СОВРЕМЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ

... Церковность — вот имя тому пристанищу, где усмиряется тревога сердца, где усмиряются притязания рассудка, где великий покой нисходит в разум.

Свящ. Павел Флоренский

Трудно писать о человеке, жизнь которого шла таким прямым, словно предначертанным путем, как жизнь Патриарха Алексия.

Как-то в разговоре с Святейшим Алексием я сказала ему:

— Мне хотелось бы знать, какие качества вашего характера, достоинства ума, заслуги в работе привели вас к столь высокому посту, который вы занимаете теперь.

Владыка мне ответил двумя словами:

— Воля Божия.

И стал рассказывать о том, как в самые трудные для него минуты приходила неожиданная помощь извне.

Я беседовала с людьми, знающими много лет Патриарха Алексия: И никто мне не мог сказать, чтобы он когда-нибудь чего-нибудь добивался, ставил себе задачу подняться на более высокую ступень церковной иерархии. Он просто живет и служит тому делу, к которому почувствовал призвание с детства. Всегда кто-то другой заботится о нем.

Я сказала Святейшему:

— Вы счастливый...

Он улыбнулся и подтвердил:

— Счастливый.

Родился Патриарх Алексий, в миру Сергей Владимирович Симанский, 27 октября 1877 г. в Москве. Отец его имел звание камергера. Дед был сенатором.

У этой семьи была одна особенность: отец был глубоко религиозным человеком, любил православное богослужение, интересовался церковными делами. В последние годы существования святейшего правительствующего Синода он был причислен к Синоду. Старший сын Сергей под влиянием отца приобрел склонность к посещению храмов, благолепию церковных служб, полюбил музыкальность и стройность церковного пения. Позднее появилось влечение к богословию.

Но хотя сердце родителей и радовалось, видя у мальчика такое усердие к молитве и православию, определение жизненного пути зависело исключительно от самого Сергея Симанского. Родители поставили перед ним задачу получить законченное светское образование и уже тогда, став взрослым и самостоятельным, решать, следовать ли своему призванию.

Несомненным было одно: если сын захочет посвятить себя делу Православной Церкви, то отцу приятное всего было бы видеть его епископом. Но разве можно отцовской волей обречь сына на монашество и безбрачие, лишить его простейших человеческих радостей — семьи и детей? Такой путь можно избрать только по собственному желанию.

Мальчика отдали в Московский лицей цесаревича Николая. Окончив восемь классов лицея, которые равнялись курсу гимназии, Сергей Симанский выразил свое намерение итти в Духовную академию. Родители, однако, потребовали, чтобы молодой человек окончил университетский курс. Сын выбрал юридический факультет и закончил его в три года. Степень кандидата он получил за сочинение по международному праву на тому: «Комбатанты и некомбатанты во время войны».

Сергею Владимировичу Симанскому тогда только что минул 21 год. Его решение посвятить себя Церкви остается попрежнему неизменным. Он поступает в Московскую Духовную академию.

Здесь надо упомянуть об одном обстоятельстве, которое, несомненно, сыграло известную роль в неизменности намерений молодого человека. Его тетка была игуменьей, вначале Владычного монастыря в г. Серпухове, позднее Новодевичьего монастыря в Москве. Мать Леонида часто приглашала к себе погостить племянника. Ему нравилась монастырская жизнь. Он видел ее с самой привлекательной стороны.

На втором курсе Духовной академии он принимает постриг и посвящение в сан иеродиакона. Жизненный путь был определен до конца дней. Та ступенька иерархической лестницы, на которую вступил монах Алексий, вела только вверх. Всякий шаг назад или в сторону порицался как отступничество. Отныне воля выше стоящих духовных наставников стала непререкаемой, послушание им — добродетелью.

В 1903 г., год спустя после пострига, Алексий принимает посвящение в иеромонахи. Его мировоззрение формируется в определенной среде, под определенными влияниями. Свою диссертацию на степень кандидата богословия в Духовной академии он пишет по кафедре философии на тему: «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета».

