СОЗВЕЗДИЕ ВЕЛИКИХ РЕВНИТЕЛЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУСИ

(Московские святители, митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп)

Цель настоящего очерка — на конкретном историческом материале показать великих деятелей Русской Православной Церкви в их трудах то созиданию нашей великой Родины и на этом фоне дать читателю возможность яснее представить роль Православной Церкви как носительницы идеи объединения Руси. Это — труднейшая задача при сжатых размерах журнального очерка. Но фактический материал настолько убедителен, что позволяет несколькими штрихами обрисовать историческое величие деятельности Церкви и ее выдающихся святителей на патриотической ниве.

В различные исторические периоды, в различной государственной и церковной обстановке жили и работали московские святители. Но в их трудах есть много общего. В их деяниях красной чертой проходит единое, что объединяет их в глазах истории, что ставит их в единый бессмертно сверкающий ряд великих патриотов, достойных благодарной памяти всех русских людей, не исключая и стоящих очень далеко от Церкви.

Это единое — прежде всего неустанная борьба всеми средствами нравственного воздействия с княжеско-боярскими центробежными тенденциями; активнейшее участие в борьбе с внешними врагами нашей Родины; энергичнейшая идейная борьба с иноземными попытками вползания на Русь под дымовой завесой католицизма, лютеранства и различных сект; содействие укреплению государственной связи между различными районами страны, авангардная деятельность по экономическому и культурному освоению русских окраин. (Чисто церковная, религиозно-подвижническая деятельность упомянутых в подзаголовке святителей будет темой статей, посвященных каждому из них в отдельности).

Как известно, в начале XIV века подавляющее большинство русских земель находилось под татаро-монгольским ярмом. Ханы Золотой Орды, конечно, были заинтересованы в сохранении удельнокняжеской раздробленности подвассальной им части Руси. Князь мог сесть на свой удельный стол только по разрешительному ярлыку хана. Правда, ханы утверждали и великого князя — старшего над остальными князьями. Однако фактически власть великого князя была номинальной, в значительной мере сводившейся к функциям главного золотоордынского контрагента по собиранию дани с русских княжеств. Татаро-монгольское владычество объяснялось княжеской междуусобицей.

В этом хаосе княжеств начинает вырисовываться несколько относительно крупных городов, стремящихся собрать под свою руку смежные, более слабые княжества. Таковы Тверь, Владимир, Рязань.

На грани XIII и XIV веков выходит на историческую арену малолюдный, но быстро растущий городок, недавний «поселок Москва».

При Московском князе Юрии Даниловиче (1303—1305) на Руси началась святительско-подвижническая деятельность св. Петра. В 1309 г. он прибыл в тогдашний великокняжеский город Владимир. Есть основания думать, что недавний скромный игумен Ратского монастыря на Волыни и один из культурнейших людей своего времени святитель Петр был известен русскому епископату как крепкий поборник единства русско-православных земель.

Неудивительно, что та часть епископата (ничтожная, впрочем, часть), которая теми или иными нитями была связана с удельно-княжескими центробежными стремлениями, встретила первоиерарха недружелюбно. Но очень скоро его выдающиеся высокохристианские качества примирили с ним всех. Оставшийся в единственном числе Архиепископ Тверской Андрей (в мире — князь Герден) был морально изолирован.

Всю силу своего огромного проповеднического таланта св. Петр в первый период русского первосвятительства обращает на разоблачение попыток иноверного, а через него и политического разложения русского народа. Так, в Новгороде он ликвидировал средствами церковного воздействия деятельность некоего еретика Сеита, пытавшегося создать среди новгородских сепаратистов мусульманоподобную секту. В эти же годы сильно активизировалось на юге католичество.. Опираясь на многочисленные генуезские колонии в Крыму, паписты учреждают «епархию» для Причерноморья «стран Донских» и Нижнего Поволжья и, широко используя малодеятельность епископа Сарского, развертывают энергичную миссионерскую (да и не только миссионерскую) работу. Митрополит Петр и лично и через поставленных им стойких и неутомимых епископов — епископа Сарского и епископа стран Донских — закрепляет в этих местностях русско-православное влияние.

Великий ратоборец земли русской прозорливо предугадал будущее (и уже скорое) значение тогда еще маленького удельного городка Москвы. Все чаще он наезжает в Москву, а с 1319—1320 гг. совсем переселяется туда.

В последние годы княжения Юрия святитель особенно сблизился с его братом Иваном Даниловичем Калитою, будущим великим деятелем собирания Руси под державною рукою Москвы.

