МАРТ
3. День кончины Августина (Виноградского), Архиепископа Московского и Коломенского.
Родился в 1766 г. Окончил Московскую академию; пострижен в 1794 г.; в 1795 г.— ректор Троице-Лаврской семинарии. В 1798 г. назначен архимандритом Можайского Луженецкого монастыря; в 1801 г. переведен архимандритом Богоявленского монастыря; в том же году — ректор Московской академии. В 1804 г. хиротонисан епископом Дмитровским. Митрополит Платон ценил своего умного и красноречивого викария. В 1811 г. временно управлял Московской епархией (вследствие ухода от дел по болезни Митрополита Платона). В 1812 г., после кончины Митрополита, ему было вверено управление Московской митрополией. В 1814 г., «за оказанные услуги во время вторжения неприятеля в Москву и за успешное приведение духовной части в порядок» возведен в сан архиепископа и со званием Священноархимандрита Троицкой Лавры назначен членом Св. Синода. С 1818 г.— Архиепископ Московский и Коломенский. † в 1819 г.
7. День кончины Парфения (Сопковского), Митрополита Смоленского и Дорогобужского. Родился в Киеве. Окончил Киевскую академию, в которой учился вместе с Георгием Конисским. С 1750 г. префект, а с 1756 г. — ректор Новгородской семинарии. В 1759 г. хиротонисан во Епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородского. В 1761 г. назначен на самостоятельную кафедру — Смоленскую, † в 1795 г. Отличался особенной любовью к храмозданию: почти все храмы Смоленска построены в его управление. В личной жизни был постник; широко благотворил нищим и убогим. Известны некоторые его сочинения — например, «О должностях пресвитеров приходских» и др.
В тот же день кончина Ивана* [1] Яковлевича Корейши. Родился в Смоленске в семье священника. Окончил Смоленскую семинарию, куда был назначен преподавателем, но вскоре вступил на страдальческий путь юродства. Имел высокие благодатные дары, † в 1858 г., в Москве. Погребен в ограде церкви св. Ильи Пророка в Черкизове.
9. День кончины Феодосия* Левицкого, протоиерея г. Балты. Родился в 1791 г., в селе Корытно, близ г. Балты, в семье сельского пастыря. В 1815 г., окончив Каменец-Подольскую семинарию, рукоположен во иерея. Оставил несколько красноречивых сочинений; при смене правления был заточен в Коневце, откуда был возвращен в 1827 г. по слезным просьбам своей паствы. Конец своей жизни посвятил служению бедным, построил странноприимницу, был активнейшим сотрудником Попечительства о бедных, † в 1844 г.
14. День кончины Ростислава* Мстиславича, сына св. Мстислава Великого, внука благочестивого Мономаха. В 1127 г. получил в удел Смоленск, где основал епископскую кафедру, † в 1168 г., в Великих Луках, погребен в Киевском Феодоровском монастыре.
17. День кончины Иоакима, девятого Патриарха Московского и всея Руси. Родился в 1620 г. Происходил из рода Савеловых. Пострижен в Киево-Межигорском монастыре; в 1657 г. назначен архимандритом Чудова монастыря. В 1673 г. — Митрополит Новгородский; в следующем, 1674 г., — Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх имел твердый и решительный характер. При нем было несколько поместных соборов. Постановлением добора 1675 г. было облегчено правовое положение клира. На соборе 1682 г. был вынесен ряд строгих определений об искоренении нравственных недостатков среди духовенства. Продолжалось исправление богослужебных книг, принимались энергичные меры против раскола. При его близком участии было уничтожено местничество среди бояр. Он заводил школы, благотворил, строил богадельни и дома• для нищих, † в 1690 г.
В тот же день кончина Димитрия (Самбикина), Архиепископа Казанского. Родился в 1839 г. в семье сельского пастыря села Краяшника, Воронежской епархии. Окончил Воронежскую семинарию в 1861 г. и Петербургскую академию — в 1865 г. В 1872 г. — ректор Тамбовской семинарии, в 1881 г. — Воронежской. В 1887 г. хиротонисан во Епископа Балахнинского, викария Нижегородского; в том же году переведен в г. Балту викарием Подольским. В 1890 г. назначен Епископом Подольским и Брацлавским. Деятельный, любящий церковную старину, преданный православию, архипастырь основал Церковное хранилище древностей, Епархиальную библиотеку, организовал церковно-школьное дело, принимая меры к охране православия в крае; открыл Миссионерский комитет, организовал внебогослужебные собеседования, чтения и пр. В 1896 г. переведен на Тверскую кафедру. И в Твери, как знаток археолог, принимал меры к выявлению и реставрации многого из церковно-исторической старины, одновременно не оставляя кипучей епархиальной деятельности. В 1905 г. переведен в Казань, где основал Церковно-археологическое общество. Доктор богословия, ученый археолог, святитель много писал; имя его занимает почетное место в истории отечественной агиографии. В личной жизни был кроток, трудолюбив и доступен. Проповеди его отличались сердечностью и простотой. † в 1907 г.
