Слово, произнесенное 7 февраля, в день празднования иконе Божией Матери, за службой в Николо-Кузнецкой церкви г. Москвы
Я имею великое утешение разделять с вами молитвенную радость церковного праздника «Утоли моя печали».
Что же это за печаль? Кем она сотворена? Как она мрачным диссонансом вторглась в светлую симфонию нашей радостной жизни?
Ведь по плану Божьего домостроительства человек создан был «малым чим умаленным от ангел» и с самого начала своего земного бытия был приобщен к райскому блаженству.
Господь печали не создавал: она явилась порождением нашего, человеческого самоволия, нашего нарушения сыновнего послушания своему небесному Владыке и Творцу. Солнце недолгой райской радости человек сам затемнил долгими сумерками печали. Тоска по потерянном рае и вылилась у осиротевшего человечества (лишенного непосредственной связи с Источником радости) в печаль, под ярмом которой потянулась многовековая цепь томленья, ожидания восхода Солнца Правды Христа Жизнодавца.
Сегодня мы как раз и празднуем Той, которая «Жизнодавца рождши, греха Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси». Мы прославляем Пресвятую Деву, послужившую величайшему делу рождения в мир Христа, который явился долгожданной Радостью. «Всех радость Христос» слышим мы в наших храмах в праздник Лазарева Воскресения, а несколькими днями позднее до нашего слуха, до нашего сердца долетают золотые слова прощальной беседы: «вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет... Вы теперь имеете печаль, но я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, в радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан. 16, 20—22)...
...Для Самой Матери Божией Христос был благословенной целью жизни, совершеннейшей Радостью. Весь ужас Голгофы с последующими Воскресением и Вознесением как реальное разобщение с этой Радостью был для Матери Божией величайшей скорбью и печалью, каковые по предопределению свыше не были кратковременными; земное, человеческое сиротство Матери Божией тянулось долгие годы. Лишь одна сладость молитвы, для каковой Она чаще всего уединялась в близкую ее сердцу Гефсиманию, рассеивала облако печали Богоматери, жившей надеждой на скорейшее свидание, соединение со Своим возлюбленным Сыном...
И когда, наконец, наступил этот долгожданный день, тот же Вестник неба, Архангел Божий Гавриил, нарушивший некогда тишину назаретской келии, принес Матери Божией, молившейся в Гефсиманской веси, радостное благовествование об утолении печали ее земного сиротства и отшествии из земной юдоли в горний мир, к возлюбленному Сыну Своему, почему на некоторых иконах Успения Богоматери XVI и XVII веков мы видим вверху миниатюрное изображение Благовещения. Преславное Успение явилось «утолением печали» земного сиротства Матери Божией и как таковое послужило основанием для наименования прославляемой ныне иконы...
Печалей больших и малых, имеющих и общее, и интимно частное значение, так много, что их «вместить не смогут жизни берега». Однако никакая печаль, как бы она ни была сама по себе наивна и пуста, не теряется в глазах Правды Божией. Недаром же и наивная на наш взгляд печаль пророка Ионы по поводу засохшей у него тыквы, в то время как гибла целая Ниневия, нашла место на страницах Библии. У каждого и каждой из нас могут быть самые различные печали, которые мы не дерзнем поведать никому из людей, но в молитвенном воздыхании передадим той, которая является «Утолением печали»...
Наша дорогая родина также вынашивает четвертый уже год свою огромную, всенародную печаль, — печаль навязанной нам, небывалой по своим беспримерным ужасам кровопролитнейшей войны. И здесь мы воочию видим осуществление обетования «всех радости — Христа», что «печаль ваша в радость будет». Жуткий ужас 1941 и 1942 гг. на наших глазах претворился в победную радость 1944 и 1945 гг. Гений и энергия правительства при всенародной поддержке широчайших масс населения смогли дать отбой вероломно напавшему на нас, казалось, непобедимому врагу, и Красная Армия под руководством великого Сталина, разбив врага наголову, добивает его теперь на его же территории. Мало того, на месте недавних разрушений и пепелищ со сказочной быстротой стали восстанавливаться и вновь создаваться и дома, и заводы, и шахты, и рудники; заново стали вырастать и целые города. Всенародное «утоление печали» происходит у всех на глазах.
ДИМИТРИЙ, АРХИЕПИСКОП РЯЗАНСКИЙ И КАСИМОВСКИЙ