Убеждая Ивана Калиту соорудить в Москве каменный Успенский собор, Петр изрек пророческие слова: «Если ты послушаешь меня, сын мой, то сам прославишься с родом твоим более других князей, и твой город будет славен между русскими городами; святители будут жить в нем, и руки его взыдут на плечи врагов, и Бог поселится в нем».

Понимая преждевременность вооруженной борьбы раздробленной Руси с еще могучей Золотой Ордой, Петр, сохраняя свое достоинство, добивается в Орде подтверждения налоговых и прочих льгот Русской Церкви и духовенству.

Великий святитель умер 21 декабря 1326 года и похоронен в заложенном в том же году Московском Успенском соборе.


Общеизвестна собирательная государственная работа князя Ивана Даниловича Калиты. Митрополит Феогност был на церковном и государственном поприще его деятельным сотрудником. Этому выдающемуся святителю-патриоту мы предполагаем посвятить особый очерк в февральском номере «Журнала» 1946 года. Феогност долго и тщательно подбирал себе преемника. И Перст Всевышнего определил его выбор, лучше которого и быть не могло. Патриарх константинопольский в 1354 г. поставил в митрополиты Киева и всея Руси Алексия (в мире Елевферий Федорович Бяконт из рода бояр Плещеевых). Русская Православная Церковь получила вдохновенного, талантливейшего архипастыря, земля русская — одного из самых крупных в истории нашей страны государственных деятелей, вдохновителя многих крупнейших патриотических мероприятий.

На Московском великокняжеском престоле с 1353 по 1359 г. сидел Иван Иванович Красный, князь слабохарактерный и хилый. При нем «бысть мятеж велий на Москве» — крупное выступление бояр против князя. Государственно-объединительная деятельность московских князей находилась под смертельной угрозой со стороны Литовских великих князей. В своей политике Литовские князья пытались опереться на Церковь, идя главным образом по линии создания независимых от Москвы митрополии и епархий. Великий князь Литовский Ольгерд не остановился и перед тем, чтобы схватить обозревавшего Киевскую епархию митрополита Алексия и его спутников и посадить их в тюрьму совершенно без всякого повода. На протяжении почти всей своей первосвятительской деятельности святителю Алексию пришлось вести напряженнейшую борьбу за единство Русской Церкви, что в условиях того времени имело колоссальное политическое значение. Будучи уже преклонных лет, Алексий развертывает поистине гигантскую церковно-административную деятельность. Он часто совершал объезды церковной периферии, добираясь до самых глухих углов, на местах учит духовенство, направляет деятельность епископов, открывает новые храмы, ведет проповедническую работу, подбирает новых архипастырей и т. д. Особое внимание уделяет святитель монастырскому строительству, оказавшему благотворное влияние на экономику, культуру и государственность Руси XIV—XV веков.

Особенно широкой и разносторонней становится деятельность святителя с 1359 г. После смерти Ивана Ивановича на великокняжение вступает его девятилетний сын Дмитрий Иванович. По завещанию отца, святитель Алексий был назначен воспитателем и опекуном будущего великого русского полководца и державостроителя. Время с 1359 по 1369 г. прочно вошло в современную историческую науку как период «правительства митрополита Алексея» [1]. Это десятилетие мы вполне основательно можем считать периодом полноправного регентства Алексия. Тяжким было это десятилетие для древней Руси. С Запада все определеннее нависала опасность польско-литовской агрессии. Золотая Орда хотя и кипела в огне ослаблявших ее кровавых схваток между претендентами на ханский престол, но все еще оставалась довольно грозной силой. Внутри страны шла братоубийственная борьба за сохранение удельной самостоятельности княжеств. Сильный Тверской князь Михаил Александрович всеми способами, вплоть до измены своему народу, оспаривал у Москвы великокняжение.

И в этих условиях, как совершенно правильно утверждает профессор К. В. Базилевич, «энергичная деятельность правительства митрополита Алексия в короткое время привела к блестящим результатам». При этом нельзя забывать, что святитель Алексий оставался прежде всего и всегда церковным пастырем, кротким аскетом, человеком безупречной иночески-подвижнической жизни. В своей государственной деятельности он пользовался только духовным оружием — убеждением; под этим углом зрения и нужно рассматривать деятельность св. Алексея как великокняжеского соправителя — советника и дипломата.

Вдохновенная деятельность св. Алексия прежде всего быстро привела к прочному закреплению за Москвой княжеств Галицкого, Ростовского и Стародубского; ему же страна была обязана и тем, что люди владимирские собственными силами пресекли попытку своего князя Дмитрия Константиновича выйти (с помощью интриг в Орде) из подчинения великому князю Дмитрию Ивановичу.