В тот же день кончина Парфения* (Краснопевцева), иеросхимонаха Киево-Печерской лавры. Родился в 1790 г., в селе Самолове, Тульской губ., в семье причетника. Окончил Тульское духовное училище, в 1819 г. вступил в Киево-Печерскую Лавру. В 1830 г. рукоположен во иеромонахи и вскоре назначен духовником Лавры; в 1898 г. облечен в схиму. Стяжал истинный молитвенный дух; был весьма проницателен, великими духовными дарами служил ближним, назидая их. † в 1855 г.
В тот же день кончина Ангелины (Шмаковой), основательницы и строительницы Свято-Троицкой Творожковской общины. Родилась в 1809 г., в семье состоятельных и богобоязненных людей. Овдовев, отдала все свое достояние на устроение общины и трудилась в ней, не покладая рук, до праведной своей кончины, † в 1880 г.
20. Избрание в 1642 г. Иосифа, Патриарха Московского и всея Руси. Интронизация состоялась в том же году, 27 марта. Иосиф был пятым патриархом от начала патриаршества на Руси, † в 1652 г.
23. День кончины Герасима*, отшельника Соловецкого. † в 1392 г.
В тот же день кончина Иоанна* Свеченосца. По словам летописи, «той же Иоанн всеми знаем бе, соловецкий постриженник и жилец. Мнози о нем свидетельствуют, яко великий подвижник бысть: пустынное бо отхождение и жительство любя, всяким послушанием и смирением и кротостью украшен», † в 1392 г.
25. Собор 1655 г., состоявшийся в Москве при Патриархе Никоне, по вопросу исправления богослужебных книг и обрядовых неточностей; продолжался с 25 по 31 марта.
В тот же день кончина Тихона (Белавина), одиннадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Родился во Пскове. В 1888 г. окончил Петербургскую академию. Прошел все ступени службы ученого монашества. В 1897 г. хиротонисан во епископа. С 1907 г. был на Ярославской кафедре. Затем — Митрополит Московский, и в 1917 г., на Поместном соборе избран Патриархом Московским и всея Руси. † в 1925 г., погребен в Донском монастыре.
26. Собор 1625 г., состоявшийся в Москве, по вопросу о перенесении из Персии в Россию ковчега с Ризой Господней, присланной 11 марта 1625 г. персидским шахом Аббасом при особом посольстве в дар Московскому царю. Соборным постановлением определено было: ковчег поставить в Успенский собор, учредить празднование 27 марта; составление службы поручить митрополиту Сарскому. О соборных деяниях были повсеместно разосланы оповестительные грамоты.
29. День кончины Ионы*, основателя Псково-Печерского монастыря, и Марка*, старца священноинока, подвизавшегося на потоке Каменце. † в 1477 г.
В тот же день кончина Вассы* Печерской, † около 1474 г. Погребена в Псково-Печерском монастыре, подле гроба Ионы и Марка Печерских.
30. День кончины Софрония* (Кристалевского), Епископа Иркутского и Нерчинского. Родился в 1703 г., в местечке Березань, Переяславского уезда, Полтавской губ. Учился в Переяславской семинарии. Принял монашество в 1750 г.; в 1763 г. хиротонисан во Епископа Иркутского (из наместников Александро-Невской лавры), † в 1771 г. Память о мудром и благопопечительном святителе чтима и в наши дни.
