ОТОБРАЖЕНИЕ ПАВЛОВО-ТИМОФЕЕВСКОЙ ДРУЖБЫ

К избранию Святейшего Патриарха Алексия

В 1943 г. навечерие праздника св. первоверховных апостол Петра и Павла Господь судил мне провесть в далеком Ульяновске на именинах Святейшего Патриарха (тогда митрополита) Сергия. Было людно, интересно и радостно.... Ум, глаза и уши не успевали схватывать быстро чередующихся впечатлений. Из них особенно запечатлелось в моей памяти знакомство с теперешним Первосвятителем (тогда митрополитом Ленинградским).

Владыка Алексий, дотоле лично мне незнакомый, задержавшись в пути, смог прибыть лишь к концу литургии, которую мне не удалось достоять: у меня произошел сердечный припадок, и меня вынесли на двор Патриархии, где и стали приводить в чувство. Едва успев притти в себя, я увидел вблизи архиерея в белом, митрополичьем клобуке, с приветливой улыбкой участливо осведомлявшегося о моем здоровье. Это и был ангел многострадальной Церкви Ленинградской, мужественно деливший со всей паствой все тяготы и ужасы длительной осады города-героя, Высокопреосвященнейший, а ныне Святейший Владыка Алексий.

Первое впечатление, вынесенное мной от этого знакомства, можно было определить словом «молодость».

Да, это была подлинная молодость; конечно, не та, что фиксируется в метриках и паспортах, а высшая, духовная, свидетельствующая о свежести мысли, о возвышенности и благородстве всех помышлений и устремлений, когда «пошлость повседневной жизни» и низменные страсти бывают бессильны наложить печать дряхлеющей старости на чело, на весь облик даже весьма пожилого человека. Нечего, конечно, говорить о том, что это прекрасное отображение молодости было обвеяно и благородством, и умом. Таким запечатлелся и живет в моей памяти по сии дни облик Святейшего Патриарха Алексия...

...Отмеченное первое впечатление о теперешнем Патриархе Святейшем Алексии еще более усугубилось во время последовавшего вскоре именинного обеда. Как сейчас помню: только что прибывший Ленинградский Святитель (митрополит Алексий) сидел в непосредственной близости Блаженнейшего (как тогда титуловали владыку Митрополита Сергия), который с какой-то особой, чисто отеческой любовью смотрел на Митрополита Алексия; заразительно, по-детски смеялся, слушая рассказ владыки Алексия об его дороге в Ульяновск, которую тот с большим юмором сравнивал... с описанием путешествия Павла Алеппского.

Зная, что у Блаженнейшего с владыкой Алексием была длительная, не только личная дружеская, но и служебно-деловая связь, что владыка Алексий долгий ряд лет был ближайшим сотрудником и помощником Блаженнейшего, поверенным его планов и дум, — мне была вполне понятна та «радость свиданья», которую я с любовью, как младший епископ, наблюдал с противоположного конца стола. Отмеченное выше превалирование молодости в облике владыки Алексия особенно подчеркивалось контрастирующей, маститой старостью владыки Сергия. Невольно напрашивалось сравнение того и другого с прославляемым на другой день первоверховным апостолом и его любимым учеником. 'Воочию было отображение павлово-тимофеевской дружбы...

Зная о тяжелой болезни, перенесенной владыкой Сергием за три-четыре месяца перед тем, для многих из нас тогдашнее «ульяновское» свиданье старца-местоблюстителя с ближайшим своим соработником приобретало особое значение и ценность. Если не слышалось, то явно чувствовалось, что все беседы в основе покоились на Павловом завещании: «Храни преданное тебе!...»

....Цепь последующих событий нашей церковной жизни разворачивалась с поразительной быстротой: они все прошли на наших глазах, они свежи в нашей памяти... Наступил и благословенный день церковного вступления в права завещанного великого и ответственного наследства для владыки (теперь Святейшего) Алексия, каковой день Господу угодно было приурочить как раз... к памяти святого апостола Тимофея. Подобно ему и тебе, Святейший владыко Алексий, звучит ныне глас Небесного Домовладыки, Великого Архиерей: «Храни преданное тебе!» «Образ буди верным словом...»

День св. апостола Тимофея был отмечен в нынешнем году в первопрестольной столице нашей такой торжественной службой, какую вряд ли запомнит матушка Москва. Участники и свидетели этого небывалого торжества надолго сохранят о нем самые светлые воспоминания, возблагодарят Господа, молитвенно пожелают тебе, нсвопоставленный Первосвятитель, счастливых, долгих, благословенных лет и скажут сердечное, русское спасибо правительству, которое с таким открытым сердцем, так щедро пошло навстречу интересам Церкви.

ДИМИТРИЙ, АРХИЕПИСКОП РЯЗАНСКИЙ

Система Orphus