Этот период — самая знаменательная страница в жизни Патриарха Алексия. Деятельность, нравственные установки и философские обобщения знаменитого святителя; московского оставляют глубокий след в сознании молодого инока.

Филарет, митрополит Московский, был одним из самых активных и незабвенных деятелей Русской Православной Церкви. Глубоко ученый, одаренный необыкновенным умом и поэтическим вкусом, Филарет уже в 1806 г. становится известным проповедником. В 1808 г. мы его видим инспектором Петербургской Духовной академии и профессором философских наук. В последующие годы ни одно крупное событие не обходится в Петербурге без «слова» Филарета. События же, которые происходят в то время, во многом напоминают события современные. Военные успехи Наполеона являлись доминирующим критерием в политике европейских держав. Великий полководец, перекраивая карту Европы и подчиняя себе один народ за другим, готовил свой поход на Восток, в Россию. И если в потоке стремительных событий современники их не всегда понимали, куда направлено движение этого потока, то сам Наполеон предопределенно шел к намеченной цели, к подходу на Россию, к своему поражению. Нетрудно себе представить, какое огромное общественное значение имели тогда проповеди Филарета.

Сам Наполеон писал о Бородинском бое, явившемся переломным моментом во всем ходе мировой истории: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое дал я под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Филарет объяснял успех русских нравственными причинами.

Общий патриотический подъем, порожденный в России войной с Наполеоном, явился той средой, где надо искать истоки общественного движения, известного под именем «славянофильства». Было бы непростительной ошибкой преуменьшать значение Русской Православно Церкви и ее деятелей в этом движении. В 1815 г. митрополит Филарет в целях борьбы с иезуитами пишет работу под названием: «Разговор между испытующими и уверенными о православии Восточной Греко-Российской Церкви», работу, которая до сих пор является прекрасным источником изучения взаимоотношений между католичеством и православием.

Митрополит Филарет был не только деятельным поборником, но и непосредственным участником перевода книг Священного Писания на русский язык. Он состоял ревностным членом Библейского общества, которое, по понятиям того времени, служило «преддверием к достижению церковных достоинств».

Вместе с тем мы постоянно встречаем митрополита Филарета среди лиц, активно действующих на общегосударственной арене. Ему принадлежит знаменитое слово на смерть Кутузова; при приведении к присяге Николаю I в Москве он удачно успокаивает народ (речь идет об отречении Константина, которому успели уже принести присягу, и последовавшей почти немедленно присяге Николаю); перу митрополита Филарета принадлежит манифест 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян. Я напоминаю только те из моментов деятельности московской святителя, которые характеризуют его непосредственное соприкосновение с народом в периоды острых политических ситуаций.

Взяв темой своей кандидатской диссертации «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом Митрополита Филарета» и работая над обширным материалом, студент Духовной академии, иеромонах Алексий, совершенно естественно усвоил многие взгляды и принципы этого духовного и общественного деятеля XIX века.

В своем сочинении иеромонах Алексий освещает вопросы власти и государства, освобождение крестьян, вопросы о наказаниях, о возвышении духовенства. Одновременно уделено много места биографии и личности митрополита Филарета.

Профессор А. И. Введенский, разбирая и критикуя сочинение молодого иеромонаха, в заключение дает следующую оценку: «Всего ценнее в сочинении повсюду обнаруживаемая зрелость мысли, вполне способной подниматься до высоты вопросов, волнующих современное общество, и, с другой стороны, разбираться в них с христианско-православной точки зрения, на какую автор повсюду восходит вслед за своим мудрым духовным руководителем, приснопамятным святителем московским. Видно, что он глубоко пережил и передумал все вопросы, составляющие муку теоретической совести современного общества, по крайней мере, в той части, которая относится к задачам жизни сознательно и с серьезным углублением. К этому, конечно, весьма ценному свойству труда о. Алексия присоединяются и достоинства изложения, повсюду соответствующие важности предмета («Богословский вестник», 1005 г.).