Тяжелую борьбу пришлось выдержать Москве с Тверью. Ополчение- Тверского князя несколько раз появлялось под стенами Москвы и опустошало ее окрестности. И хотя св. Алексий был непримиримым противником кровопролития, но в 1375 г. он благословил Дмитрия Ивановича на Тверской поход. Благословил, ибо это была брань справедливая, ибо не Дмитрий Иванович первым обнажил меч, ибо Тверской князь наводил на сердце Руси Литву и Ливонию. Святитель добивался одного: чтобы русские люди тверские влились в единое государственное тело в интересах свержения татаро-монгольского ярма. В составе армии Дмитрия пошли на священную брань князья: белозерский, ростовский, смоленский, суздальский, ярославский со своими ополчениями.

Поход увенчался успехом: Тверь стала союзницей Москвы. В договоре между Дмитрием Московским и Михаилом Тверским, в котором явственно слышится стиль Алексия, впервые были запечатлены пророчески замечательные слова: «... а пойдут на нас татарове или на тебя, битися нам и тебе с единого всем противу их; или мы пойдем на них, а тебе с единого пойти на них».

В последние годы своей земной жизни св. Алексий начинает работу по пересмотру и исправлению переводов книг Нового Завета. Сохранилось написанное его рукой евангелие. Скончался великий святитель 12 февраля 1378 года. 20 мая 1438 года открыты его мощи. Почил святитель в тот день, когда Московское великокняжество готовилось к генеральной схватке с Золотой Ордой. Создание союза русских земель, приведшее к триумфу русского оружия на Куликовском поле, в значительной степени — дело подвига св. Алексия, Митрополита всея Руси.


XV век на Руси озаряется величественной деятельностью св. Ионы, митрополита Московского.

Уроженец сурового северо-востока (г. Солигалич, ныне Костромской области), св. Иона в двенадцатилетнем возрасте делается иноком одного из Галицких монастырей, юношей переходит в Московский Симонов монастырь, обращает на себя всеобщее внимание и своим огромным проповедническим талантом, и безупречным знанием Св. Писания, и строжайшей монашеской жизнью, очень скоро возводится в сан епископа. Ему вручают огромную Рязанскую епархию.

Там его христианско-просветительская деятельность приводит в лоно Православной Церкви многие тысячи язычников и мусульман. Слава о его деяниях шла по всей Руси, и в 1431 году собором русских епископов он возводится на высокий престол «святейшей митрополии Русской».

Воинствующий, политиканствующий агрессивный католицизм перешел именно в это время в особенно сильное «наступление». Используя сложную политическую обстановку в Европе и в Малой Азии, католицизм домогался чуждого истинному христианству подчинения светской власти церковной. Папы хотели бы видеть королей европейских стран своими вассалами, себя — их сюзеренами (господами). Не случайно папы оказывались вдохновителями ряда агрессивных, хищнических походов немецких князей и баронов. Папская внешняя миссия нередко являлась в довольно откровенных формах авангардом разбойнических, захватнических войн.

Во второй четверти XV века папство, используя свое влияние (в том числе и денежное) на ряд европейских государей, начало шантажировать православную Византию. Последняя находилась под смертельной угрозой со стороны надвигавшихся с Востока турок. Папство гарантировало Византии вооруженную помощь Европы лишь при условии унии, т. е. воссоединения христианских церквей, на условиях не только признания вселенской власти пап, но и отказа от ряда незыблемых для православия канонов. Дрогнул византийский император, серьезно поколебался и константинопольский (царьградский) патриарх.

Когда св. Иона прибыл в Царьград на патриаршее поставление (а он очень задержался с поездкой вследствие кровавых неурядиц на Руси, о которых см. ниже), то оказалось, что для Руси уже поставлен митрополит — грек Исидор, сторонник унии и едва ли не креатура римского папы.

Чуждый и тени властолюбия Иона отказался претендовать на митрополию, но энергично ратовал против попыток Исидора склонить русскую церковную иерархию к унии.

Когда Флорентийский собор 1439 года (вернее, его большинство, частью склоненное интригами папского двора, частью напуганное шантажем и угрозами, на которые также не скупилось папство) принял церковную унию, а Исидор вернулся в Москву уже открыто папским легатом и кардиналом, Исидор был свергнут и бежал в Рим.

Великий князь Московский и русские епископы упросили Иону вступить в управление русской митрополией.

Период первосвятительства Ионы был временем последней, но самой ожесточенной кровавой княжеской междуусобицы.