31. День кончины Иннокентия (Вениаминова), Митрополита Московского. Родился в 1797 г., в селе Ангинском, Иркутской губ. в семье причетника. В 1821 г. окончил Иркутскую семинарию, принял священство и вскоре поехал миссионером на Алеутские острова. Жил в убогой землянке на сыром и холодном острове Уналашке; учил грамоте алеутов, переводил на их родной язык священные книги, строил храмы; с опасностью для жизни предпринимал переезды по морю в байдарке, дабы всюду сеять слово спасения. Через шестнадцать лет великих трудов и лишений принял монашество с возведением в сан архимандрита. В 1840 г. хиротонисан во епископа Камчатского. В 1850 г. возведен в сан архиепископа, причем к его епархии была присоединена Якутская область, а в 1855 г. — и Амурская. Несмотря на преклонные годы, архипастырь неутомимо объезжал (иногда на оленях и собаках, а то и верхом) свою громадную епархию, неустанно проповедуя, устроял всюду храмы и церковно-гражданский быт новообращенных. В 1862 г. он переселился в новый горсуд на реке Амуре — Благовещенск, названный так в память начала его служения при Благовещенском храме в Иркутске. В 1868 г. возведен в сан митрополита и назначен на Московскую кафедру, осиротевшую после святителя Филарета, который глубоко чтил высокопреосвященного Иннокентия и говорил о нем: «В нем есть что-то апостольское». На новом поприще служения святитель был неутомим: близко вникал в нужды духовенства, устроил огромную Островскую богадельню для вдов и сирот, основал Православное миссионерское общество, † в 1879 г., погребен в Троице-Сергиевской Лавре, в церкви св. Филарета Милостивого.
АПРЕЛЬ
1. День кончины Георгия (Ящуржинского), Архиепископа Тобольского и Сибирского. В 1807 г. — священник, в 1810 г. пострижен и назначен префектом Подольской семинарии. В 1813 г. — ректор. В 1824 г. хиротонисан во Епископа Полтавского. В 1830 г. переведен на Архангельскую кафедру. В 1845 г. возведен в сан архиепископа и перемещен на кафедру Тобольскую и Сибирскую, † в 1852 г.
3. День кончины Нектария*, основателя Введенского монастыря Пресвятой Богородицы близ Бежецка. † в 1494 г.
5. День кончины Феодора*, схимонаха Александро-Свирского. Родился в 1756 г., в г. Карачеве, Орловской губернии. Постриженник Молдавского Нямецкого монастыря и питомец Паисия Величковского. Вернувшись на родину, был во многих монастырях, где претерпел большие гонения за насаждение им старчества. Свято почил в 1822 г.
7. День кончины Даниила*, архимандрита Горицкого монастыря в Переславле. Пострижен в Пафнутьевом Боровском монастыре; перешел в Переславль Залесский, где был возведен в сан архимандрита и управлял обителью. Известен особенным подвигом любви к ближним: на своих руках переносил в скудельницу умерших странников, убитых, замерзших, отпевал и погребал их. † в 1540 г., достигнув почти 90 лет.
9. День кончины Лаврентия (Горки), епископа Вятского и Слободского. Игумен Киево-Выдубицкого монастыря, затем архимандрит Воскресенского (Ново-Иерусалимского) монастыря; в 1722 г. назначен начальником духовенства Персидского флота и духовником Екатерины I. В 1723 г. хиротонисан во Епископа Астраханского, в 1727 г. переведен в Устюг, в 1731 г. перемещен в Рязань, в 1733 г. назначен в Вятку, † в 1737 г.
13. День кончины Григория* (Миткевича), Архиепископа Калужского и Боровского. Родился в 1807 г. в с. Жукове, Черниговской епархии, в семье сельского священника. В 1827 г. окончил Черниговскую семинарию, в 1831 г.— Киевскую академию со степенью магистра V класса; пострижен в том же году. В 1833 г.— инспектор Киевской семинарии, в 1836 г.— Киевской академии; в том же году возведен в сан архимандрита. В 1838 г.— ректор Ярославской семинарии; в 1844 г.— ректор Казанской академии. Вдумчивый строгий и взыскательный начальник, администратор по призванию, он прятал искреннюю задушевную заботу о своих талантливых питомцах под личиной суровости. В 1851 г. хиротонисан во Епископа Калужского; в 1862 г. возведен в сан архиепископа. Всего пробыл на калужской кафедре 29 лет. Ревностно занимаясь епархиальными делами, он находил время лично объезжать приходские храмы, чтобы наблюдать за порядком и чином богослужений, не допуская никаких погрешностей против устава. В его ревности о благоустройстве церквей и благопопечении о пастырях и пасомых заключается высокий пример для подражания; это был поистине «светильник горя и светя», твердой веры, несокрушимого благочестия. Для всех доступный, святитель правил суд скорый, правый и милостивый, не терпел протекций и лицеприятий. Он содействовал изданию «Калужских епархиальных ведомостей», открыл женское епархиальное училище, церковно-приходские школы, отделение Миссионерского общества, учредил Братство св. Иоанна Богослова для ведения бесед с раскольниками, причем деятельно заботился о снискании материальных средств для сего. Он произвел реформу со штатным распределением священников и настоятелей, возобновил кафедральный собор, улучшил свечное дело в епархии. Святитель состоял почетным членом Русского археологического общества. Казанской академии, Общества попечения о раненых и больных воинах, вице-президентом Калужского попечительного комитета о тюрьмах. Отличаясь глубокой верой и богопреданностью, будучи в личной жизни подвижником, святитель любил и ценил подвижников: при нем процвела старчеством Оптина пустынь и возникла из развалин Тихонова пустынь. Скончался в день Св. Пасхи, в 1880 г.