С тех пор прошло сорок лет. Вехи жизненного пути нынешнего Патриарха всея Руси отмечаются следующими датами. После окончания Духовной академии в 1904 г. иеромонах Алексий получает назначение инспектором Псковской духовной семинарии. Через два года его переводят ректором в Тульскую семинарию, уже в сане архимандрита. Ректорская деятельность архимандрита Алексия продолжается и в Новгороде, где он одновременно является настоятелем монастыря преподобного Антония Римлянина.

В 1913 г. архимандрит Алексий был хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии, приезжавшим тогда в Россию Патриархом Антиохийским Григорием IV в древнем Софийском соборе г. Новгорода. С этого времени в течение нескольких лет епископ Алексий, состоя одновременно настоятелем Варлаамо-Хутынского монастыря в Новгороде, фактически управляет епархией. Архиепископ Новгородский Арсений большую часть времени проводит в Петербурге, куда его привлекают дела Государственного совета, членом которого он состоит.

Позднее, в годы церковных реформ — отделения Церкви от государства в период после Октябрьской революции, епископ Алексий неотлучно остается в Новгородской епархии. Управляющий этой епархией митрополит Арсений попрежнему отсутствует, занятый в Москве делами Церковного Собора, одним из председателей которого он был.

Этот бурный для Русской Православной Церкви период в Новгородской епархии проходит спокойно и мирно. Преосвященный Алексий проповедует лойяльное отношение к советской власти, оберегает паству от ненужных и враждебных выступлений, разъясняет огромное значение церковных реформ.

В 1921 г. епископ Алексий был перемещен викарием Петроградской епархии в сане епископа Ямбургского. К этому времени относится его выступление в Петроградском Казанском соборе с предложением активно помочь голодающим Поволжья. Следуя призыву Святейшего Патриарха Тихона, он указывал, что добровольная сдача церковных ценностей является делом богоугодным, что недостойно хранить украшения храма и равнодушно относиться к гибели голодающих людей.

В этих примерах деятельности епископа Алексия сказывается его глубокий патриотизм и убежденная последовательность христианским принципам.

В Петербурге, как и в Новгороде, обстоятельства сложились так, что Преосвященный Алексий фактически оказался управляющим всей епархией.

В истории Православной Русской Церкви это время памятно возникновением так называемых обновленческих настроений. Оставаясь убежденным сторонником неприкосновенности канонов, Епископ Алексий старался возможно дальше пойти навстречу обновленцам, считал раскол самым нежелательным из всех возможных положений. Однако эти его действия принесли ему самому много тяжелых испытаний: обновленцы не оценили его доброго отношения, а приверженцы Патриарха Тихона осуждали его терпимость.

Этот оказавшийся неисполнимым опыт примирения двух сторон привел Преосвященного Алексия к убеждению, что в неприкосновенности и устойчивости канонов заложена великая сила Православной Русской Церкви. Неоднократно и в беседах и в настоящее время Патриарх Алексий высказывает это свое убеждение.

В 1926 г., уже в сане Архиепископа Хутынского, Алексий получает назначение управляющим Новгородской епархией. В 1927 г., когда митрополит Московский Сергий, Патриарший Местоблюститель, организовал при себе Синод, Архиепископ Алексий был приглашен в состав членов этого Синода. В 1932 г. он был возведен в сан Митрополита Новгородского. Назначенный в 1933 г. Митрополитом Ленинградским, он оставался членом Патриаршего Синода, деятельно участвуя в высшем управлении Русской Православной Церковью.

Особую популярность митрополит Алексий приобрел во время второй мировой войны. Он не покинул своего поста в осажденном Ленинграде, провел там всю 900-дневную блокаду, и его доброе слово духовного пастыря служило поддержкой и утешением верующим ленинградцам в самый тяжелый период невиданных человеческих страданий.