Дядя московского великого князя Василия Темного галицкий князь Юрий вооруженной рукой оспаривал великокняжение. Дважды он, правда, ненадолго, захватывал престол. Со смертью Юрия борьбу с еще большим ожесточением продолжали его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Святитель Иона всемерно старался примирить стороны в интересах общенародных.

В 1446 г. Шемяка ворвался в Троице-Сергиев монастырь, где находился на богомолье великий князь Василий Васильевич, схватил его и ослепил. Путем вероломства и клятвопреступления Шемяке удалось захватить и малолетних детей Василия. Вместе с отцом они были ввергнуты в Углицкую темницу. Угрозами добился Шемяка от Василия торжественной клятвы в том, что он отказывается от великокняжения.

Митрополит Иона призвал все русское духовенство решительно стать на сторону Василия. Действительно, в условиях тех дней восстановление Василия стало не вопросом его личной чести, а частью проблемы государственного сплочения Руси. Шемяка не смог бы этого сделать не только по своим личным качествам, но и по всей направленности своей политики. Именно поэтому истинно христиански поступил скромный сподвижник Ионы, игумен Кирилловой Белозерской обители, разрешив Василия Васильевича от ложной клятвы. Великокняжение Василия было восстановлено.

До самой своей смерти (1453 г.) мутил Шемяка русскую землю. Пламенные грамоты Ионы, призывы его к пастве во многом способствовали тому, что происки и провокации неугомонного Шемяки не получили в народе серьезной поддержки.

В 1451 г. довольно неожиданно на Москву напали татары. Защитники города вместе с многими тысячами безоружного населения засели в Кремле. Татары подожгли все московские (почти сплошь деревянные) посады. Клубы удушливого дыма уже окутывали Кремль. В этот критический момент, среди дыма, осыпаемый вражескими стрелами, Иона медленно, спокойно и благоговейно совершил крестный ход вокруг всего Кремля. Трудно представить, насколько это возбудило энтузиазм москвичей. Известно, что татары в тот же день были вынуждены поспешно удалиться.

Вскоре последовало второе нападение на Москву татарских отрядов Сеид-Ахмета. И снова москвичи, воодушевленные великим святителем, геройски отстояли русскую святыню — Москву.

Не подлежит сомнению сильное христианское влияние Ионы на Василия. Великий молитвенник поддержал его в борьбе с Юрием и Шемякой, могущественно, силой своей громаднейшей христианской убежденности содействовал преодолению Москвой последней крупной княжеской междуусобицы. К советам бояр крайне неохотно прислушивался щепетильно самолюбивый Василий Васильевич, но слово святителя Ионы было для него непререкаемым авторитетом.

Не часто показывался Иона в великокняжеском дворце. Когда на Руси все шло гладко и воцарялась тишь, в тиши своей скромной кельи святитель молился и вершил церковные дела: писал поучения пастве, наставления духовенству, утешал страждущих, укреплял колеблющихся, обличал отступающих — блюл и закалял православие, совесть русского человека своего времени. Но когда видели святителя идущим в покои великого князя, то знали: не все благополучно в стране; опасность внешняя или внутренняя снова грозит Святой Руси и святой отец идет предостеречь, ободрить и благословить на богоугодное дело.

Когда в 1458 г. изгнанный за приверженность к унии бывший константинопольский патриарх Григорий Мамма поставил исидорова выученика Григория в митрополиты Киевские, Литовские и всея южной Руси, св. Иона особой грамотой разоблачил еретичество Григория и призывал духовенство и мирян южных епархий не признавать его. (К тому же само поставление Григория было грубым каноническим нарушением).

Известно, что папа римский Пий II в специальной булле обязывал польского короля Казимира «поймать и сковать нечестивого Иону». В скором времени все же, несмотря на усилия великого князя и митрополита, состоялось разделение русской митрополии на Московскую и Киевскую.

В 1461 г. в глубокой старости удостоился блаженной кончины великий святитель митрополит Иона, великий русский богомолец и патриот периода непосредственной предистории русского национального централизованного государства.


Середина XVI века — величественный исторический период расширения самостоятельного русского национального государства и превращения его в многонациональное. Нельзя сказать, чтобы потомки удельных князей, «бояре-княжата», и сочувствующие им кучки боярства отказались от попыток раздробления великого Московского государства на мелкие феодальные княжества. Но они не находили уже в стране сколько-нибудь массовой опоры, и в силу этого их подрывная деятельность выражалась в формах относительно малолюдных заговоров, рассчитанных на иноземную поддержку.

Иначе говоря, центробежное движение вырождалось в форму прямой государственной измены. От этого, конечно, оно не становилось более безвредным.