15. День кончины Иннокентия (Полонского), Епископа Воронежского и Задонского. В 1773 г. — префект Рязанской семинарии, в 1778 г. — Александро-Невской; в 1782 г. — Славяно-греко-латинской академии; в 1784 г. — ректор Александро-Невской семинарии. В 1788 г. хиротонисан во Епископа Воронежского и Задонского. † в 1794 г.
17. День кончины Сильвестра (Кулябки), Архиепископа Петербургского и Финляндского. В 1738 г. — префект, в 1749 г. — ректор Киевской академии. В 1745 г. хиротонисан во Епископа Костромского; в 1750 г. перемещен на Петербургскую кафедру, в том же 1750 г. возведен в сан архиепископа, † в 1761 г.
18. День кончины Тимофея (Щербацкого), Митрополита Московского и Коломенского. В сан архимандрита возведен в Киево-Печерской лавре. В 1748 г. его попечениям вверена была Киевская митрополия; 1757 г.— Московская. † в 1763 г.
В тот же день кончина Авраама (Шумилина), архиепископа Ярославского и Ростовского. В 1782 г. рукоположен во иерея, в 1799 г. — протоиерей. В 1813 г. возведен в сан архимандрита Златоустовского монастыря, в 1816 г. перемещен в Московский Спасо-Андрониев монастырь. В 1818 г. хиротонисан во епископа Тульского; в 1821 г. возведен в сан архиепископа и перемещен в Астрахань. С 1824 г. по 1834 г. пребывал на Ярославской кафедре; затем удалился на покой в Толгский монастырь. † в 1844 г.
20. День кончины Онисифора (Боровика), Епископа Екатеринославского и Таганрогского. В 1788 г.— священник; в 1796 г.— протоиерей; в 1808 г.— старший благочинный армии. С 1792 г. по 1813 г. был в походах и действительных сражениях. В 1814 г. пострижен и представлен кандидатом на первую архиерейскую вакансию, «уважая отличную и долговременную его службу», в том же 1814 г. хиротонисан во Епископа Вологодского; в 1827 г. перемещен в Екатеринославль. † в 1828 г.
22. День кончины Феогноста (Лебедева I), архиепископа Псковского и Порховского. В 1827 г. окончил Петербургскую академию со степенью магистра VII класса; в 1832 г. пострижен; в 1833 г. — ректор Вологодской семинарии; в 1841 г. — ректор Петербургской семинарии. В 1848 г. хиротонисан во епископа и назначен викарием Острогожским. В 1852 г. перемещен на самостоятельную Вологодскую кафедру. В 1856 г. получил назначение на Тобольскую кафедру; в 1862 г. возведен в сан архиепископа и назначен во Псков, † в 1869 г.
23. Собор русских иерархов в 1656 г., состоявшийся в Москве по вопросу двуперстия и крестного знамени.
В тот же день кончина Иринея (Братоновича), Епископа Вологодского и Устюжского. В 1758 г.— префект Славяно-греко-латинской академии; в 1759 г.— игумен Николо-Угрешского монастыря; в 1762 г. архимандрит Брянского Петропавловского монастыря; в 1770 г.— архимандрит Ростовского Яковлевского монастыря. В 1775 г. хиротонисан во епископа Вологодского. † в 1796 г.
24. День кончины Иринея (Клементьевского), Архиепископа Псковского и Порховского. Пострижен в 1774 г.; в 1776 г.— игумен Московского Знаменского монастыря; в 1784 г.— архимандрит Московского Борисоглебского монастыря; в том же году — ректор Московской семинарии; в 1788 г.— архимандрит Юрьева монастыря. В 1792 г. хиротонисан во Епископа Тверского. В 1796 г. возведен в сан архиепископа. В 1798 г. перемещен на Псковскую кафедру. В 1818 г. удалился на покой. † в 1818 г.
26. День кончины Георгия* Шенкурского, жившего на севере в г. Ваге Шенкурской; современник прп. Варлаама Шенкурского, † в 1332 г.
