«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим». (Мф. 24, 4—5).
С таким предупреждением Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа обращаемся ко всему миру мы, Собор представителей почти всех Православных Церквей, Божиим Промыслом во граде Москве ныне сошедшихся.
Православная Богоблагодатная Церковь, по слову Того, Кто сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток» |(Мф., 11, 29), всегда старалась руководствоваться законами миролюбия и духом терпеливости. Но и сему иногда бывает предел, чтобы не впасть во вредное непротивление злу. И Сам Спаситель наш иногда негодовал на жестокосердие людей. Есть и праведный гнев, по слову Псалмопевца: «Гневайтеся (т. е. будьте действенны, горячи), и не согрешайте!» Есть и божественный гнев. Возбуждаемые им и мы, недостойные служители Святой Православной Церкви, дерзновенно возвышаем свой глас по поводу некиих неправд Римско-Католической Церкви. Церковь наша долго молчала. Теперь глаголем.
Многократно за эти годы войны Рим рассылал свои послания по всему миру. Правда, большей частью они оставались бесплодными как лишенные внутренней силы Духа Животворящего. Но некоторые простодушные люди все же смущались ими, другие же злонамеренно пользовались в своих политических видах.
На сей раз Соборный разум наш остановился на странном поведении Римско-католической Церкви; в то время, когда почти все человечество вооружилось против виновников страшных войн, Римско-католическая Церковь явно или прикровенно защищала и защищает их. Кто же не знает, что она поддерживала и покрывала их и в Италии, и в Испании, и среди католических славян, и в Латинской Южной Америке?! Кто не знает ныне, что она действовала и доселе действует в том же духе и среди католиков Северной Америки и Канады, хотя иногда и сокровенно?! Кто не замечает агрессивного направления Римско-католической Церкви вообще?
В последнее же время она стала взывать к «братолюбию», стремясь вызвать чувство жалости к тем народам, которых ждет скорое поражение, в частности, к немцам.
Римско-католическая Церковь совершенно открыто непрестанно вела и ведет упорную борьбу против Советского Союза, против России, стремясь подорвать доверие к одному из сильнейших и жертвеннейших членов Союза объединенных наций в их борьбе против общих врагов.
Дивимся мы этой жалости к фашистским народам, которые возмутили всю вселенную и ввергли ее в пучину ткрови, в море бесконечных мук и неисчислимых слез!
Разве не они планомерно и беспощадно убивали и уничтожали тысячи, миллионы людей всех рас, и неверующих, и верующих?! Не они ли угоняли миллионы мирных жителей в жестокий плен?
Где же была католическая жалость, когда итальянский фашизм душил беззащитных и босых абиссинцев? — Не слышно было ни одного слова!
Почему Римско-католическая Церковь молчала, когда почти вся Европейская часть России была превращена в груды камней и пепла?! Она не взывала о жалости, а слала своих миссионеров в оккупированные фашистами области.
Жалела ли она православных греков, когда они сотнями тысяч вымирали от голода?
Рим тогда молчал.
Теперь же, когда извергам приходит конец, Римско-католическая Церковь заговорила о жалости к ним.
Несправедлива, вредна и даже жестока эта фальшивая жалость!
Несправедлива, потому, что она одностороння и запоздала: нужно было раньше жалеть других.
Вредна оттого, что эта жалость помогает мучителям, ибо такая пропаганда имеет целью ослабить силу к борьбе у союзников.
Жестока и опасна, ибо готовит к новой войне тех, которые уже дважды мучают мир.
Несправедливы также и опасения Римско-католической Церкви, высказываемые ею относительно Советского Союза. Она боится за религию? А не вернее ли, что она опасается нового политического строя?
Из истории мы знаем, что Римско-католическая Церковь вела борьбу против Православной Церкви и при святом князе Александре Невском, и в Смутное время при святом Патриархе Гермогене, и при царях православных, пользуясь всяким поводом к этой борьбе. Боролась она против Православного Востока и во времена крестовых походов. Римско-католическая Церковь благословляла итальянцев на неравную, хотя и неудачную борьбу против маленькой Эллады. Нет, здесь дело не в религии...
Ведь теперь все видят, что в освобожденных странах Советский Союз не вводит своего строя и не восстает против религии.
