Притязания римских пап на главенство в Христианской Церкви привели в 1054 году к разделению Церкви на Восточную, Греко-католическую, и Западную, Римско-католическую. Христианский Восток не признал необоснованных претензий римского первосвященника быть земным главою Христианской Церкви, не признал его притязаний на всю полноту власти над христианским миром.
Великое потрясение, вызванное папами, не смирило их. Наоборот, исторические условия средневековья способствовали тому, что папы делают ряд попыток присвоить себе, кроме духовной, еще и светскую власть. «Духовная власть выше светской, власть папская выше власти императора» — открыто заявляют папы светским правителям, нередко вступая с ними в вооруженную борьбу — борьбу за власть. Не упускают из своего поля зрения папы и христианский Восток. После неудачной Лионской унии 1274 г. папы пытаются создать Ферраро-Флорентийскую унию (1437—1448 г.), когда трепещущая перед турками Византия, чтобы отстоять свое существование, пошла на соглашение с Римом. Только противодействие великого князя Московского Василия II воспрепятствовало папе осуществить его смелые планы. Флорентийская уния была проведена в жизнь, и то в ограниченных масштабах, больше чем на столетие позже, в новых условиях, при содействии новых сил на территории Польской Речи Посполитой, которая в XVI столетии выступает как главный оплот католической реакции. Польша проводит в 1596 г. Брестскую унию в надежде создать переходную ступень к скорейшему ополячению широких масс украинского и белорусского населения, которое после Люблинской унии оказалось в составе Польско-Литовского государства. Если папы при введении Брестской унии могли утешать себя тем, что старая идея унии в той или иной форме все-таки осуществляется, то зато Польша в результате Брестской унии вела в XVII веке ряд религиозных войн, которые расшатали ее и без того не крепкий государственный организм. Деятельное участие в проведении Брестской унии принимал созданный Игнатием Лойолой орден иезуитов, в своей деятельности руководившихся девизом своего основателя: «Цель оправдывает средства». Иезуиты в Речи Посполитой свили себе прочное гнездо и, пользуясь всевозможными средствами, пытались перевести в католицизм православное население, особенно его высшие влиятельные классы. В результате деятельности иезуитов в XVIII столетии православными в Польше оставались лишь «хлоп и поп». Высшие слои отошли от православия и ополячились.
Время не излечило Ватикан от честолюбия, а Православная Церковь, разоблачавшая это на протяжении всего своего исторического существования, неизменно чувствует ненависть Ватикана. Неудачные попытки Ватикана подчинить себе самую влиятельную Православную Русскую Церковь при Иоанне Грозном еще усилили эту ненависть.
В недавние дни при Ватикане возникает специальная комиссия Pro Russia, цель которой — подготовить план овладения Православной Церковью, создав для этого соответствующие религиозные и политические условия. В мировой политике Ватикан добился такого влияния, что перед последней войной главой дипломатических корпусов во всех почти государствах был, согласно традициям, папский легат, нунций. Эта честь или любезность со стороны светских представителей государств предоставляет большие возможности папскому легату.
Римская Церковь считает себя и заставила и других считать себя государством среди государств и претендует на первенство среди них, если не по военному могуществу, то по влиянию религиозно-общественного политического характера. Это свое влияние Ватикан не так давно решил использовать, правда, неудачно, в пользу фашистской Германии, когда папа Пий XII urbi et orbi предлагал по радио гуманно отнестись к немцам и их стране после поражения гитлеризма.
Эта защита не случайна, если принять во внимание, что Православная Церковь является господствующей почти во всех славянских странах, т. е. там, где произведены немцами наибольшие разрушения. Странно, но тем не менее факт, что гитлеризм, почти все время публично воюющий с папством, оказывает Ватикану не малую услугу, стараясь унизить славянские народы культурно и разорить их материально. Лишая славянские государства материальных средств, разрушая их страны и уничтожая население, гитлеризм подготовляет свободное поле деятельности для Ватикана.
Ватикан очень давно начал готовиться к работе на широких просторах славянства. Можно без преувеличения сказать, что провалившаяся в XVI столетии миссия Поссевина в далекую Московию к царю Иоанну Грозному послужила краеугольным камнем систематической подготовки. Последний этап этой подготовки — комиссия Pro Russia потенциально усилила свою работу после первой мировой войны. Тогда же многие русские ренегаты-эмигранты пополнили эту комиссию (князь Волконский, Зерчанинов, Евреинов и др.).
Ватикан сделал уже большие тактические уступки православным славянам, оставляя им почти полностью византийские обряды и сохраняя внешний облик духовенства, стремясь единственно к подчинению православных масс юрисдикции папы. В Польше до 1939 г. очень часто вводил в заблуждение православное население внешний православный облик и византийское облачение этих римско-католических миссионеров. Православное местное население не раз подписывало приговоры о подчинении юрисдикции римского епископа, особенно в тех случаях, когда происходили какие-либо недоразумения со своим священником на материальной почве. Эти споры между прихожанами и православным настоятелем умело и нагло использовали папские эмиссары.
Одним из самых действенных способов римско-католической пропаганды была широкая общественная благотворительность римско- католического духовенства. Обладая личными большими материальными средствами, а когда нужно, черпая из кассы Ватикана, ксендзы легко могли проявлять себя «пастырями добрыми». Сплошь и рядом православное население становилось прозелитами католицизма в благодарность за материальную и «моральную» поддержку со стороны .римско-католического клира.
Ватикан не тратит времени и, используя свои кадры и свои материальные средства, начинает атаку славянских территорий, особенно в Западной Украине и в Югославии, если принять во внимание подготовительную работу в них католической акции перед второй мировой войной и те огромные разрушения, какие причинили гитлеровцы этим рубежам Православной Церкви.
Югославии, давшей категорический отпор Ватикану во времена Патриарха Варнавы, умершего от непонятного недуга в расцвете сил и в разгар борьбы с римско-католической агрессией, предстоит сейчас организовать подобную самооборону.
Представители восьми автокефальных православных Церквей, собравшиеся в конце января с. г. в Москве в дни Поместного Собора, подписавшие опубликованный в прессе документ «К народам всего мира», проявили полное единодушие в противостоянии Ватикану в его претензиях на руководящее мировое влияние. С таким же единодушием Православная Церковь встречает и агрессию Ватикана против нее самой.
НИКОЛАЙ, ЕПИСКОП ВОЛЫНСКИЙ и РОВЕНСКИЙ