Блестящим завершением торжеств, связанных с избранием и интронизацией нового Патриарха Русской Православной Церкви, представляется нам духовный концерт, устроенный Московской Патриархией 6 февраля с. г. в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Посвященный Поместному Собору Русской Православной Церкви духовный концерт имел своей целью ознакомить с лучшими произведениями русской церковной музыки одних, оживить воспоминания о ней в других, открыть красоту и силу этой музыки третьим, а вообще — образцовым, ярким и проникновенным исполнением церковных песнопений дать посетителям концерта возможность почувствовать всю мощь и красоту церковной музыки, ее глубокое соответствие смыслу и содержанию тех или иных песнопений и их неотразимое впечатление на душу человека, сохраняющееся нередко в течение всей жизни. Дать возможность посетителям пережить эти минуты духовного и вместе эстетического наслаждения, испытать трепет священного восторга — это значит пленить душу человека такими светлыми, чистыми и святыми воспоминаниями, которые не изгладятся в нем на всю его дальнейшую жизнь и согреют душу его тем теплом, которое источает на своих сынов великая мать-Церковь.
И нужно сказать, что устроители концерта положили немало трудов и приложили много усилий, чтобы достойным образом выполнить свою задачу. Духовный концерт был организован превосходно. Патриарший хор, усиленный лучшими голосами других церковных хоров г. Москвы, под руководством регента этого хора В. С. Комарова, в сравнительно короткий срок проделал большую работу по подготовке обширной и разнообразной программы концерта и достиг высокой степени совершенства как в исполнении отдельных номеров программы, так и в общем ансамбле хора.
Много труда приложил к организации и проведению концерта А. В. Ведерников, доцент и инспектор Богословского института. На его долю выпали заботы не только о внешнем оформлении концерта, начиная с подготовки вала и внешнего оформления программы и пригласительных билетов, но и приглашение певцов-солистов, живое участие в составлении самой программы концерта, в распределении мест для почетных гостей и посетителей и т. д.
И нужно сказать, что усилия всех устроителей концерта и его участников увенчались полным успехом. Концерт удался и действительно оставил глубокое и сильное впечатление у всех присутствовавших. Недаром после концерта слышались многочисленные пожелания, чтобы концерт был повторен.
Программа концерта состояла из трех отделений, причем первые два отделения были целиком посвящены исполнению церковных песнопений. Останавливает на себе богатство и разнообразие программы. Она обнимает песнопения и всенощного бдения, и литургии, периода Великого поста, Страстной седмицы, Пасхальной седмицы и дает образцы церковной музыки разных времен и стилей, начиная от обиходного и кончая последними церковными композиторами. Здесь есть и старинные Бортнянский и Турчанинов, более поздние Львов и Ведель, Смоленский и Архангельский. Имеются и последние представители церковной музыки: Чайковский, Рахманинов, Чесноков, Данилин, Кастальский.
Еще задолго до начала концерта обширный зал Консерватории стал наполняться публикой. Подъезжавшие один за другим автобусы привозили членов Поместного собора — мирян и духовенство, на автомобилях прибывали епископы и архиепископы. А вот стали прибывать и почетные гости Собора — Восточные Патриархи, Патриарх Грузии и митрополиты, представители Восточных Патриархов. Прибыл и новопоставленный Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Как один человек, поднялся зал при входе Патриархов и их представителей в предоставленную им ложу, приветствуя этим прибывших святителей под дружное пение хора «Исполла эти деспота».
Когда зал несколько успокоился, ответственный распорядитель концерта инспектор Православного Богословского института А. В. Ведерников обратился к присутствующим с вступительным словом следующего содержания:
«Исполняя долг гостеприимства, Московская Патриархия посвящает сегодняшний концерт участникам и почетным гостям Поместного собора Русской Православной Церкви.
При подготовке концерта его устроители имели горячее желание порадовать всех вас исполнением лучших образцов русской церковной музыки, чтобы этой радостью завершить круг тех впечатлений, которые в каждом участнике и очевидце переживаемых событий станут в жизни предметом самых отрадных и вдохновляющих воспоминаний.
В ряду этих незабываемых впечатлений первое место, несомненно, займет центральное событие последних дней, именно, Всероссийский Церковный собор как торжественная манифестация русского религиозно-патриотического. единства, как яркое выявление подлинной религиозной свободы в нашей стране и как высшее выражение вселенской дружбы всех православных христиан.