27. День кончины Гавриила (Бужинского), Епископа Рязанского и Зарайского. В 1720 г. — префект Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Троицкой лавры. В 1722 г.— «Св. Синода советник, директор и протектор школ и типографий». В 1726 г. хиротонисан во Епископа Рязанского и Зарайского, † в 1731 г.
В тот же день кончина Василия* (Кишкина), иеросхимонаха, настоятеля Белобережской пустыни. Родился в 1745 г., в деревне Клюшниковой, Фатежского уезда, Курской губернии. Семи лет, по горячему желанию, вступил в Саровскую пустынь; пятнадцати лет был пострижен. Перейдя в Корейскую пустынь, часто посещал св. Тихона Задонского и пользовался его руководством. Посетил Афон и Нямецкую обитель в Молдавии; в 1800 г. перешел в Белобережскую пустынь настоятелем и строителем ее. Смиренный старец, благодаря своей высокой духовности, был широко известен и пользовался большим влиянием и авторитетом среди своих учеников — монахов и мирян, † в 1831 г., 86, лет.
28. День кончины Кириака*, основателя Успенского Сырынского (или Сыльинского) Каргопольского монастыря, † в 1402 г.
29. День кончины Арсения*, Архиепископа Суздальского. Ученый богослов, родом грек и архиепископ г. Элассона в Фессалии. В 1587 г. был прислан от Цареградского Патриарха Иеремии в Львов, где преподавал в училище Львовского братства. При установлении патриаршества на Руси сопровождал Патриарха Иеремию в Москву. Претерпел вместе со святителем Гермогеном польский плен и осаду Кремля. В 1613 г. был назначен в Суздаль, где и окончил праведную свою жизнь в 1625 г. Погребен в Суздальском соборе.
В тот же день кончина Иринея (Фальковского), Епископа Чигиринского. Пострижен в 1786 г.; в 1799 г. — архимандрит Гамалеевского монастыря; в том же году переведен в Киево-братский монастырь. В 1803 г. — ректор Киевской академии. В 1807 г. хиротонисан во епископа и назначен викарием Чигиринским. В 1812 г. назначен на самостоятельную Смоленскую кафедру. В 1813 г. управлял Могилевской епархией; в том же году, по прошению, освобожден от управления Смоленской епархией и назначен епископом Чигиринским, со званием коадъютора Киевской митрополии. † в 1823 г.
В тот же день кончина Феоктиста (Мочульского), Архиепископа Курского и Белгородского. В 1775 г. — архимандрит Ростовского Яковлевского монастыря; в 1776 г. — Полтавского Крестовоздвиженского; в том же году — администратор при архиепископе Евгении (Булгари); в 1781 г.— архимандрит Калязинского монастыря. В 1784 г. хиротонисан во епископа и назначен викарием Севским. В 1787 г. перемещен на самостоятельную кафедру — Белгородскую; с 1799 г.— Епископ Курский. В 1801 г. возведен в сан Архиепископа. † в 1818 г.
26. День кончины Игнатия (Брянчанинова), Епископа Кавказского и Черноморского. Родился в 1807 г., окончил Инженерное училище и был назначен на службу в инженерные войска в крепость Динабург, но по болезни был в 1827 г. уволен в отставку и последовал за своим наставником, о. Леонидом, в Александро-Свирскую обитель, а затем в Оптину Введенскую пустынь. В 1831 г. пострижен и вскоре рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха; в 1832 г. назначен в Пельшемский монастырь строителем. В 1834 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Сергиевой пустыни под Петербургом. В 1857 г. хиротонисан во Епископа Кавказского и Черноморского. Под мудрым правлением святителя Кавказская епархия в короткое время расцвела. Особенным его попечением пользовались духовные учебные заведения. Он ревностно заботился также о надлежащих взаимоотношениях между духовенством и паствой, а также и о том, чтобы богослужение совершалось в надлежащем чине. Тяжелая и продолжительная болезнь заставила святителя уйти в 1861 г. на покой в Николо-Бабаевский монастырь (Костромской епархии), вверенный его управлению. В короткое время обитель окрепла и в духовном и в материальном отношении; святитель и здесь явился мудрым администратором и превосходным «учителем иноков», опытным путем прошедшим нелегкий монашеский искус. Его сочинения и письма, в которых видна чистая и высокая душа, являются истинной сокровищницей для стремящихся к духовной жизни.
Т. ПРЕЧИСТЕНСКИЙ
[1] Звездочкой отмечены имена усопших, не канонизованных, но почитаемых за праведную и богоугодную жизнь.