Царем Московским был Иван IV Грозный. К последним годам его царствования относится расцвет деятельности св. Филиппа, Митрополита Московского. Патриотическая сторона деятельности Филиппа становится понятной при правильной оценке деятельности Ивана Грозного.

Этот крупный государственный мыслитель и деятель последовательно проводил линию укрепления Руси путем ликвидации влияния старофеодальных элементов и усиления внешнеполитического значения России. Трагическая обстановка его детских лет, неудачная война с Ливонией из-за побережья Балтийского моря, факты многочисленных боярских измен и т. п. — все это потрясающе действовало на организм Ивана, нарушило его нервную систему, сделало его подозрительным, вспыльчивым, часто жестоким, хотя не более, чем другие европейские государи его времени, но на русском фоне это его качество выделялось более резко. Правда и то, что его гнев большею частью обращался против изменников. Но несомненно, что ловкие дельцы в личных, корыстных или иных недостойных видах направляли темперамент царя на мнимых врагов и изменников.

С целью лишения боярской верхушки ее экономического оплота царь перемешал боярское крупное землевладение. Часть территории государства он выделил в «опричнину» — особую часть, состоящую в непосредственном ведении царского двора. С «опричной» территории крупнейшие бояре были переселены в другую «земскую» часть государства, их же землями он наделял участников войн, мелких дворян, наименованных опричниками. Опричники должны были быть опорой, «ушами и глазами» царя. Организованные в отряды опричники должны были выискивать крамолу на Руси.

Опричнина свою историческую миссию выполнила и в начале 70-х годов Иван расформировал ее.

В разгар ее деятельности, в период наибольшего увлечения Ивана опричниной, московским митрополитом становится св. Филипп (в миру Федор Стефанович Колычев). Это было в 1566 г. на 59-м году жизни святителя.

Происходя из. знатного рода бояр Колычевых, Федор уже в 30-летнем возрасте после продолжительной нравственной подготовки принимает пострижение под именем Филиппа. Вскоре он воссиял славою своей иночески-подвижнической жизни и был единодушно избран игуменом Соловецкой обители. Здесь Филипп показал непревзойденный во всей истории Русской Православной Церкви образец сочетания высших элементов иночески-подвижнической жизни с энергичнейшей работой по хозяйственному благоустройству вверенной ему обители. Он принял от своего предшественника беднейшую, неблагоустроенную обитель. Поселившиеся на Соловках крестьяне хронически голодали: частью болотистая, частью каменистая почва острова при суровом климате давала предельно скудные урожаи.

За четверть века Филипп превратил этот остров в цветущий оазис русского севера. Он завел новые промыслы, на собственные средства и при участии своего личного, вызывающего изумление неустанного даже физического труда, соорудил большое озеро, осушил заболоченные места, устроил скотные дворы, завез на Соловки северных оленей, проложил дороги, расчистил леса, устроил в ряде городов монастырские подворья и т. д. Много истинных благодеяний сделал он для монастырских крестьян. В их поселениях он ввел выборное самоуправление; строго наблюдал за справедливостью монастырского суда по крестьянским делам, построил на острове больницы и приюты для престарелых.

При всем этом он являл собою лучший пример аскетической жизни и духовного усовершенствования. Кристально чистый душею, он говорил сильным мира сего в лицо самые горькие для них истины.

На этого-то подвижника и деятеля и пал выбор царя Ивана IV Грозного. Филипп при первой аудиенции у царя поставил условием своего вступления на митрополию отмену опричнины. Грозный мотивировал ее сохранение тем, что: «воссташа на мя други мои, и ближнии мои отдалече меня сташа, и нуждахуся ищущие душу мою, ищущие злая мне». Рамки статьи делают необходимым отнесение в очерк, специально посвященный Филиппу, наших аргументов; пока же скажем только, что линия поведения Филиппа определялась словами одной из его приветственных речей царю: «Удаляй льстецов, карай злодеев, побеждай врагов оружием, но помни, что лучшие победы — победы невооруженной любви».

В традиции Русской Церкви вошла нравственная обязанность ее пастырей — ходатайствовать об облегчении участи осужденных на казни. Ходатайства Филиппа вызывали иногда столкновения его с царем, и в этих случаях гнев Ивана подогревался худшими элементами его окружения.

При всем этом Иван прислушивался к голосу великого праведника. Но однако, худшим элементам опричнины удалось путем самых разнообразнейших ухищрений, подлогов, лжесвидетельств и т. п. добиться осуждения святителя царем.

НИКИТА ВОЛНЯНСКИЙ

[1] "История СССР", университетский курс, т. I, стр. 231.

Система Orphus