Многое изменилось со времени нашествия Наполеона на Россию. И все же у всякого знающего историю невольно напрашивается сравнение с минувшим веком. Столь разны по характеру, положению, воспитанию Митрополит Филарет и Митрополит Алексий; первый был властный, упорный и активный человек, второй, — мягкий и деликатный, чрезвычайно любезный в обращении, хотя и требовательный к подчиненным. Их деятельность на земле разделена больше чем веком, но их объединяет общая любовь к Родине, знание особенностей своего народа, вера в его непобедимую силу. Как и Митрополит Филарет, Патриарх Алексий успех русского народа объясняет нравственными причинами.

«Как во времена Дмитрия Донского, св. Александра Невского, как в эпоху борьбы русского народа с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу; как и тогда, и русское воинство и весь русский народ осенял покров Взбранной Воеводы, Матери Божьей, и сопутствовало благословение угодников Божьих, — так и теперь, мы веруем, вся небесная рать с нами. Не за какие-нибудь наши заслуги перед Богом достойны мы этой небесной помощи, но за те подвиги, за то страдание, какие несет каждый русский патриот в своем сердце за любимую мать-Родину, — читаем мы в «Слове митрополита Ленинградского Алексия за литургией в Кафедральном Богоявленском соборе в Москве 10 августа 1941 г.».

Эта мысль неоднократно высказывается им и в последующих проповедях в период нынешней Отечественной войны.

Во всех пастырских посланиях Патриарха Алексия всегда приводятся тексты Священного Писания. Библия — его настольная книга. И нет ли высшей мудрости духовного пастыря в том, что он черпает из этой книги, прожившей целые эры, свои наставления современникам? Проходят века, одни народы уступают место на земной арене другим, сменяются периоды процветания и упадка, разнузданность варварства побеждает духовная красота цивилизации, но страдания людей остаются неизменными. Ощущение голода, холода, боли от раны, привязанность к близким, любовь к родной стране так же неизменны и вечны, как неизменна и вечна жизнь.

И в этой особенности Патриарха Алексия мы видим глубоко усвоенные им наставления Митрополита Филарета.

С самого начала издания «Журнала Московской Патриархии», членом редакционной комиссии которого состоит Патриарх Алексий, почти в каждом номере есть его труды, самые разнообразные: послания к верующим оккупированных немцами, ныне освобожденных районов, проповеди, сказанные и дни высокоторжественных праздников и знаменательных событий, письма к единоверцам в славянских странах, призывы к участию в помощи обороне страны и семьям красноармейцев. Его перу принадлежит описание немецких злодеяний в Петергофе и Пушкине, которые он сам лично видел, статьи на тему «Христианство в войне с гитлеризмом» н «Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны». И всюду доминирующей мыслью является следующая, высказанная наиболее сжато и четко в послании псковичам и новгородцам в декабре 1943 г.: «Вера — это великая сила не только в личной, отдельной жизни каждого из нас, но и в жизни целого общества и народа... и наш долг, особенно в минуты тяжелых испытании и искушений, всеми силами поддержать ее в себе и хранить ее в наших сердцах и умах, как оружие, не победимое никакими человеческими средствами».

Свое понимание значения православия Патриарх Алексий ясно высказывает в статье «Св. благоверный великий князь Александр Невский — покровитель Северного края». Мысль эта является отправной точкой зрения в его позиции, занятой с начала второй мировой войны. «И с того времени начинается долгая и упорная борьба германского и славянского мира, православия и латинства».

Если мы обратимся к высказываниям Митрополита Филарета по этому вопросу, то, несомненно, убедимся в преемственности и здесь.

