробный доклад всем молящимся, а для остальной публики будет устроена лекция в Белградском Коларчевом Университете.

Я лично 15 февраля поделился своими впечатлениями со всеми представителями русской церковной общины, а 18 февраля о всем подробно рассказал в церкви после богослужения всем присутствующим. Кроме того, веду постоянные беседы в частных домах, куда собираются отдельные труппы людей, интересующихся жизнью нашей Родины.

ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН СОКАЛЬ

Система Orphus