Мы же, Собор православных иерархов со всей почти вселенной, собственными своими очами видевшие теперь положение Церкви в России, по совести пред Богом свидетельствуем, что здесь не только не преследуют православной веры, не только существует и гарантирована свобода религии, но Советское Правительство даже помогает Православной Церкви и также дружественно и с необыкновенным уважением относится и к прочим Восточным Церквам. Мы это видели и свидетельствуем об этом пред всем миром.
Какое же злое дело творит Римско-католическая Церковь, ведя и через печать, и черев свое духовенство, и через проповеди свою лживую пропаганду! Великий грех совершает она пред Богом и неведущими людьми!
Что еще слышим мы от католиков в последнее время?
Они опасаются вредных последствий после войны со стороны союзников, поставивших условие о «безоговорочном» подчинении.
Но справедливо сказал недавно премьер Великобритании Черчилль:
— «Мы, союзники, не чудовища, а люди, стремящиеся пронести вперед светоч вселенной и строить здание мира, свободы, справедливости и закона» (из речи в парламенте).
А предварительно перед этим совершенно необходимо, благоразумно и полезно для самих же побеждаемых, чтобы надломлена и сломлена была их гордость, злоба, ослепившая им очи. Иначе самая мнимая доброта обратится во зло.
Мы, православные, не забываем слов св. Апостола Павла: «Если враг твой голоден, накорми его» (Римл. 12, 20). Но помним и знаем и другие слова Спасителя, Кроткого и Смиренного сердцем: «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (т. е. озлобленными врагами), чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7, 6).
Всему свое время.
Пусть же и Римско-католическая Церковь не защищает страшное зло и творящих его.
Впрочем, мы верим, что это и не под силу ей. Союзники не остановятся, пока не освободят мир от удушающего кошмара. Не послушают они слов папы, клира и католической печати! Мир жаждет свободы от страха!
Не остановить от справедливого возмездия, а потом и от праведнего суда армии русских и прочих воинов Советского Союза, потому что у одного сожжена жена, у другого зарублен ребенок, у третьего пристрелили старика-отца, у иного угнана в плен молодая сестра; у большинства кто-нибудь да погиб; выжжены деревни и дома; страна ввергнута в голод и холод, разрушены святыни! Ничтожны для этих оскорбленных и до дна души огорченных людей пустые слова Рима! Эти защитники правды и мирной трудовой жизни не остановятся перед справедливым возмездием, благотворным и для самих врагов!
Не остановить вождям Римско-католической Церкви этой праведной грозы Самого Бога, пока не исполнится на возмутителях вселенной пророчество и закон Его Самого: «Взявший меч от меча и погибнет!» А другой закон гласит: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить!» (Мф. 7, 2).
Это тоже слова Божии! И отменить их может лишь одно искреннее покаяние и перемена, а не слова!
О, мы, конечно, знаем и свои собственные грехи и тоже нуждаемся в покаянии. Но мы уже восприняли и еще воспринимаем великие страдания и воспринимаем их как милосердное очищение от Отца Небесного.
Но сей путь предстоит и тем, через кого пострадал и страдает весь мир. Нужно каяться и Римско-католической Церкви. Вместо наставления ей следует познать собственное бедствие духовное: она оторвалась от истинной Христовой Церкви и доселе пребывает в своей горделивой обособленности и вражде. От этого иссяк в ней Дух Божий, и она не видит даже вины своей, подобно тем, кои при Христе считали себя праведными, но распяли Саму Истину!
И мы, Собор Православной Церкви, зовем ее к покаянию, пока еще есть к тому время. Иначе и ей грозят бедствия.
Подобными выступлениями она не только грешит против Господа, но все более и более возбуждает во всем человечестве неприязнь к себе. Пусть же думает лучше о себе самой.
А вопросы войны и мира пусть предоставит, как и мы, православные, решать светским властям. Нам же всем следует лишь молиться о скорейшем конце войны и даровании победы над врагами.
Если же кто желает помочь им и духовно, то пусть всемерно располагает их, если может, к сознанию совершенных ими величайших преступлений и к смиренному раскаянию. Тогда и прочее человечество примет их снова в свою семью, забывая даже собственные страдания и раны, от них полученные. Так и поступают советские народы с теми, кто прежде воевал против них. И тогда сбудутся слова Апостола: Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать!... Непостижимы судьбы Его, и неисследимы пути Его!» (Рим. 11, 32—33).
ВЕНИАМИН, МИТРОПОЛИТ АЛЕУТСКИЙ и СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЙ
Москва Февраль 1945 г.