Другой источник ваших впечатлений будет связан с мыслию о том, что Собор состоялся в древней столице нашего отечества — в Москве, грозной для врагов и гостеприимной для друзей, величественной по своим масштабам и священной по историческим воспоминаниям и церковным святыням, в Москве, которая была и останется сердцем великого Советского государства.
И, наконец, члены и гости Собора собрались сегодня здесь, в этом центре музыкальной культуры нашей страны, чтобы после соборных и, молитвенных трудов насладиться красотой русской религиозно-патриотической музыки.
Уместно пожелать, чтобы эта музыка, полная живого и глубокого смысла, послужила для каждого из вас живительным источником тех переживаний, которые объединяют всех верующих в чувстве вселенской дружбы,— этой прочной основы действительного мира в нашей Церкви и будущего мира во всем мире».
Концерт начался исполнением песнопения «С нами Бог» (муз. Кастальского). Мощная, торжественная музыка; как нельзя более соответствующая содержанию песнопения, наполнила зал и сразу захватила слушателей. Вслед за звуками хора мысль невольно неслась к переживаемым событиям как церковной, так и общеполитической жизни, к длинной череде побед русского оружия, особенно интенсивных в последние дни, и утверждающий припев хора «Яко с нами Бог» невольно находил отклик в душе. Да, воистину «с нами Бог», открывающий Себя и в испытаниях, и в подвигах русского народа, в его терпении и мужестве, в его страданиях и героических делах; «с нами Бог — разумейте языцы»... это так ясно в ходе событий последних лет, месяцев, дней... «могущии покоряйтеся» — ваша железная мощь сломлена крепостью нашего духа, «яко с нами Бог»... Кажется, никогда еще эти отдельные изречения священной песни не были так соответственны моменту, как именно теперь, и потому-то «яко с нами Бог» звучало так победно и уверенно.
Не успели замолкнуть последние звуки, как зал разразился громом рукоплесканий. Так присутствующие выражали свой восторг и мастерству хора, и торжественному звучанию мелодии, и самому содержанию церковного песнопения.
Это высокое одушевляюще-торжественное настроение нашло себе прекрасную поддержку в следующем номере концерта — «Верую» (муз. Кастальского). Снова могучие торжественные звуки, утверждающие веру Православной Церкви на незыблемом камне апостольского и святоотеческого учения, развертывающие отдельные моменты этого исповедания на общем фоне хора «Верую... исповедую, чаю...».
Трудно говорить о каждом номере концерта в отдельности и нелегко указать, что было исполнено плохо и чего было бы ненужно. Здесь все было хорошо, и одно песнопение звучало лучше другого. Вот спокойное, какое-то умиротворяющее «Благослови, душе моя, Господа» (муз. Чеснокова), вот отражающее какую-то неземную радость «Ныне отпущаеши» (муз. Рахманинова), вот захватывающее душу «Покаяния отверзи ми двери» (трио Веделя), исполненное солистами — артистами А. П. Ткаченко, Хорошенцевым и протодиаконом С. П. Туриковьш, вот прекрасно исполненное артистами-солистами «Разбойника благоразумного» (муз. Чеснокова), невольно вызывающее и покаянный вздох, и слезы умиления. По требованию присутствующих песнопение было повторено, и это достаточно говорит и о музыкальной красоте его, и о достоинстве исполнения. Необходимо упомянуть еще о концертном, произведении «Помышляю день страшный» (муз. Архангельского), входившем в программу первого отделения. Глубокому содержанию этого песнопения так хорошо соответствует проникнутая как бы каким-то мистическим ужасом музыка, открывающая человеку всю глубину его греховности и всю его беспомощность пред Грозным Судиею. «Како отвещаю бессмертному Судии...» и только немеркнущая надежда на милосердие Божие, выражающаяся в робких и сначала неуверенных, но постепенно крепнущих звуках, помогает разрядиться этому мрачному, близкому к отчаянию, настроению и умиротворенно закончить все песнопение.
Второе отделение концерта по подбору песнопений отличалось более светлым и радостным характером. Оно открылось радостным пасхальным «Сей день, его же сотвори Господь» (муз. Смоленского.), одушевленно исполненным хором. Оно продолжалось не менее радостным и проникновенным «Ангел вопияше» (муз. Чеснокова), исполненным хором при участии заслуженной артистки РСФСР Н. Д. Шпиллер. Своего апогея оно достигло в исполнении «Христос воскресе» (муз. Кастальского). Музыкальное построение тропаря как бы особенно подчеркивает истинность воскресения Христова, утверждая ее незыблемость мощным звучанием радостных и светлых аккордов.