Ровный по характеру, незлобивый, искренний в проявлении своих настроений, Патриарх Алексий чужд всякого ханжества. Вместе с тем он очень радетелен в исполнении церковных обрядов. Церковность для него поистине «пристанище, где усмиряется тревога сердца, где усмиряются притязания рассудка, где великий покой нисходит в разум». Он соблюдает посты, ежедневно присутствует на богослужении в своей маленькой патриаршей церкви. С его переездом в Москву в качестве Патриаршего Местоблюстителя эта церковь преобразилась. Она убрана с большим вкусом. В подборе тонов преобладает голубой, располагающий к умиротворению. Истинное наслаждение присутствовать здесь за литургией. Покой и благодать нисходят на душу, и с сожалением уходишь отсюда после конца богослужения.

Патриарх Алексий любит все изящное и красивое. Его раздражает всякая небрежность. Ог своих помощников он требует аккуратности в каждой мелочи вплоть до внешнего вида отправляемого им письма.

С детства любил он благолепие православного богослужения. И всю жизнь он борется за то, чтобы церковная служба проходила со всей подобающей торжественностью. В тщательном соблюдении церковного устава, в пышности внешнего оформления, в совершенстве церковного пения он видит устойчивость религиозных настроений.

Святейший Патриарх Сергий на основании определения Церковного Собора Русской Православной Церкви 1917—1918 гг. облечен был правом назначить себе преемника для временного замещения должности Патриаршего Местоблюстителя в случае своей смерти. Эту обязанность Патриарх Сергий в завещательном распоряжении от 12 октября 1941 г. возложил на Митрополита Ленинградского Алексия.

Покойный Патриарх знал Митрополита Алексия в течение многих лет, знал его достоинства и недостатки, особенности его образования и воспитания, склад его ума и характера, и выбор его был не случаен. После Октябрьской Революции и отделения Церкви от государства, в жизни Русской Православной Церкви произошло много треволнений. По словам Патриарха Сергия, «в нашей Церкви воцарился невообразимый хаос». Нынешнее ее положение характерно устойчивостью и намеченными путями дальнейшего процветания. Самое мудрое — закрепить это положение, избегать резких поворотов в церковной жизни.

В своем первом послании к Православной Русской Церкви тогда Патриарший Местоблюститель, Митрополит Алексий сказал следующее:

«Патриарх Сергий на меня возложил обязанности Патриаршего Местоблюстителя до Собора, который должен будет избрать ему преемника на патриаршем престоле. Исполняя эту священную для всех нас волю, я со смущением и страхом, но и с верою в помощь Божию, по благословению почившего Патриарха, принял сей жребий временного окормления Святой Церкви, в уповании на молитвы Церкви. Ради Церкви Твоей святой и верующего народа соверши, Господи, «силу Твою в немощи моей». «Даждь гласу Твоему глас силы» и в недостойных устах, да «приемлющие слово Твое от нас, приемлют его не яко слово человеческое, но якоже воистину слово Божие, и да действуется оно в сих верующих.

Итак, отцы и братия, и чада отечественной Церкви нашей, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Единодушная молитва сопастырей и всех верных да привлечет свыше моему недостоинству благодать и мир, дабы я мог с силой и действием возвещать пастве мир и благодать.

Труд мой облегчается тем, что Святейший Патриарх ясно наметил путь, по которому должен пойти тот, кому вверено водительство корабля церковного: это строгое следование священным правилам церковным, верность Родине, нелицемерная, по наставлению апостольскому, покорность предержащей власти, яже есть, по Апостолу, от Бога».

На открытии Собора епископов 21 ноября 1944 г. Патриарший Местоблюститель снова повторяет:

«Да будет незабвенному владыке Патриарху в Церкви Российской вечная память.

На всех нас лежит долг неуклонно следовать по его пути, и каждый из нас на своем участке работы в меру возможностей должен продолжать то дело, которому им положено начало, — дело собирания церковных сил для благоустроения всех сторон церковной жизни».

Избрание на Поместном Соборе Митрополита Ленинградского Алексия Патриархом Московским и всея Руси снова и снова подтверждает мудрость и прозорливость Святейшего Патриарха Сергия.

АНТОНИНА ШАПОВАЛОВА

Система Orphus