Не менее хороши и другие номера этого отделения. Так, «Воскресни, Боже» (муз. Турчанинова) было исполнено солистами-артистами. Музыка этого песнопения так хорошо гармонировала с предыдущими номерами пасхальных песнопений, что составляла с ними как бы один цикл светлой радостной музыки святых пасхальных дней. «О Тебе радуется» (муз. Данилина) и особенно «Господи воззвах» с тропарем) 3-го гласа всецело переносили слушателей в область обиходного пения, раскрывая всю музыкальную красоту несложных, но таких близких нашему пониманию обиходных мелодий. И так хотелось бы слушать, эти знакомые с детства мелодии еще и еще.
Последним номером концерта был двуххорный концерт «Воспойте, людие» (муз. Бортнянского). Музыка этого концерта хорошо известна всем, сколько-нибудь знакомым с церковным пением, и мы не погрешим, если скажем, что она нисколько не устарела и для наших дней, звучит так же величественно, мощно и выразительно, и завершение этим номером всего концерта можно признать столь же удачным, как и начало его песнопением «С нами Бог». Завершение концерта этой вещью, так сказать, объединило его заключение с торжественным и величественным началом, и слушатели уносили сильное, цельное впечатление глубоко содержательной и богатой захватывающими музыкальными мелодиями церковной музыки.
В наступившем антракте одни восторженно делились своими впечатлениями от исполнения хора и солистов, другие хранили благоговейное и сосредоточенное молчание, как бы боясь расплескать в разговорах полную чашу драгоценных переживаний этого памятного вечера.
В начале 3-го отделения настроение слушателей достигло особенного подъема, когда А. В. Ведерников зачитал только что полученный по радио Приказ Верховного Главнокомандующего Маршала И. В. СТАЛИНА, в котором говорилось об очередной победе наших героических армий над врагом. Известие о салюте в честь победителей было встречено величавым звучанием государственного гимна, исполненного мощным симфоническим оркестром Союза ССР под управлением народного артиста РСФСР Н. С. Голованова. В порыве общего воодушевления поднялся весь зал, слушая мощные звуки гимна в художественном исполнении оркестра, и это исполнение послужило прекрасным вступлением к 3-му отделению концерта, состоявшему в исполнении торжественной увертюры «1812 год» (муз. Чайковского). Как известно, эта увертюра начинается мелодией церковного песнопения «Спаси, Господи, люди Твоя». Робкая, неуверенная музыка переносит нас к эпопее 1812 года, когда беспощадный враг готов был, кажется, праздновать свою победу над русским народом, и только слабая надежда, теплившаяся в душе русского народа, и его крепкая вера в силу небесного заступничества помогли ему пожертвовать святынями Москвы, найти себя и дружной народной лавиной обрушиться на наглых захватчиков. Крепнет мелодия, в нее вплетаются новые звуки, характеризующие разгар борьбы, и пред умственными взором под эти мелодии проходят отдельные эпизоды народной войны, освобождение Москвы, изгнание французов, их преследование, и вся эта музыкальная картина заканчивается победными торжествующими аккордами, в которых сливаются воедино и мощные теперь звуки церковной песни, и колокольный звон, и радостное «Славься, славься». Властное вдохновение, с которым Н. С. Голованов исполнил это незабываемое произведение, заключительная часть которого, кстати заметить, была по требованию публики повторена, не только заставила всех слушателей пережить силу и величие религиозно-патриотического единения, но и сообщило всему концерту характер особой торжественности.
Концерт почтили своим присутствием: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, почетные гости: Папа и Патриарх Александрийский Христофор, Патриарх Антиохии и всего Востока Александр III, Католикос Патриарх всея Грузии Каллистрат, представитель Вселенского (Константинопольского) Патриарха Митрополит Фиатирский Германос, представитель Иерусалимского Патриарха архиепископ Севастийский Афиногор, представитель Сербского Патриарха митрополит Скоплянский Иосиф, представитель Румынского Патриарха епископ Аржешский Иосиф, представители высшей иерархии Русской Православной Церкви Митрополит Крутицкий Николай и митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, целый сонм архиепископов и епископов вашей родины.
На концерте также присутствовал председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпов с коллективом сотрудников Совета, а также много представителей артистического и ученого мира, представителей церковной общественности г. Москвы и прихожан московских храмов.
Профессор С. САВИНСКИЙ